Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ситуации сопровождения действий ребенка словом.




Педагог сопровождает действия ребенка облегченными словами (бум, клюю - клю, буль - буль), а ребенок, действуя с понравившимся предметом, вступает в общение со взрослым. Мы используем различные варианты этого приема. Например, ребенок вовлекается в понравившейся, любимый вид деятельности, в котором он видит результаты своего труда (игры с мелкими предметами, кормление куклы, игра на музыкальных инструментах и т.д.) и с удовольствием повторяет слова взрослого.

  Другой вариант этого приема — это использование кубика, на гранях которого приклеены картинки. В этой игре ребенка привлекает действие (бросание) с кубиком. А взрослый на этом интересе ставит перед ребенком и речевую задачу: озвучить, показать действие с изображенным на гранях предмете.

Создание ситуации, когда дальнейшее развитие событий будет зависеть от речевой активности ребенка.

  Для того, чтобы ребенок проявил речевую активность, в некоторых случаях эффективно в начале вызвать интерес к предметам, а затем поставить перед малышом некоторые условия (позови, попроси, назови и т.д.) от выполнения которых будет зависеть продолжение игры.

Опосредованное общение через игрушку.

  Использование данного приема способствует развитию восприятия и активизации речи детей. Опосредованное общение через игрушку создает непринужденную обстановку, что очень важно для развития речевой коммуникации, а также вызывает повышенный интерес к ознакомлению с новым предметом, обогащает речевые средства, ускоряет появление самостоятельной инициативной речи у детей. Игрушка привлекается взрослым не для ознакомления с нею ребенка, а для того, чтобы организовать с ее помощью общение с малышом.

Ситуация выбора.

  Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?; «Мишка поедет на паровозе или на машине?»

Показ и рассматривание предмета, его сопоставление с изображением на картинке.

  При показе и рассматривании предмета решается одна из важных речевых задач — развитие речевых средств, в том числе знакомство с новыми словами, уточнение их значения и постепенное их включение в активный словарь ребенка. При рассмотрении предметов взрослый обращает внимание на их признаки, выделение части целого т.д.

Картинный материал используется после ознакомления ребенка с игрушкой. Предпочтительно цветное изображение предметов, поскольку черно-белое не позволяет знакомить детей с их окраской, что обедняет речевые средства и знания. При подборе предметных картинок для одновременного показа надо обращать внимание на их соотношение по величине. Нельзя ставить в одном ряду картинки с изображением, например, лошади или коровы маленького размера, а гуся, петуха большого. Ребенок воспринимает предмет в сопоставлении его с другими предметами по разным признакам, в том числе и по величине

Разговор взрослого с самим собой.

Когда малыш находится недалеко от взрослого, ему необходимо начать говорить вслух о том, что видит, слышит, чувствует. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку» и т. п.

Параллельный разговор.

  Этот прием заключается в том, что необходимо описывать все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Распространение речи ребенка.

  Этот прием заключается в том, что необходимо продолжать и дополнять все сказанное малышом, но не принуждать его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например:

Ребенок: «Мяч»

Взрослый: «Мяч круглый, красный», «Суп кушают ложкой».

Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, говорите почву для овладения контекстной речью.

Приговоры.

  Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышом доставляем им огромную радость. Роль малых фольклорных форм трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает «ладушки», притопывает, двигается в такт произносимому тексту. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослым.

Подражание речи взрослых.

Включает в себя:

  • просьба, предложение произнести слово;
  • совместное проговаривание слова;
  • отраженное произнесение слова;
  • самостоятельное произнесение слова;
  • договаривание слова в знакомой ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово.

  При использовании этого приема решается несколько речевых задач: развитие понимания речи, активизация речи ребенка, отработка ритмической структуры слова. Побуждающим фактором для возникновения речи является предметная деятельность ребенка и ему не интересно простое подражание речи взрослого. Применяя в работе этот прием, мы используем игры с договариванием слов по типу электровикторины. Ребенок по заданию взрослого выбирает нужный ответ, если он сделал правильный выбор, загорается лампочка. Это вызывает у ребенка определенные положительные реакции и желания продолжить игру, при этом взрослый на этом интересе побуждает не только сделать выбор, но и проговорить слова.

8. Методика обучения детей пересказу

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный литературный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками дошкольников.

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. К сожалению, в методической литературе почти не уделяется внимания пересказу. В учебных пособиях рассматриваются все основные вопросы развития речи детей дошкольного возраста, при этом проблема обучения пересказу освещается недостаточно.

Между тем образовательная практика показывает, что даже опытные воспитатели нередко испытывают затруднения в организации занятий по пересказу. Ситуация усложняется еще и тем, что некоторые современные программы для детских садов предоставляют педагогу право выбора литературного произведения для чтения, пересказа, заучивания наизусть.

Одним из самых дискуссионных направлений в вопросе приобщения детей к чтению во все времена было и остается изучение круга чтения дошкольника. Иногда приходится сталкиваться с непрофессиональным подходом к организации работы по приобщению детей к литературе: ограничение круга чтения десятком имен авторов и названий художественных произведений, слабое представление о назначении литературы. Отсутствие грамотной методики в дальнейшем может стать также причиной неуважения ребенка к книге и отставания в развитии речи.

  • Обучение пересказу – нелегкая задача, которая ставит перед педагогом много вопросов:
  • Какие требования существуют к тексту для пересказа?
  • Какие литературные жанры целесообразно использовать на занятиях по пересказу?
  • Каким по объему должно быть литературное произведение?
  • Какое влияние оказывают содержание, композиция, язык выбранного произведения на качество детского пересказа?
  • Как должна строиться работа по обучению пересказу?
  • Какие приемы обучения пересказу необходимо использовать и в какой возрастной группе?
  • Какое влияние занятия по пересказу оказывают на речевое и умственное развитие ребенка?

Попробуем разобраться во всех этих вопросах и ответить на них с точки зрения современной методики и с учетом многолетней практики.

Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:

  • полноценное и доступное содержание;
  • разнообразие жанров;
  • четкая композиция;
  • простой, но богатый язык;
  • небольшой размер.

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.

Анализ пересказа разнообразных прозаических текстов, длинных и коротких, сложных и простых, демонстрирует, что дети по-разному передают их содержание.

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.

Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.

Языкпроизведений, которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям, должен быть для них образцом. Очень хороши в этом смысле произведения Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Рассказы Л.Н. Толстого особенно подходят для пересказа еще и потому, что их язык усложняется постепенно: текст рассказов для маленьких значительно проще, предложения короче, чем в таких произведениях, как "Косточка", "Лев и собачка" и др. Можно также использовать произведения Л. Воронковой, В. Осеевой, В. Бианки, М. Пришвина.

Пересказывание повышает внимание детей к языку. Сначала они не следят за тем, как они говорят, но позднее их интерес к своему языку и речи сверстников начинает расти. Со временем после прослушивания пересказа товарища дети начинают делать замечания не только по содержанию, но и по языку. При чтении рассказа они отмечают выражение, которое им особенно понравилось.

Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. Впоследствии, как показали наблюдения, они стремятся употреблять новое слово при пересказе и даже гордятся этим.

Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Они не осознают, что основное внимание надо уделять не подбору особых грамматических конструкций, а грамматически правильной речи.

Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

Очень сложен для детей такой тип речи, как описание. Часто старшие дошкольники начинают пересказ с завязки, опуская разного рода описания. Это объясняется тем, что в памяти детей ярче сохраняется то, что сильнее задело чувства. Это нисколько не противоречит тому, что дети, если в их представлениях есть яркий образ, иногда дополняют свой пересказ описанием, которого может и не быть, например, в сказке. Кроме того, дети старшего дошкольного возраста придумывают яркие описательные загадки (например, "Ярко-красная, душистая, сладкая, в траве растет, сама в рот просится"). Сравнивая знакомые предметы, дошкольники дают полноценные описания не только при наличии предметов, но и по представлению. В процессе наблюдений выяснилось, что если у детей есть представление о предмете или явлении, описываемом в рассказе, то они без затруднения и с интересом дают его описание. Если же внимание детей сосредоточено на сюжете, то они пропускают описательные места. Следовательно, для пересказа надо предлагать такие произведения, в которых описания не совпадают с моментом особенно сильного сюжетного напряжения.

В теоретической и методической литературе требования к размеру текстов для пересказа противоречивы. Некоторые исследователи детской речи считают, что важен не размер, а содержание и структура рассказа. Другие предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения. При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа. Относительно этого параметра произведения, отбираемого для пересказа, необходимо учитывать следующее:

если пересказ проводился уже в средней группе, то в старшей группе во втором полугодии дети после вторичного прочтения педагогом произведения могут правильно, последовательно и достаточно полно воспроизвести длинный рассказ или сказку без дополнительных вопросов воспитателя;

в начале работы качество детских пересказов зависит от величины произведения. Как показывает практика, из равноценных по сложности и динамичности произведений более короткие дети пересказывают последовательнее, точнее и полнее, чем длинные.

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее. Нельзя предлагать детям для воспроизведения длинные и сложные рассказы (например, "Тёма и Жучка" Н. Гарина или "Первая охота" В. Бианки). Конечно же, некоторые дети могут пересказать их, но, как правило, результаты не удовлетворяют ни ребенка, ни воспитателя.

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Более глубокому осмыслению текста способствуют беседа после чтения рассказа, его иллюстрирование перед пересказом, игра-драматизация, дидактические игры. Например, игра-драматизация помогает детям пережить и осмыслить литературное произведение, понять его образы и в дальнейшем лучше его воспроизводить. Дидактические игры обучают детей думать и выражать свои мысли и тем самым помогают правильно воспринять и воспроизвести текст. Различают дидактические игры:

  • способствующие формированию систематизированного круга простейших понятий;
  • направленные на сравнение предметов (по картинке и по представлению);
  • направленные на описание;
  • игры-упражнения для уточнения и активизации словаря и совершенствования грамматического строя речи.

В процессе беседы после чтения художественного произведения (до его пересказа) педагоги, как правило, задают детям вспомогательные вопросы, порой неправильно сформулированные. Чаще всего вопросы воспитателя направлены главным образом на работу памяти, а не мышления. В этом случае беседа не достигает цели. Лучше задавать такие вопросы, которые помогают анализировать рассказ, осмысливать связь между фактами и делать выводы.

Уже в работе с детьми средней группы можно широко применять беседу. Во время беседы дошкольники с помощью взрослого анализируют произведение, что дает возможность одним воспитанникам проверить и углубить свое понимание, другим – уточнить понимание, третьим – понять свои ошибки. Для дошкольников, которые неправильно поняли произведение, одной беседы недостаточно, с ними надо работать дополнительно.

Коллективная беседа позволяет детям совместно пережить произведение, обменяться мнениями, обдумать сказанное сверстниками, иногда поспорить и при умелом руководстве воспитателя прийти к правильным выводам.

Наблюдения и практические занятия с детьми показали, что беседа облегчает осмысление литературного произведения. Без нее некоторые дети не понимают основной идеи произведения. Беседа учит думать, воспитывает стремление общими усилиями разобраться в трудных местах. Ребенок испытывает удовлетворение не только от того, что он сам отвечает на вопросы, но и от того, что его сверстники отвечают на них. Беседа будит пытливость детей.

Важно, чтобы дошкольники не только осмыслили содержание произведения, сумели хорошо его воспроизвести, но и поняли его идею, основные этапы развития действия.

Воспитатель должен объяснить детям некоторые незнакомые слова, имеющие значение для понимания текста, либо перед чтением, либо после первого прочтения (если есть основание полагать, что дети сами не поймут это слово из контекста).

Очень важно правильно организовать сам процесс пересказа. Ребенку еще сложно самому воспроизводить услышанное, поэтому педагог должен помочь ему сделать его рассказ как можно более стройным, логичным и точным. Для этого следует использовать правильные и вовремя поставленные вопросы.

Предложенный в начале пересказа вопрос дает возможность неуверенному в себе ребенку войти в мир образов, вспомнить логический ход сюжета. Например, дошкольнику, который волновался, смущался, когда его попросили пересказать сказку "Лиса и Рак", заданный педагогом вопрос "Что при встрече предложила сделать Лиса Раку?" помог восстановить в памяти основные образы сказки, уверенно приступить к пересказу и довести его до конца совершенно самостоятельно.

На первых занятиях по пересказу воспитатель последовательно ставит вопросы по всему тексту. Нужно помнить, что в процессе пересказа вопросы следует задавать только в том случае, если ребенок испытывает затруднения. Иногда дошкольник останавливается не потому, что не знает, о чем говорить, а только хочет лучше обдумать свою мысль. В такой ситуации вопрос может лишь помешать. Внимательный педагог понимает, почему в процессе пересказа ребенок прервался: потому, что нуждается в помощи, или потому, что ему нужно время для обдумывания, осмысливания какой-то части текста, для подбора слова или построения предложения. Чем лучше педагог знает своих воспитанников, тем реже задает преждевременные вопросы.

В процессе пересказа вопросы помогают уточнить то, что ребенку неясно или вызывает трудности в формулировке мысли. Вопрос после пересказа может быть поставлен для того, чтобы помочь восстановить упущенное звено произведения. Если воспитатель не уверен в том, что ребенок понял смысл произведения, надо это выяснить при помощи соответствующего вопроса.

Вопрос ребенку надо предложить и тогда, когда из-за незнакомого слова он не понимает той или другой части произведения. Вопрос ставится и с целью помочь ребенку понять мораль произведения, заставить его глубже пережить произведение, текст которого он пересказывает.

Вопрос используется и для исправления грамматического строя речи, ошибок в изменении слов или в построении предложений.

Опытные педагоги считают, что большую роль в обучении старших дошкольников пересказу играет план. Когда воспитатель читает часть произведения и предлагает детям придумать название, это дает им возможность еще раз осмыслить, пережить произведение по эпизодам, сформулировать основную, главную мысль. В дальнейшем дети "по главным мыслям", которые были ими выделены под руководством педагога, легко воспроизводят текст с достаточной полнотой и непо­средственной детской выразительностью. Однако, сопоставив на практике пересказ ("Купание медвежат" В. Бианки) по плану с самостоятельным пересказом и с пересказом при помощи вопросов, которые задавались по мере необходимости, мы выяснили, что первый пересказ был последовательным, но самым кратким, так как все внимание ребенка поглотил план. Ответив на один вопрос, ребенок останавливался, видимо, восстанавливая в памяти, о чем надо говорить дальше, и, вспомнив, продолжал рассказ. Таким образом, отдельные части пересказа по плану у него четко выделялись.

Во время самостоятельного пересказа дети искажали содержание и допускали ошибки в грамматическом строе предложения, а также часто не могли его самостоятельно закончить.

Самым полным, последовательным и образным у дошкольников был пересказ при помощи вопросов. Часто ребенку нужно подсказать в трудных местах, и вопросы помогают ему, хотя они и не всегда бывают наводящими. Они поддерживают у детей уверенность в своих силах и не позволяют уклоняться от основной мысли.

Это не означает, что пересказ по плану не самая лучшая модель организации детского пересказа. Просто для достижения оптимального результата педагогу нужно попытаться составить план совместно с детьми в самом начале работы над текстом.

Воспитателю необходимо помнить, что не все дети в группе нуждаются в одинаковом руководстве со стороны взрослого. Если ребенок на первых порах не умеет пересказывать даже по вопросам, педагог должен сам начать рассказывать, постепенно втягивая воспитанника в этот процесс.

Иногда при пересказе воспитателю стоит использовать подсказки. Бывает, что ребенок осмыслил содержание произведения, установил причинные связи событий, выявил взаимоотношения героев, обдумал свое отношение к ним, последовательно и подробно стал воспроизводить текст, но во время пересказа вдруг остановился и замолчал. Оказывается, он забыл какое-то выражение, которое ему хочется передать без изменения, или же не находит нужного слова. В таких случаях важно своевременно подсказать ребенку слово, даже если он ни о чем не спрашивает.

Большое значение имеет внимание педагога, его интерес к тому, что и как пересказывают дети. Это, во-первых, вызывает у ребенка желание рассказать как можно лучше и, во-вторых, помогает выяснить, нуждается ли он в помощи, какая нужна помощь, как руководить им в процессе пересказа.

Руководить можно, разумеется, не только при помощи определенных педагогических приемов: соответствующий тон замечания или вопроса. Иногда достаточно повторить последнюю сказанную ребенком фразу, чтобы он продолжил свой рассказ. Такой прием помогает рассеянным детям. Необходимо поощрять воспитанников, особенно при воспроизведении длинных рассказов. Одобрение делает ребенка более активным, внушает ему веру в свои силы. Поощрять можно по-разному: улыбкой, кивком головы, а иногда и одобрительным словом. Как и когда выразить поощрение, воспитателю подскажет его педагогический опыт.

После каждого рассказа рекомендуется устраивать совместное обсуждение. Оно помогает детям старшего дошкольного возраста глубже проникать в содержание произведения и критически относиться к собственному пересказу, вызывает коллективные переживания и способствует объединению детей. Конечно, в первое время всякое замечание сверстников вызывает у ребенка недовольство, что часто может проявляться внешне: он хмурится, иногда грозит кулаком тому, кто делает ему замечание. Постепенно старшие дошкольники начинают понимать, что замечания приносят пользу.

На занятиях по пересказу дети упражняются в умении слушать и анализировать пересказы своих сверстников. Благодаря систематической работе по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков хорошо воспроизводить содержание текстов (рассказов, сказок) они начинают глубоко переживать произведение, у них появляется потребность проникнуть в его смысл, понять взаимоотношения героев, оценить их поведение, выявить причинные связи событий.

Практика показывает, что у детей развивается пытливость, самостоятельность мысли, умение анализировать, делать выводы.

Благодаря развитию логической памяти формируется и последовательность мышления. Если эта работа ведется систематически, то к концу учебного года дошкольники становятся очень чуткими к нарушению точности воспроизведения, а также к пропускам существенного.

В тесной связи с мышлением развивается речь детей, они активно овладевают родным языком. Словарный запас становится богаче, ведь при пересказе дошкольники стремятся подобрать более точное слово, сравнение, ярко рисующее образ. Реже встречаются грамматические ошибки (меньше неправильных согласований слов, ошибок в окончании существительных множественного числа). Если ребенок и допускает неточности, то лишь в словах, которые он редко употребляет в повседневной жизни.

В речи детей становится больше прилагательных, но деепричастий и причастий они по-прежнему избегают. Постепенно уменьшается количество ошибок в ударении.

Внимание детей постепенно становится более сосредоточенным, устойчивым, развивается произвольное внимание. Дошкольники начинают внимательно слушать пересказы сверстников, при обсуждении пересказов большинство, а часто и все дети группы делают замечания, относящиеся к содержанию или языку воспроизведения.

Работа по пересказу художественных произведений оказывает влияние и на нравственное развитие детей. Можно наблюдать немало моментов, когда они, ассоциируя свое поведение с поведением героев произведения, прилагают усилия изменить его.

В процессе работы многие педагоги отмечают у детей критическое отношение к недостаткам своей речи и речи сверстников. У дошкольников формируются элементы творческого воображения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...