Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава II. Формы работы и методы воспитания.
Современные формы и методы организации кружковой работы. Дополнительное образование детей- это совокупность познавательной, исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности, лежащей за пределами государственного образовательного стандарта. Методологической основой для разработки содержания, форм и методов дополнительного образования детей в современных условиях являются идеи отечественных и зарубежных специалистов, работающих в области педагогики: -идея поэтапного комплексного развития детей (В.В.Давыдов); -идея проблемного обучения (А.М.Матюшкин и др.); -идея личностно-ориентированного образования на основе его дифференциации и индивидуализации (А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский и др.); -идея рассмотрения дополнительного образования как постоянно расширяющегося образовательного пространства (формы его бытия) и последовательной смены состояний развития личности и её самореализации (В.А.Горский и др.); На занятиях учебных групп и коллективов, педагог может использовать различные методы, приёмы, формы организации кружковой работы. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приёмов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог. В процессе обучения педагог может решать следующие задачи: · развитиепознавательных интересов учащихся; · развитие интеллектуальных способностей; · обучение самообразованию; · овладение методами и приёмами самостоятельной работы; · обучение методом научной, исследовательской, экспериментальной работы; · развитие изобретательских и конструкторских способностей; · развитие творческих способностей; · овладение практическими умениями и навыками; · формирование умений работать в коллективе, выполнять коллективные работы (задания); · содействие в профессиональном самоопределении учащихся; · формирование умения передавать свои знания другим; выявление уровня знаний и умений учащихся. Выбор методов обучения определяется также с учётом возможностей учащихся: возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; с учётом специфики изучения данного учебного предмета, направления образовательной деятельности; возможностей материально-технической базы обучения. -7- Методы организации кружковой работы. 1. Словесные методы обучения. 2. Работа с учебником и книгой. 3. Методы практической работы: упражнения, письменные работы, графические работы. 4. Метод наблюдения. 5. Исследовательские методы. 6. Метод проблемного обучения. 7. Методы программированного обучения. 8. Проектно-конструкторские методы. 9. Метод игр. 10. Наглядный метод обучения. 11.Использование на занятиях: · средств искусства; · активных форм познавательной деятельности; · психологических и социологических методов и приёмов. Использование на занятиях методов практической работы. Метод упражнения: · Упражнения; · Тренинг; · Тренировка; · Репетиция; Письменные работы. · Конспект; · Выписки; · Составление тезисов (докладов); · Реферат; · Письменные ответы на вопрос (анкетирование); · Составление аннотации (произведения, статьи); · Составление рецензии (отзыва);
Словесные методы обучения. · Лекция; · Объяснение; · Рассказ; · Чтение; · Беседа; · Диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом); · Консультация. -8- Графические работы. · Составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей; · Составление структурно-логических схем; · Заполнение матриц; · Работа с географическими и историческими картами. Метод наблюдения. · Запись наблюдений, ведение дневника наблюдений; · Зарисовка, рисунки; · Запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов; · Фото-, видео-, киносъёмка; · Проведение замеров (температуры воздуха, состояния воды, почвы и др.). Исследовательские методы. Лабораторные и экспериментальные занятия. · Опыты: постановка, проведение и обработка результатов; · Лабораторные занятия: работа с приборами, препаратами, техническими устройствами; · Эксперименты; · Опытническая работа на участке. Метод проблемного обучения. · Проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; указания на ошибки, заблуждения, находки, открытия; · Эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; · Объяснение основных понятий, определений, терминов; · Создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса (задания, демонстрация опыта, использование наглядности); · Самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; · Самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную проблему; · Поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов). Методы программированного обучения: · Объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал учащиеся изучают самостоятельно; · Самостоятельное изучение определённой части учебного процесса: а) выбор между правильным и неправильным ответом (линейное программирование); б)выбор одного ответа из нескольких ответов (разветвлённое программирование Проектные и проектно-кострукторские методы обучения: · Разработка проектов, программ; -9- · Построение гипотез; · Моделирование ситуаций; · Создание новых способов решения задач; · Создание моделей, конструкций, конструирование игр; конструирование из бумаги · Разработка сценариев , спектаклей, праздников; · Художественное конструирование; · Создание произведений декоративно-прикладного искусства; · Проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел. Метод игры: · Игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т.д. · Игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения. · Игра-конкурс, игра-путешествие; ролевая игра, деловая игра. · Настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры-конструкторы. Наглядный метод обучения: · Наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики. · Видеоматериалы, диафильмы, диапозитивы, учебные и другие фильмы. Одна из интереснейших форм стимулирования учащихся к занятиям- организация выставок, конкурсов, праздников, соревнований, эстафет и других массовых мероприятий, куда приглашаются и родители. Активные формы познавательной деятельности, используемые на занятиях: · Сказочноё путешествие; · Диспут; · Олимпиада; · Турнир; · Викторина; · КВН; · Заочное путешествие во времени и пространстве; · Встреча со специалистами, ветеранами; · Конкурс; · Познавательные игры. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 161. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |