Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научные революции и смена типов рациональности.




История науки протекает неравномерно: проиходят революции, радикальный пересмотр общепринятых взглядов на предмет науки. Научные революцие расширяют круг знаний о данном предмете, постигаются не за счет накопленных идей, а за счет внесения корректировок в исходные основания, в аксиому научных теорий, ранее считавших истинным. Изменяютмя методы теоретического исследования; имп рациональности – «угол зрения» ученого на мир. Типы революции: 1) Внутридисциплинарные (в рамках отдельных научных дисциплин), 2) Междисциплинарные (обмен идей между дисциплинами в результате их взаимодействия). , 3) Глобалльная–( в естествознании приводящем к смене рациональности). 1-я революция 17 века-становление классич. Естествознания, поиск знаний о природе. 2-ая революция-конец 18 нач. 19в. Переход в дисциплинарно-организованную науку. 3-ья революция – конец 19 середина 20в. – становление неоклассического естествознания, становление квантовой теории в физике, генетике и т.д., 4-ая революция конец 20 нач. 21 века – радикальное изменение в научном знании – рождение нов. Постнеоклассич. Науки. События: компьютер. Науки, усложнение приборных комплексных программ. Типы рациональности: классическая(додисциплинарная и дисциплинарная), неклассическая. Появление каждого нового типа рациональности не отбравсывало предшествующего, только огранич. Их сферу деятельности. Субъект-средства-объект.

 

 

Развитие науки.

Большой вклад в изучение истории науки внес Вернадский. «Наука есть познание жизни». Для Вернадского: наука пораждена жизнью, прктической деятельностью людей. Наука вырастала из потребностей практической жизни. Формирование науки рассматривалась Вернадским как глобальный процесс, обще планетарное явление, главной причиной зарождения науки, он считал требование жизни. Целью открытий – стремление к знанию, одна из задач науки: овладеть силами природы для человечества. Этапы развития науки:  1) Преднаука-накопление эмпирических знаний, закладывался фундамент науки-совакупность точно установленных научных фактов. 2) Наука в собственном смысле с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала преднаука), формирует особый тип знания-теория, позволяющая получить эмпирическую зависимость от теоритических постулатов. 3) Формирование технических наук, как опоследующего слоя знания между естествознанием и производством, а затем становление гуманитарных наук. В современном понимании наука-особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку знаний о мире. Главное качество науки: генерировать рост нового знания, выходя за рамки уже изученных. Наука и производство знаний необходимо для развития и поддержания жизнедеятельности человека; оно возникает из потребностей человека. На каждом этапе развития науки начное познание усложняет свою организацию.

 

Истина и заблуждение, критерии истины.

В средние века критерием истины было обращеиеи к авторитету, празнавалась точка зрения священного писания. Философы-Эмпирики считали таким критерием-ощущение и восприятие, т.е. чувстыо, опыт, такой же критерий у западной философии. Философы рационалистического напрвления (Декарт, Спиноза, Лейбниц): ясность и отчетливость разума, выведение знаний из очевидных полжений. Критерий истины практика, она абсолютна и относительна. Абсолютна так как подтверждение практикой – истина. Относительна так как терия и практика не разрывны. Концепция, рассматривающая истину, как соответствие знаний действительности сложилась в ДР. Греции. Различия в понимании действительности: для Платона-неизменны сверхчеловеческие идеи, для Гегеля-развивается мирн. Разум. Истина не существует сама по себе, не зависит от знания, знание может быть истиным. Заблуждения возникают по объективным и субъективным причинам: поспешные обощения, одностороннее восприятие, поспешное истолкование предубеждений. 

 

41.Методы и формы научного познания.

Познавательнаядеятльность в философии изучается гносеологией (от гр. «понятие о знании», «учение о знании»), они имеет свою специфику. Познавательная деятельность-это раздел философии, в котором изучается природа познания и её возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истиности познания. Гносеология, как часть философии изучает сегодня всеобщее в познании. В гносеологии наряду с познавательными сторонами субъективно-объективных отношений предметом выступает:и1) специфика научного познания, 2) специфика повседневного познания, 3) специфика научный видов познавательной деятельности человека. Формы познания: игровая, обыденная, мифологическая, художественно-образная, философская, научная, религиозная.

 

 

Структура познавательной деятельности.

(Оптимисты устверждают абсолютную познавательность мира, агностики-отрицают её, скептики- не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнения). В процессе познания различаются ступени: 1) Чувственное (познание, основанное на чувствах, ощущениях отражающих действительность), 2) Рациональное (познание, опирающееся на логическое мышление, которое осуществляется в трех формах: понятия, суждения, умозаключения). 3) Интуитивное (познание, везапное решение, истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне, без придварительного логического доказательства).

 

Особенности начуного познания: 1) его основная задача-обнаружение объективных законов действительности природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и т.д. 2) На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. 3) Системность, т.е. совакупность знаний приведенных в порядок на основании определенных теоритических принципов, которые объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. 4) Методологическая рефелексия- изучение объектов, выявление их специфики, свойси и связи, методы с помощью которых они исследуются. 5) Объективная истина – постигается рациональными средствами м методами, но не без участия внерациональных средств и методов. Следует характерная черта научного познания – объективность.

 

 

Сознание и бессознательное.

Сознание – высшая функция мозга, связанная я речью и свойствена только человеку, заключающаяся в целенаправленном осмыслении обощенного отражения действительности в виде идеальных образов о её творческом преобразовании, в разумном поведении человека и его взаимоотношения с окр. природой и социальной средой. Бессознательное – совакупность психических процессов, актов, состояний неподдающихся контролю со стороны сознаня человека, находится вне человека. Бессознательным становится все то, что не становится предметом особыхдейсвий по сознанию. В бессознательность действительность переживается.

 

Онтология сознания.

В философии существуют различные точки зрения о происхождении сознания: 1) Сознание – имеет космическое происхождение – оно существует само по себе, не зависимо от материальных носителей живых организмов человека. 2) Сознание – порождение живой природы – присуще всем живым оргиназмам.(сторонники это точки зрения обосновывают её тем, что жизни животных все происхдит не спонтанно, а подчинено х сознанию, имеет смысл, инстинкты не только врожденные но и приобретенные.) 3) Сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животное обладают не сознанием, а инстинктами.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...