Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические и социологические методы и приёмы, используемые при проведении занятий.




· Анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты;

· Интервьюирование (опрос по телефону, компьютерный опрос);

· Деловая игра.

 

-10-

Глава2.2. Программа игровой деятельности.

 

Досуговые детские учреждения имеют свою специфику функционирования, что накладывает свой отпечаток на педагогический процесс. Своеобразие педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования состоит прежде всего в том, что формирующаяся личность находится в стадии становления и развития, а также социализации личности. Внешкольные учреждения являются ареной социализации личности, вхождение детей и подростков в жизнь. Специфика педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что они функционируют в условиях досуга, где имеется относительная свобода, отсутствуют строгая регламентация и жёсткие рамки. Причём строится культурно-воспитательная деятельность в значительной мере на основе инициативы и самодеятельности детей и подростков с использованием разнообразных средств, форм, методов, программ.

1. Спортивные (командные и групповые) и подвижные игры и двигательные развлечения, допускающие равнозначноё участие здоровых детей, детей с ослабленным здоровьем, больных детей, подготовленных и неподготовленных детей, тренированных и нетренированных.

2. Оздоровительные игровые мероприятия, регулирующие физические психические нагрузки, балансирующие общее состояние детей (кроссы, эстафеты, весёлые старты), игровые аттракционы и т.п.

3. Туристические походы разного вида (пение, водные, велосипедные, горные), туристические слёты и туристические игры.

4. Экологические игры и досуги, игры на местности, природные игры, общение с природным и животным миром, экскурсии и прогулки.

5. Все остальные игры: интеллектуальные (предметные, дидактические, познавательные); технические; музыкально-ритмические, логические игры и упражнения; психологические игры-тесты, игры-упражнения, компьютерные игры.

6. Ролевые игры , игры театрализованные, сюжетные, игровые праздники и состязания.

7. Праздники с культурно-зрелищными программами, играми, допускающими активное включение участников и зрителей в празднично-игровые действия.

8. Драматическое и музыкальное творчество.

9. Игровые обряды, ритуалы, обычаи, церемониалы, воссоздающие культурные нормы, культуру общения детей.

 

 

-11-

 

Глава 2.3. Организационная основа проведения детских игр.

 

К педагогическим подходам организации детских игр необходимо отнести ряд следующих моментов:

Выбор игры.

Выбор игры в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие , физическая подготовленность, особенности возраста, интересы , уровни общения и совместимости и т.д.

Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и места ее проведения, от наличия игровых аксессуаров. Цель игры находится за пределами игровой ситуации и результат игры может выражаться в виде вещных предметов и всевозможных изделий( модели , макеты, игрушки) « продуктов художественного творчества», новых знаний и др. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанные между собой.

Первая цель-удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня - функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры- разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п. В этой цели заключены способы игрового поведения, их выбор, механизм влияния игры на личность ребенка. Именно в творческой сути игрового действия кроется главная интрига игры. При выборе игры прежде всего учитывается ее творческий потенциал как основной секрет усвоения ребенком воспитывающего ее содержания и условия самовоспитания. К выборам игр, естественно, привлекаются и сами дети, чтобы они почувствовали себя соавторами игр, прониклись чувством ответственности за них.

Предложение игры детям.

Главная задача в предложении игры детям заключается в возбуждении интереса ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Обычно используются игровые и неигровые предложения игры.

Неигровой прием прост -это устное предложение:

- Давайте играть в такую-то игру!

Ребята :

- Есть интересная новая игра! И т.п.

Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки или предметы для игры,

-12-

возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые объявления и т.п. В предложение игры входят объяснение ее правил и техника действия. Объяснение игры является моментом очень ответственным.

Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входят названия игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе размещение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д.

Оборудование и оснащение игровой площадки.

Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию; подходить по размеру для количества играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов. Игровое пространство разнообразно: это специально детские парки, стадионы, игровые площадки, комнаты , уголки.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре.

Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно , существуют игры, не требующие разделения на группы , и игры командные. Разбивка на команды требуют соблюдения этики, учета привязаностей , симпатий и антипатий. Игровая практика детей пополнила немало демократических игротехнических приемов разделения на микро коллективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки, разгадывание загадок и т.д. Один из ответственных моментов в детских играх –распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре –дело трудное и щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправие ролей для некоторых игр требуются капитаны, водящие.

Приемы :

1. назначение на роль непосредственно взрослым;

2. назначение на роль через старшего(капитана, водящего)

3. довольное принятие роли ребенком по его желанию.

При распределение ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным –проявить активность; детям, чем-то себя скомпрометировавшим,-

 вернуть потерянный авторитет; новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива, -проявить себя, сдружиться со всеми.

Развитие игровой ситуации.

Под таковым развитием мы понимаем изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. По содержанию игровые ситуации, составляющие основу игры, могут быть различными: спортивно- конкурсными, ценностно-ориентационными, конструкторско-трудовыми и т.д. По тональности, настроению – торжественными, лирическими, комическими, сатирическими и др. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих

-13-

функциональных задач в игре.

В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Завершение игры.

Впечатление у детей от игры зависит от ее окончания. Администрирование , пресечение, окрик в играх недопустимы. Что надо предусмотреть в концовке любой игры? Конец игры должен быть результативным чей-то выигрыш, проигрыш, победа, ничья, т.е. должна быть подведена логическая черта. В ролевой игре конец ее не должен выходить из сюжета игры. Важно , чтобы он был четким , кратким по времени , ярким, эмоциональным, подводил итоги практической деятельности игры. Концовка многих игр требует подведения итогов, обсуждения, поощрения и т.п.

Таким образом, ребенок в игре становится человеком, наделенным психическими качествами, необходимыми каждому члену общества, какое бы место в нем он впоследствии ни занял, ибо у него складывается потенциал познавательного, волевого ,эмоционального и личностного развития.

 

 

 

 

-14-










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 604.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...