Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ценности и идеал профессиональной психологии.
Само выделение «единственно верных» целей и ценностей является верным путем к тоталитарности и несвободе, что противоречит самой идее субъектности. Вероятно, поиск таких целей является непрекращающимся процессом, пронизывающим всю профессиональную судьбу творчески ориентированного психолога. Вероятно, вместе с личностным развитием психолога будет развиваться и его представление о критериях «достойных» (или «не достойных») целей своего профессионального труда. Известно, что результатом труда (в том числе и труда самого психолога) является не только производство нового психологического знания и не только решенные проблемы клиентов, но и сам психолог, который такжепреобразует себя в деятельности. Поэтому размышления о том, какое влияние оказывает на психолога его непосредственная работа также должны стать предметом его профессионального труда. Это тем более важно,что многие клиенты пристально наблюдают за нами, а это во многом определяет и то, насколько удастся нампостроить истинно диалогичные отношения с такими клиентами. В своем развитии психолог не должен бояться стремиться к «лучшему. Главный этический ориентир профессионального развития психолога формулируется следующим образом: культивирование права каждого человека на построение уникальной, целостной жизни, но права, не ущемляющего таких же прав других людей. Иными словами, полноценность (настоящий успех) жизни определяется тем, насколько человек прожил ее неповторимо. И наоборот, неудачная жизнь — это когда человек прожил ее по какому-то (кем-то определенному) образцу, когда он является как будто бы чьей-то «тенью»... Даже психолог-консультант (или психотерапевт) не должен предлагать клиенту готовый вариант построения своего счастья. Но главное, чтобы такая «необычность» жизни не выстраивалась за чей-то счет, чтобы такой «счастливчик» не шел к своему успеху «по трупам».
Место и роль профессионально-этического кодекса в практической психологии. Целью Кодекса профессиональной этики психологов (КПЭП) является установление системы основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из принадлежности к профессии психолога. КПЭП должен служить авторитетным руководством для разрешения проблемных или конфликтных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности психологов. Этический кодекс психологов служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности
Этические аспекты построения взаимоотношений с клиентами. В работе с дошкольниками важно закладывать основы доброго, оптимистичного отношения к миру и к самому себе в этом мире. Добро и поддержка — это тот фундамент, на котором формируется личность человека. С другой стороны, недопустимо баловство ребенка и излишняя опека над ним. В немалой степени все это относится и к школьнику. Но школьник — существо более самостоятельное, а, следовательно, и более ответственное за свои поступки. Важно так организовать ситуацию, чтобы он получал удовольствие и удовлетворение от того, что он все больше сам отвечает за свои действия. Еще в большей мере обладают самостоятельностью и ответственностью за свои поступки студенты. Желательно относиться к студенту как к потенциальному коллеге и всегда быть готовым к тому, что его вопросы и суждения могут оказаться достаточно зрелыми и обоснованными, то есть они могут оказаться лучше, чем у самого психолога Особые отношения выстраиваются с детьми-инвалидами. Кратко можно обозначить две основные особенности в работе с ними: 1. Открытость для контакта и для откровений, но одновременно и сильная обида, когда психолог (педагог, воспитатель) не дают в таких контактах достаточно душевной теплоты. 2. Сильно завышенная самооценка, уверенность в том, что их физические дефекты не так важны для поступления в вуз и последующего трудоустройства. Особенности взаимоотношений с родителями детей и подростков Главная задача в работе с родителями клиентов — построение основы для психолого-педагогического взаимодействия. Основой взаимодействия является не столько «совместное выполнение» одних и тех же мероприятий, сколько разделение функций, когда что-то будет выполнять психолог, а что-то — родитель. Не все родители готовы к реальному взаимодействию, то есть не все готовы выполнять свои функции и отвечать за свои действия. Поэтому организация реального взаимодействия всегда предполагает учет возможностей и самой готовности родителя к сотрудничеству. Другой особенностью работы с родителями часто является то, что поначалу они стремятся рассказать психологу о своих собственных проблемах, а лишь затем постепенно переходить к проблемам своих детей. Особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с разными категориями взрослых клиентов В работе с наркоманами надо помнить, что, с одной стороны, это по-своему больные люди, но, с другой стороны, они представляют реальную опасность для общества, так как многие из них — потенциальные преступники. Поэтому, уважая личность наркомана, надо понимать, что психолог несет двойную ответственность: не только за доверившегося ему наркомана, но и за благополучие тех людей, которым этот наркоман может принести вред. В работе с безработными важно помнить, что речь идет о людях, которые уже имеют определенный жизненный и профессиональный опыт. Важнейшей задачей психолога является здесь помощь в построении оптимистичного отношения к будущему.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 611. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |