Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Представление о времени
Поначалу для ребенка существует только «здесь и сейчас», поэтому он хочет, чтобы все его нужды и желания удовлетворялись немедленно. Постепенно у него развивается представление о последовательности событий («сначала пойдем в магазин, а потом на детскую площадку») и понятия «до» и «после». Сперва ребенок вырабатывает представление о настоящем, затем о будущем и, наконец, о прошлом, осваивая понятия «сегодня», «завтра», а потом «вчера». Сюжетная игра Понятие «сюжетной игры»означает, что ребенок вводит в игру идеи, рожденные его воображением, и использует игрушки и другие предметы не в тех целях, для которых они изначально предназначены. О задачах и целях сюжетной игры существуют различные мнения, однако все ученые сходятся на том, что в развитии ребенка она занимает чрезвычайно важное место. В сюжетной игре ребенок тренируется в использовании навыков, не опасаясь неудачи. Благодаря игре развивается его понимание мира, социальных ситуаций и человеческих отношений (ср. психотерапевтические игры, которые проводятся с детьми, подвергшимися насилию). Сюжетная игра развивает абстрактное мышление ребенка (спичечная коробка — лодка, а спичка —весло), что очень важно для развития речи и вторичных когнитивных навыков. Различные сюжетные игры способствуют развитию речи. Как часто родители слышат из уст ребенка, играющего в «дочки-матери», свои собственные слова! Вначале дети не столько играют с игрушками, сколькоих исследуют: например, если дать ребенку, находящемуся на ранней стадии развития, игрушечную машинку, он будет трястиее, бросать, брать в рот и т.п. Затем ребенок осознает назначение игрушки и начинает использовать ее функционально, например, катает машинку по полу. О сюжетной игре можно говорить, когда ребенок, к примеру, сталкивает две машинки и говорит: «Бум! Авария!»
1 Cooper, J., Moodley, M. and Reynell,J. (1978) Helping Language Development. London, Arnold.
Истинную сюжетную игру, задуманную самим ребенком и начатую по его инициативе, не следует путать с сюжетными играми, которые предлагают ребенку родители. Например, взрослый катает машинку по дороге, а ребенок подражает ему. Затем взрослый предлагает заправить машинку воображаемым бензином, и ребенок соглашается. Это говорит о том, что он понимает указания и умеет подражать взрослому, но не о способности к сюжетной игре. Возможны самые разнообразные формы сюжетной игры, от самых простых игр, в которых роль воображения незначительна (например, игра в «питье» из пустой чашки), до целых представлений, в которых ребенок разыгрывает сложные роли (например, игра в магазин или в почтальона). Отличительной чертой сюжетной игры является то, что в ней один предмет (или человек) «играет роль» другого: например, спичечный коробок превращается в лодку, цепочка — в змею, сам играющийребенок — в почтальонаили продавца в магазине. ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ
Общие рекомендации На любой стадии развития необходимо давать ребенку как можно больше возможностей для исследования и эксперимента. Для наилучшего понимания окружающего мира и собственных действий ребенку нужно испробовать свои навыки на возможно большем количестве различных предметов и в возможно более разнообразной обстановке. Например, если ребенок научился строить башни, пусть строит их из кубиков, деревянных чурок, спичечных коробков, консервных банок и т. д. Пусть строит башни у себя вдетской —из кубиков, в ванной — из губок, а в саду —из цветочных горшков. Не мешайте ребенку играть, даже если вам кажется, что он играет «неправильно»,—так ребенок познает мир. Если, например, он пытается копать землю черенком лопатки, не останавливайте его и не указывайте, как «правильно», пусть попробует перевернуть лопатку и сам поймет, каким концом копать удобнее. Дайте ребенку возможность проявить сообразительность и инициативу.
Хронологическое развитие Подражание Невозможно заставить ребенка подражать взрослому, если он нехочет этого делать или не понимает, что это значит. Начните подражать действиям ребенка, он воспримет это как игру и в ответ начнет копировать ваши действия. Подражайте звукам, которые издает ребенок, копируйте его жесты и мимику (улыбки, гримасы). Если он трясет погремушкой, складывает кубики в коробку или бросает игрушку, делайте то же самое. Снова и снова подражайте действиям ребенка, и в один прекрасный день он начнетг подражать вам.
Однажды на Рождество, когда вся семья собралась вместе, все мы начали подражать излюбленному жесту Шарлотты: во время еды она поднимала руки вверх. Вид целой толпы взрослых, которые повторяют ее движения, так развеселил Шарлотту, что она снова и снова поднимала руки, чтобы мы делали то же самое. Это был большой успех.
Существует немало детских стихов и песенок1, развивающих умение копировать жесты. Вот некоторые из них: Ладушки-ладушки, Где были? —У бабушки! Что ели? — Кашку. А что пили? — Бражку. Кашка сладенька, Бабушка добренька, Шу-у! Полетели, На головку сели!
Ай, туки-туки-туки, Кулачки стучат по полу. Застучали молотки, Застучали молотки, Заиграли локотки. Локти стучат по коленкам. Тук-ток, тук-ток. Ручки над головой Скоро выстроим домок! изображают домик.
Я пеку, пеку, пеку Деткам всем по пирожку, А для милой мамочки Испеку два пряничка. Кушай, кушай, мамочка, Сладкие два пряничка!
Есть у нас капуста, Вот она, капуста! Изобразить руками Мы капусту режем, режем, размер «капусты». Мы капусту солим, солим, Мы капусту трем, трем, Мы капусту мнем, мнем.
Хлоп! Раз! Еще раз! Хлопать в ладоши. Мы похлопаем сейчас. А потом скорей-скорей Хлопай-хлопай веселей! Ручки-ручки тук да тук, Стучать ладошками по полу. Хлопай, хлопай, хлопай! Ножки-ножки топ да топ, Топай, топай, топай! Топать по полу.
1Стихи и песенки из английского издания приведены в конце книги. Тики-так, тики-так. Хлопать руками то по одному, Так часики стучат, то по другому боку. Туки-так, туки-так, Крутить перед собой Так колеса стучат, сжатыми кулачками. Токи-ток, токи-ток, Кулачки стучат по полу. Так стучит молоток, Туки-ток, туки-ток, Ножки топают по полу. Так стучит каблучок, Ну-ка, споем-ка живей, Работа пойдет веселей. Молоть, рубить, вязать и шить— Всё можем мы смастерить! Ниток сперва намотаем, Как это сделать, мы знаем: Мотаем клубки, мотаем клубки. А после мы свяжем чулки. Мы печку топить тоже любим, И дров мы с тобою нарубим, Рубить дрова, рубить дрова Вот так вот, раз-два да раз-два!
Две сестрицы — две руки Рубят, строят, роют, Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют. Месят тесто две руки — Левая и правая, Воду моря и реки Загребают, плавая.
Три веселых братца гуляли по двору, Три веселых братца затеяли игру, Делали головками ник-ник-ник, Пальчиками ловкими чик-чик-чик. Хлопали ладошками хлоп-хлоп-хлоп, Топотали ножками топ-топ-топ.
Другие идеи вы найдете в гл. 4, на с. 57-59.
Исследование предметов Ребенку необходимо предоставлять как можно больше возможностей для изучения и исследования окружающего мира. Чем больше предметов вы предоставите ребенку, тем больше вероятность, что он найдет среди них нечто интересное и стимулирующее. Кроме того, разнообразные игрушки дают ребенку возможность обобщать свои навыки, делать сравнения и углублять свое понимание окружающего. — Не ограничивайте ребенка стандартными игрушками: позволяйте ему играть с разнообразными предметами различной текстуры, размера, формы, веса, цвета и иных качеств. —Повседневные бытовые вещи — кухонная посуда, бумажные пакеты, различные ткани и другие материалы — могут сослужить вам хорошую службу. —Создавайте самодельные погремушки, наполняя пластиковые бутылки или банки из-под муки, риса и т. п. разноцветными шариками, щепками, монетами или водой. —Используйте в качестве игрушек мягкие бархатные «резинки» для волос. —Позволяйте ребенку играть с различными материалами: пусть узнает, каковы по весу, на вид и на ощупь бумага, различные ткани (бархат, кожа, шелк, мех и т.п.), полиэтилен, металл, воск, дерево, камень. —Используйте светящиеся и звучащие игрушки, они очень привлекательны для большинства детей. —Начинайте с крупных игрушек, с которыми ребенок управляется без труда, затем переходите к более мелким. —Поощряйте ребенка играть с предметами, перечисленными ниже, в гл. 6 (с. 91-92). |
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |