Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава II. Формы работы и методы воспитания.




Современные формы и методы организации кружковой работы.

Дополнительное образование детей- это совокупность познавательной, исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности, лежащей за пределами государственного образовательного стандарта.

Методологической основой для разработки содержания, форм и методов дополнительного образования детей в современных условиях являются идеи отечественных и зарубежных специалистов, работающих в области педагогики:

-идея поэтапного комплексного развития детей (В.В.Давыдов);

-идея проблемного обучения (А.М.Матюшкин и др.);

-идея личностно-ориентированного образования на основе его дифференциации и индивидуализации (А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский и др.);

-идея рассмотрения дополнительного образования как постоянно расширяющегося образовательного пространства (формы его бытия) и последовательной смены состояний развития личности и её самореализации (В.А.Горский и др.);

На занятиях учебных групп и коллективов, педагог может использовать различные методы, приёмы, формы организации кружковой работы. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приёмов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог.

В процессе обучения педагог может решать следующие задачи:

· развитиепознавательных интересов учащихся;

· развитие интеллектуальных способностей;

· обучение самообразованию;          

· овладение методами и приёмами самостоятельной работы;

· обучение методом научной, исследовательской, экспериментальной работы;

· развитие изобретательских и конструкторских способностей;

· развитие творческих способностей;

· овладение практическими умениями и навыками;

· формирование умений работать в коллективе, выполнять коллективные работы (задания);

· содействие в профессиональном самоопределении учащихся;

· формирование умения передавать свои знания другим;

выявление уровня знаний и умений учащихся.

Выбор методов обучения определяется также с учётом возможностей учащихся: возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; с учётом специфики изучения данного учебного предмета, направления образовательной деятельности; возможностей материально-технической базы обучения.

-7-

Методы организации кружковой работы.

1. Словесные методы обучения.

2. Работа с учебником и книгой.

3. Методы практической работы: упражнения, письменные работы, графические работы.

4. Метод наблюдения.

5. Исследовательские методы.

6. Метод проблемного обучения.

7. Методы программированного обучения.

8. Проектно-конструкторские методы.

9. Метод игр.

10. Наглядный метод обучения.

11.Использование на занятиях:

· средств искусства;

· активных форм познавательной деятельности;

· психологических и социологических методов и приёмов.

Использование на занятиях методов практической работы.

Метод упражнения:

· Упражнения;

· Тренинг;

· Тренировка;

· Репетиция;

Письменные работы.

· Конспект;

· Выписки;

· Составление тезисов (докладов);

· Реферат;

· Письменные ответы на вопрос (анкетирование);

· Составление аннотации (произведения, статьи);

· Составление рецензии (отзыва);

 

Словесные методы обучения.

· Лекция;

· Объяснение;

· Рассказ;

· Чтение;

· Беседа;

· Диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом);

· Консультация.

-8-

Графические работы.

· Составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей;

· Составление структурно-логических схем;

· Заполнение матриц;

· Работа с географическими и историческими картами.

Метод наблюдения.

· Запись наблюдений, ведение дневника наблюдений;

· Зарисовка, рисунки;

· Запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов;

· Фото-, видео-, киносъёмка;

· Проведение замеров (температуры воздуха, состояния воды, почвы и др.).

Исследовательские методы. Лабораторные и экспериментальные занятия.

· Опыты: постановка, проведение и обработка результатов;

· Лабораторные занятия: работа с приборами, препаратами, техническими устройствами;

· Эксперименты;

· Опытническая работа на участке.

Метод проблемного обучения.

· Проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; указания на ошибки, заблуждения, находки, открытия;

· Эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов;

· Объяснение основных понятий, определений, терминов;

· Создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса (задания, демонстрация опыта, использование наглядности);

· Самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств;

· Самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную проблему;

· Поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).

Методы программированного обучения:

· Объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал учащиеся изучают самостоятельно;

· Самостоятельное изучение определённой части учебного процесса:

а) выбор между правильным и неправильным ответом (линейное программирование);

б)выбор одного ответа из нескольких ответов (разветвлённое программирование

Проектные и проектно-кострукторские методы обучения:

· Разработка проектов, программ;

-9-

· Построение гипотез;

· Моделирование ситуаций;

· Создание новых способов решения задач;

· Создание моделей, конструкций, конструирование игр; конструирование из бумаги

· Разработка сценариев , спектаклей, праздников;

· Художественное конструирование;

· Создание произведений декоративно-прикладного искусства;

· Проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.

Метод игры:

· Игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т.д.

· Игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения.

· Игра-конкурс, игра-путешествие; ролевая игра, деловая игра.

· Настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры-конструкторы.

Наглядный метод обучения:

· Наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики.

· Видеоматериалы, диафильмы, диапозитивы, учебные и другие фильмы.

Одна из интереснейших форм стимулирования учащихся к занятиям- организация выставок, конкурсов, праздников, соревнований, эстафет и других массовых мероприятий, куда приглашаются и родители.

Активные формы познавательной деятельности, используемые на занятиях:

· Сказочноё путешествие;

· Диспут;

· Олимпиада;

· Турнир;

· Викторина;

· КВН;

· Заочное путешествие во времени и пространстве;

· Встреча со специалистами, ветеранами;

· Конкурс;

· Познавательные игры.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...