Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этико-аксиологические основания современной практической психологии.
Использование этико-аксиологического подхода имеет главную цель в реализации гуманистических этических ценностей как собственно психологической работы, так и общества в целом. Безусловно, этико-аксиологический подход не может считаться единственным. Однако аксиологический подход может считаться одним из важнейших, задающим значимость других важных компонентов. Заключается в обосновании, анализе ценностного смысла и содержания, всестороннем рассмотрении психологии в целом и поэлементно с точки зрения теории ценностей. Главная цель применения аксиологического подхода – этический анализ сущего, его оценка и разработка идеала. Функции, которые при этом выполняет аксиологический подход в (аналитическая, оценочная, прогностическая, целеполагающая и другие), позволяют существенно повысить эффективность и качество практической психологической деятельности. (Студопедия)
Место и роль профессионально-этической системы практической психологии в системе общественной морали, философской этики и аксиологии. Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и поведения. Этическая система психологов служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности. Роль системы можно определить как: - Адаптация профессионально-этической системы к нуждам профессиональной практики; - Обеспечение адекватной социальным функциям профессии профессионально-этической регламентации; - Содействие формированию единой этико-аксиологической основы профессиональной деятельности;-унификация и обеспечение однонаправленности профессиональной деятельности специалистов на основе предъявляемых к ним единых профессионально-этических требований и единой системы ценностей; - Систематизация базовых этико-аксиологических критериев для определения профессиональной пригодности специалистов и оценки их деятельности; - Содействие разрешению этико-аксиологических конфликтов, возникающих в практической работе; - Обеспечение нормативного поведения, отношений и действий психологов, их коллективов в рамках профессионально-этической системы; - Обеспечение гарантий осуществления прав клиентов; - Обеспечение возможности осуществления взаимозаменяемости, обеспечение преемственности и последовательности их действий (как отдельных специалистов, так и целых служб); - Обеспечение определенной свободы действий для решения поставленных задач в рамках профессионально-этической системы; - Содействие совершенствованию и развитию личности, повышению уровня моральности специалистов, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества; - Содействие повышению морального авторитета практической психологии в обществе; - Обеспечение гарантий этической чистоты профессии как таковой. (Пряжников, Студопедия)
Профессионально-этические кодексы в области человек-человек. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Повышенные моральные требования предъявляются к профессиям типа "человек – человек", т. е. связанным с ответственностью за жизнь людей, требующим высокой согласованности в действиях (здравоохранение, образование, управление, транспорт, бытовые услуги). Деятельность людей этого типа означает "вторжение" во внутренний мир человека, и нравственная ответственность приобретает здесь решающее значение. К примеру, когда мы общаемся с продавцом, то хотим не только того, чтобы он выполнял свои прямые обязанности, но был вежлив и обходителен с нами. Когда мы выбираем воспитательное или учебное заведение для своих детей, то ищем не просто хорошую школу, а хороших, добрых, внимательных воспитателей, учителей. Когда мы решаем, к какому врачу обратиться за медицинской помощью, то имеем в виду не просто первоклассного в своей области специалиста, но аккуратного, терпеливого, способного к сочувствию человека. Формы, методы и проблемы формирования личности психолога. На сегодня формирование личности психолога проходит три этапа: 1. Концептуальный, что предполагает формирование профессионального сознания специалиста; 2. Профессиональный, который направлен на овладение необходимой системой знаний, технологии практической деятельности будущего психолога, формирование его психологической культуры. Психологическая культура предполагает высокий уровень профессиональных знаний и культуры общения, эмоциональную культуру, культуру мышления. Культура общения предполагает умение пользоваться в соответствующих ситуациях адекватными стереотипами взаимодействия, творчески решать спорные ситуации, вести диалог с клиентом. Эмоциональная культура предполагает умение выбирать адекватную форму проявления своих эмоций, способность владеть собой, управлять своими эмоциональными состояниями. Сформированность эмоциональной культуры способствует полноценному общению и решению конфликтных ситуаций. 3. Личностный, целью которого является формирование профессионально важных качеств личности, гуманистической направленности, "диалогичности", способности к профессиональной идентификации. Профессиональная идентификация предполагает принятие ведущих профессиональных ролей, ценностей, норм, наличие мотивационных структур, побуждающие личность к эффективной деятельности. Формирование профессиональной идентификации связано с самопознанием (самодиагностикой), самокоррекцией, самоанализом и самореабилитации.
14. Профессионально-значимые качества личности психолога. Профессиональный психолог должен обладать рядом качеств: - Эмпатия, доброжелательность к клиенту - Внимание, стремление понять позицию других - Высокий интеллект - Глубокая теоретическая подготовка и опыт работы - Коммуникабельность и способность устанавливать доверительные отношения - Безоценочный подход в работе с клиентом - Проявление интереса к людям - Способность быть лидером - Поведенческая гибкость - Проницательность - Оказание поддержки клиенту, забота о нем - Соблюдение конфиденциальности
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 888. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |