Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подбор по сходству, выбор по определенным признакам, называние признаков и предметов




Изучение нового понятия всегда происходит в описанном поряд­ке: сначала ребенок замечает, что два объекта похожи (подбор по сходству), затем начинает понимать, чем именно они похожи (выбор по определенным признакам) и, наконец, учится называть соответствующий признакили предмет.                    

Подбор по сходству                                            

Сначала дети подбирают по сходству только абсолютно идентичные предметы (например, два одинаковых мяча). Обучение начинается с реальных предметов, таких, как кубики или игрушечные мишки; постепенно дети учатся соотносить реальный предмет с его изобра­жением, а затем картинку с другой картинкой. Позднее ребенок может подбирать предметы одного цвета, затем осваивает отвле­ченные понятия большого и маленького, длинного и короткого.

Способность подбирать предметы по сходству, инымислова­ми, видеть сходство и различие предметов, необходима для того, чтобы впоследствии овладеть искусством чтения исчета.

Выбор по определенным признакам

Научившись подбирать схожие предметы, ребенок переходит к выбору предмета по определенному признаку. Например,отец просит ребенка выбрать из нескольких картинокизображениепоезда или из нескольких разноцветных кубиков — синий. При этом ребенок узнает название признака и реагирует на него,ноеще не произносит егосам.

Называние

На последней стадии овладения навыком ребенок самостоятельно произносит название предмета, цвета и т.д. Например, когдаемупоказывают изображение машины — он говорит: «Машина». При этом от ребенка требуются определенные навыкиречи.

Сортировка и группировка предметов

Ребенок учится анализировать набор предметов и разделять его на группы, состоящие из одинаковых или схожих предметов. На­пример, убирая свои игрушки, ребенок кладет кукол в одну короб­ку, а кубики в другую. Постепенно классификация предметов ста­новится все более обобщенной. Например, ребенокможет собратьвместе всю посуду или все, что нужно для купания.

Это умение мы используем на протяжении всей жизни, когда наводим порядок в своих вещах и в окружающей обстановке; кроме того, этот навык способствует организации мышления и памяти.

Первоначальные математические навыки

Слова, обозначающие числа, ребенок узнает иначинает использо­вать довольно рано, однако долгое время не воспринимает абст­рактного понятия числа. Ему требуется время, чтобы понять, что «один» — это один предмет, «два» — два предмета и т.д. Сначала у ребенка формируются понятия «один», «два» и «много» (больше двух), и лишь затем он начинает понимать другие числа.

Кроме того, ребенок познает понятия, лежащие в основе ма­тематики: большой-маленький, длинный-короткий, тяжелый-легкий, и учится оперировать с понятиями вместимости, веса, размера (большой, больше, самый большой).

Первоначальные навыки чтения

Постепенно ребенок понимает, что письменный текст имеет зна­чение, которое можно «расшифровать», и что это значение всегда остается одним и тем же. Об этом он узнает, разглядывая книги. Поначалу ребенка интересуют книги с картинками; он начинает указывать на определенные иллюстрации и слушать чтение корот­ких текстов, которые их сопровождают. Узнав значение карти­нок, он понимает, что и текст имеет значение, его можно про­честь и понять. Ребенок видит, что каждый раз читается одно и то же. Слушая чтение знакомой книги, он начинает предсказывать, что произойдет дальше, и вставлять по памяти пропущенные сло­ва. Иногда дети сердятся, когда родители что-то пропускают или добавляют при чтении.

Другой важный навык, необходимый для того, чтобы научить­ся читать,—способность различать и запоминать вид букв. Сперва ребенок учится различать и сопоставлять картинки, затем симво­лы, а от символов переходит к буквам. Первыми узнаются наибо­лее знакомые слова: собственное имя и имена членов семьи, кото­рые ребенок часто видит на карточках, подписях под фотографи­ями, именных чашках и т.п.

Первоначальные навыки письма

Рисование и письмо — сложные навыки, в которых сочетаются фи­зическая способность и понимание. Для рисования ребенку необ­ходима не только физическая возможность держать в руке каран­даш и проводить линии, но и способность осознать отношение ка­рандаша к бумаге и понять, что рисунок может что-то обозначать.

Поначалу дети беспорядочно черкают карандашом по бумаге, не обращая внимания на то, что у них получается. Затем начинают проводить вертикальные и горизонтальные линии, точки, а несколько позже — круги. Они учатся контролировать свои движения и сознательно стараются воспроизвести все более сложные гео­метрические формы. Ниже показана обычная последовательность, в которой ребенок овладевает навыками рисования.

Ребенок понимает, что рисование может служить двум целям: из геометрических фигур (квадрата, треугольника и т.п.) можно сделать и рисунки, и буквы, служащие для передачи сообщения. На этом этапе дети начинают копировать символы, в том числе буквы, и рисовать схематические изображения людей и домов.

Первые знаки, которые рисует ребенок

 

Развитие параллельных навыков

Память

Возможно, младенцы способны к запоминанию с рождения. По крайней мере, они очень рано начинают узнавать лицо, голос и запах матери. Дети запоминают «подсказки», позволяющие им ориентироваться в окружающем и понимать, что сейчас произой­дет: например, звук журчащей воды подсказывает им, что сейчас они будут купаться.

Со временем память ребенка развивается: он запоминает пред­меты (и понимает, что это все те же предметы, а не новые), их свойства и собственные действия.

Укреплению памяти способствует развитие понятия о посто­янном существовании предметов. Сначала дети запоминают лю­дей и предметы в знакомом контексте: встреча с тем же самым человеком или предметом в другой обстановке может вызвать у них сложности. Так, ребенок, который до сих пор видел бабушку только дома, может не сразу ее узнать, если она придет за ним в ясли. Позднее дети запоминают повседневный уклад жизни, а так­же события, которые произвели на них особое впечатление.

Развитие памяти чрезвычайно важно не только для овладения такими когнитивными навыками, как чтениеи письмо, но и для развития речи.

Концентрация внимания

Маленький ребенок чрезвычайно легко отвлекается: его способ­ность к концентрации внимания очень низка. Любой посторон­ний звук, интересная игрушка, появление нового человека и т.п. может заставить его забыть об игре. Постепенно ребенок учится сосредотачиваться на том, что делает, и не обращать внимания на посторонние раздражители.

В первое время ребенок так погружается в свое занятие, что не видит и не слышит ничего вокруг: однако со временем он овла­девает умением воспринимать и обрабатывать сигналы из различ­ных источников, например выслушивать и выполнять словесные инструкции, не прекращая игры1.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...