Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Онтологические проблемы философии.




План

1. Проблема бытия в истории философии.

2. Понятие материального и идеального.

3. Формы и способы существования материи.

 

Темы докладов и рефератов.

1. Монистические и плюралистические концепции бытия.

2. История взглядов на материю.

3. Философия бытия М. Хайдеггера.

4. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Рассмотреть категорию «материя» с различных философских позиций.

2. Привести примеры проявления случайности и необходимости в физических, биологических и социальных процессах.

Вопросы для закрепления материала

1. Развитие онтологических представлений в истории философии.

2. Как характеризовали бытие древнегреческие философы?

3. Виды и концепции бытия.

4. Понятие материального и идеального в философии.

5. Перечислить основные формы бытия.

6. Дать краткую характеристику монизму и дуализму как философским взглядам на природу и общество.

7. Пространство и время: общее и специфическое.

8. Соотношение понятий движения и развития.

9. Необходимость и случайность. Закономерность.

Основная литература

1.*Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 2001. С. 157-160.

2.* Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2003.

3. *Философия: Учебник / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д., 1999. – Раздел «Бытие».

4. *Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. С. 76-77.

5. * К бытию: Введение в философию / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.2. С.49-94.

Дополнительная литература

1. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. №7. С.114-136.

2. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени и пространства в философии и науке.- М., 1997.

3. Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. – 1999. №10.

4. Петров В.М. Физическая материя и физическая реальность // Философские науки. – 1991. - №10.

5. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М., Республика, 2000.

 

Практическое занятие №12

Тема: Сознание как философская проблема.

План

1.Постановка проблемы сознания в философии.

2. Общественная природа сознания.

3. Сознание и язык. Самосознание.

4. Сознание и бессознательное.

 

Темы докладов и рефератов.

1. Общественное сознание и его структура.

2. Проблема бессознательного в философии психоанализа З. Фрейда.

3. Религиозное сознание и атеизм.

Задания для самостоятельной работы

1. Объяснить, в чем состоит трудность решения проблемы сознания.

2. Охарактеризовать формы отражения, существующие в живой природе.

Вопросы для закрепления материала

1. Смысл проблемы сознания.

2. Определение сознания.

3. Многообразие взглядов на проблемы сознания.

4. Биологические предпосылки возникновения сознания.

5. Социальные предпосылки возникновения сознания.

6. Понятие идеального.

7. Сознание и бессознательное.

8. Сознание и язык.

 

Основная литература

1.*Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 2001.

2.* Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2003.

3. *Философия: Учебник / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д., 1999. – Раздел «Бытие».

4. *Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

 

Дополнительная литература

1. Гегель. Г.В.Ф. Наука логики. В 3 т. М., 1970.

2. Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта. Логос. Вып. 3. 1992.

3. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., Просвещение, 1989.

   

Практическое занятие №13

Тема: Теория познания.

План

1. Историко-философские представления о познании.

2.Структура познавательной деятельности: субъективно-объективные отношения, уровни познания, средства познания.

3. Формы и методы научного познания.

 

Темы докладов и рефератов.

1. Теория познания И. Канта.

2. Истина и заблуждение.

3. Душа и проблема единства духовно-идеального и материального.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализировать формы чувственного и рационального познания.

2. Доказать единство чувственного и рационального познания.

3. Обосновать взаимосвязь познания и практики.

 

Вопросы для закрепления материала

1. Философский смысл познания.

2. Проблема познаваемости мира.

3. Позиции агностицизма и познавательного оптимизма в отношении познаваемости мира.

4. Познание как субъективно-объективный процесс.

5. Уровни и ступени познания.

6. Понятие истины, её критерии.

7. Способы познания и освоения окружающего мира.

8. Специфика научного познания.

9. Функции научного познания.

Основная литература

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 2001.

2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2003.

3. Мир философии. М., 1991. Т.1. Раздел 4. Ч.2,3. С.478-586.

 

Дополнительная литература

1. Арлычев А.Н. Проблема познания в философии и науке // Вопросы философии. 1999, №3.

2. Касавин В.А. Теория как образ и понятие // Вопросы философии. 2001. №3.

3. Ойзерман Т.И. Существуют ли абстрактные истины? // Вопросы философии. 1999. №6.

4. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. – Киев, 1997. 

 

Практическое занятие №14

Тема: Проблема человека в философии

План

1. Историко-философские интерпретации проблемы человека.

2. Биологическое и социальное в человеке.

3. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».

4. Личность и общество.

5. Внутренний мир человека. Проблема смысла жизни и жизненные ценности.

 

Темы докладов и рефератов.

1. Смысл жизни как философская проблема.

2. Проблема самоидентификации человека в философии.

3. Идея сверхчеловека Фридриха Ницше.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализировать исторические концепции о природе и сущности человека.

2. Выявить факторы, способствовавшие появлению человека на Земле.

3. Сопоставить различные воззрения на личность и её структуру.

Вопросы для закрепления материала

1. Происхождение человека: историко-философские и современные подходы и концепции.

2. Сущность и природа человека.

3. Понятия «индивид», «человек», «индивидуальность», «личность».

4. Человек в аспекте социальных отношений, личность и общество.

5. Внутренний мир человека.

6. Проблема смысла жизни и жизненные ценности – духовность, свобода, ответственность и др.

 

Основная литература

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 2001. Гл. 2.2. С. 167-170.

2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2003. Гл.10. С. 308-337.

3. Мир философии. М., 1991. Т.2. Раздел 1. Ч.1. С.8-87.

Дополнительная литература

1. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Мир философии. Ч.2. С.48-56; О рабстве и свободе человека // Мир философии. Ч.2. С.216-222; О назначении человека // Мир философии. Ч.2. С. 5-57, 256- 264.

2. Соловьев В.С. Чтение о богочеловечестве // Мир философии. Ч.2 С. 43-48, 208-209; Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии // Мир философии. Ч.2. С. 108-115;

3. Толстой Л.Н. Понятие жизни // Мир философии. Ч.2 . С.115-119; Об истинной жизни // Мир философии. Ч.2. С 119-121.

4. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Мир философии. Ч.2. С. 127- 138, 285-295, 478- 492.

5. Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу // Мир философии. Ч.2. С.66-70.

6. Фромм Э. Быть или иметь? – М., 1986 (и др. издания).  

 

Практическое занятие №15

Тема: Теория диалектики.

План

1. Диалектика как учение об универсальных связях, изменении и развитии.       

2. Детерминизм и индетерминизм в изучении общественных процессов.     

3. Понятие закона и закономерности.

 

Темы докладов и рефератов

1. Пространство и время: различные подходы к проблеме.

2. Соотношение понятий движения и развития.

3. Основные положения синергетики.

Задания для самостоятельной работы

1. Привести примеры проявления случайности и необходимости в философской проблеме становления и развития.

2. Рассмотреть категорию «материя» с различных философских позиций.

3. Примеры действия основных законов диалектики.

Вопросы для закрепления материал

1. Понятие развития и движения.

2. Основные принципы диалектики.

3. Способы и формы существования материи: общее и специфическое.

4. Основные категории диалектики.

5. Детерминизм и индетерминизм в изучении общественных процессов.

6. Виды детерминизма.

7. Закон и закономерность. Виды законов.

Основная литература

1. *Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 2001.

2. *Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2003.

3. *Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.

                             

Дополнительная литература

1. Зеленков А.И. Принципы отрицания в философии и наука. – Минск, 1981.

2. Самоорганизация в природе и обществе. – СПб, 1994.

3. Закон единства и борьбы противоположностей – Под ред. Парнюк М.А. – К., 1991.

4. Материалистическая диалектика: В 5 т. – Т.1.- М., 1981.

5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.

6. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.

7. Шептулин А.П. Категории диалектики. – М., 1971.

Практическое занятие №16

 Тема: Основы социальнойфилософии и философии истории

План

1. Методология структурного анализа общества как системы.

2. Общество и его структура.

3. Общественное сознание и его структура.

4. Проблема направленности истории.

5. Смысл истории и исторического прогресса.

6. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.

 

Темы докладов и рефератов.

1. Основные сферы жизни общества.

2. Демография: социально-философские проблемы.

3. Эволюция представлений об обществе в истории социально-философской мысли.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 152.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...