Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этико-аксиологические основания современной практической психологии.




Использование этико-аксиологического подхода имеет главную цель в реализации гуманистических этических ценностей как собственно психологической работы, так и общества в целом. Безусловно, этико-аксиологический подход не может считаться единственным.

Однако аксиологический подход может считаться одним из важнейших, задающим значимость других важных компонентов. Заключается в обосновании, анализе ценностного смысла и содержания, всестороннем рассмотрении психологии в целом и поэлементно с точки зрения теории ценностей.

Главная цель применения аксиологического подхода – этический анализ сущего, его оценка и разработка идеала. Функции, которые при этом выполняет аксиологический подход в (аналитическая, оценочная, прогностическая, целеполагающая и другие), позволяют существенно повысить эффективность и качество практической психологической деятельности.

(Студопедия)

 

 

Место и роль профессионально-этической системы практической психологии в системе общественной морали, философской этики и аксиологии.

Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и поведения.

Этическая система психологов служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности.

Роль системы можно определить как:

- Адаптация профессионально-этической системы к нуждам профессиональной практики;

- Обеспечение адекватной социальным функциям профессии профессионально-этической регламентации;

- Содействие формированию единой этико-аксиологической основы профессиональной деятельности;-унификация и обеспечение однонаправленности профессиональной деятельности специалистов на основе предъявляемых к ним единых профессионально-этических требований и единой системы ценностей;

- Систематизация базовых этико-аксиологических критериев для определения профессиональной пригодности специалистов и оценки их деятельности;

- Содействие разрешению этико-аксиологических конфликтов, возникающих в практической работе;

- Обеспечение нормативного поведения, отношений и действий психологов, их коллективов в рамках профессионально-этической системы;

- Обеспечение гарантий осуществления прав клиентов;

- Обеспечение возможности осуществления взаимозаменяемости, обеспечение преемственности и последовательности их действий (как отдельных специалистов, так и целых служб);

- Обеспечение определенной свободы действий для решения поставленных задач в рамках профессионально-этической системы;

- Содействие совершенствованию и развитию личности, повышению уровня моральности специалистов, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества;

- Содействие повышению морального авторитета практической психологии в обществе;

- Обеспечение гарантий этической чистоты профессии как таковой.

(Пряжников, Студопедия)

 

Профессионально-этические кодексы в области человек-человек.

Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Повышенные моральные требования предъявляются к профессиям типа "человек – человек", т. е. связанным с ответственностью за жизнь людей, требующим высокой согласованности в действиях (здравоохранение, образование, управление, транспорт, бытовые услуги). Деятельность людей этого типа означает "вторжение" во внутренний мир человека, и нравственная ответственность приобретает здесь решающее значение. К примеру, когда мы общаемся с продавцом, то хотим не только того, чтобы он выполнял свои прямые обязанности, но был вежлив и обходителен с нами. Когда мы выбираем воспитательное или учебное заведение для своих детей, то ищем не просто хорошую школу, а хороших, добрых, внимательных воспитателей, учителей. Когда мы решаем, к какому врачу обратиться за медицинской помощью, то имеем в виду не просто первоклассного в своей области специалиста, но аккуратного, терпеливого, способного к сочувствию человека.

Формы, методы и проблемы формирования личности психолога.

На сегодня формирование личности психолога проходит три этапа:

1. Концептуальный, что предполагает формирование профессионального сознания специалиста;

2. Профессиональный, который направлен на овладение необходимой системой знаний, технологии практической деятельности будущего психолога, формирование его психологической культуры. Психологическая культура предполагает высокий уровень профессиональных знаний и культуры общения, эмоциональную культуру, культуру мышления.

Культура общения предполагает умение пользоваться в соответствующих ситуациях адекватными стереотипами взаимодействия, творчески решать спорные ситуации, вести диалог с клиентом.

Эмоциональная культура предполагает умение выбирать адекватную форму проявления своих эмоций, способность владеть собой, управлять своими эмоциональными состояниями. Сформированность эмоциональной культуры способствует полноценному общению и решению конфликтных ситуаций.

3. Личностный, целью которого является формирование профессионально важных качеств личности, гуманистической направленности, "диалогичности", способности к профессиональной идентификации. Профессиональная идентификация предполагает принятие ведущих профессиональных ролей, ценностей, норм, наличие мотивационных структур, побуждающие личность к эффективной деятельности. Формирование профессиональной идентификации связано с самопознанием (самодиагностикой), самокоррекцией, самоанализом и самореабилитации.

 

14. Профессионально-значимые качества личности психолога.

Профессиональный психолог должен обладать рядом качеств:

- Эмпатия, доброжелательность к клиенту

- Внимание, стремление понять позицию других

- Высокий интеллект

- Глубокая теоретическая подготовка и опыт работы

- Коммуникабельность и способность устанавливать доверительные отношения

- Безоценочный подход в работе с клиентом

- Проявление интереса к людям

- Способность быть лидером

- Поведенческая гибкость

- Проницательность

- Оказание поддержки клиенту, забота о нем

- Соблюдение конфиденциальности

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 791.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...