Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные подходы в формировании форм оказания помощи и взаимопомощи, их краткие характеристики.




Формы оказания помощи:

· Психопрофилактика (предупреждение).

· Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике — лекции, семинары).

· Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).

· Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

· Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.

· Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).

· Психокоррекция (восстановление нормы, как с точки зрения эмоционального состояния, так и с точки зрения личностных черт).

Также формы психологической помощи можно разделить на: психологическое консультирование; психологическая коррекция; кризисное вмешательство; психологическая реабилитация; психологический тренинг; психотерапия;

Формы психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов).

 

 

Сущность и содержание морали помощи и взаимопомощи в дохристианский период на территории славянских государств.

Русская вера отличалась высокой духовностью и цельностью.

Поразительной особенностью ее являлось отсутствие ада, что воспитывало свободного, бесстрашного человека с жизнерадостным мировоззрением.

Мораль является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения.

Относительно происхождения морали имеются две основные точки зрения. Одна из них связывает происхождение морали с первыми формами совместной трудовой деятельности, указывая на то обстоятельство, что совместная производственная деятельность порождает необходимость нравственной регламентации этой деятельности как обязательного условия ее успешного осуществления и сохранения стабильности социума .

Вторая точка зрения мнений состоит в том, что мораль как форма регулирования поведения индивида в сообществе себе подобных существовала еще в тот период, когда не существовало общественного разделения труда и когда человек, строго говоря, не был еще человеком, а в качестве полуживотного вел стадный образ жизни .

Вторая точка зрения считается более предпочтительной, поскольку

«человеческое общество предшествует любой теорий; оно имеет свою природу, свои потребности, инстинкт самосохранения, свои непи-санные законы и свои условия существования, от которых не может отказаться, разрушая само себя», даже если это не собственно общество в современном понимании, а его прообраз.

Формы помощи в славянских общинах складывались под влиянием языческого мифологического сознания древнейших славян, сохранения общинной системы землевладения, пережитков в семейно-бытовой сфере и т. д.

Выделяются следующие основные формы защиты и поддержки в древнейших славянских обществах:

 культовые формы поддержки с различными сакральными атрибутами;

 общественно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, населения;

 хозяйственные формы помощи и взаимопомощи.

Существенной особенностью являлось и то, что древние славяне связывали помощь с различными мифами, например, с оберегами. Они наделяли сакральными свойствами различные предметы и растения (предметы костюма, домашней утвари, березу, дуб, осину). Проводили родовые обряды почитания предков, обожествляя их.

                                                                                                                                                                    

Сущность православной и светских доктрин помощи на территории славянских государств.

Православная доктрина помощи ближнему основана нанадежде на вознаграждение в виде Царствия Небесного. Не нуждающийся был целью помощи – он был лишь условием, с помощью которого помогающий получал некие духовные блага; средством же получения этих благ выступала деятельность, направленная на оказание помощи. Основа помощи ближнему - забота в первую очередь о собственной душе, ее совершенствовании, в конечном итоге - о собственном благе, что является проявлением индивидуализма. При этом считалось, что благополучие отдельных личностей служит условием благополучия всего общества.

Целью религиозной морали являлось воспитание человека добродетельного, милосердного, смиренного, заботящегося о совершенствовании своей души. Именно забота о собственной душе требует от верующего помощи ближнему, заботы о нем. В связи с этим нищий полезен богатому - он дает ему возможность свершения богоугодных дел, без которых невозможно обрести рай после смерти. Мысль о душе богатого благотворителя прослеживается более четко, чем сострадание бедняку.

Широко были распространены на Руси традиции частной благотворительности. Князья, представители духовенства, купцы, простые крестьяне, кормили нищих, подавали милостыню деньгами, продуктами и одеждой, давали временный приют. Фактически до XX века в некоторых русских деревнях и местностях сохранялся древнейший обычай пускать к себе в дом на постой странников, оказывать индивидуальную и коллективную помощь неимущим соседям, разбирать по домам и усыновлять осиротевших детей, не ожидая в результате этого прибыли или благодеяния, а просто потому, что нельзя не помочь людям, оказавшимся в беде и нужде. В наше время происходит постепенная переоценка целей современной цивилизации, традиционных ценностей. Высшей ценностью общества официально провозглашается человек. Нормы совместного существования людей в обществе требуют оказания адекватной помощи и поддержки каждому человеку, нуждающемуся в ней, основанной на любви к человеку, уважении его прав, принципах гуманизма и социальной справедливости. Профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным светских филантропов.

Светская доктрина помощи основана на принципах гуманизма и отвергает понятие о вознаграждении в Царстве Божием. Таким образом, и та, и другая доктрины имеют своей целью оказание помощи человеку человеком, но разняться в мотивировке такой деятельности. Помощь, оказываемая в виде профессиональной деятельности (например, помощь психолога), может рассматриваться только в рамках светской доктрины помощи

(Пряжников, Студопедия)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 630.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...