Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ СИЛУ ГОЛОСА И ТЕМП РЕЧИ




   Для того, чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, начиная с 2-3 летнего возраста его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи.

  В предлагаемых нами играх взрослый произносит звукосочетания или слова с различной скоростью (быстро, умеренно, медленно) и предлагает ребенку воспроизводить их в том же темпе.

  Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.

ИГРА «ИДИТЕ С НАМИ ИГРАТЬ».

Дети сидят полукругом. Воспитатель на расстоянии 2 – 3 метра от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: « Миша, иди!» Дети вместе и логопедом зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.                              

ГРОМКОТИХО

Цель: Развитие умения менять силу голоса, говорить то громко, то тихо.

Материал: Парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, барабаны, дудки, кошечки и любые другие игрушки, звук которых можно имитировать.)

Ход игры: Взрослый показывает ребенку двух собачек и говорит:

«Бежит большая собачка, громко лает: «АВ-АВ!» Как лает большая собачка?» ребенок громко произносит: «АВ-АВ!».

«А маленькая собачка лает тихо: «ав-ав!» как лает маленькая собачка?» ребенок тихо произносит: «ав-ав!».

Взрослый убирает собачек и говорит ребятам: « Сейчас будь внимателен. Как только победит собачка, ты должен сказать: «ав-ав!» Не ошибись, помни, что большая собака лает громко, а маленькая – тихо».

КТО КАК КРИЧИТ

Цель: Выработка умения повышать и понижать тон голоса, говорить « тоненьким» и низким голосом.

Материал: Картинки с изображениями дерева, забора, птицы, птенца, кошки, котенка или такие же игрушки. Можно использовать игрушечных уточек, собачек, лошадок и др. животных разных размеров.

Ход занятия: Взрослый начинает рассказ, сопровождая его показом соответствующих картинок или игрушек, и произносит звукоподражания.

«Утром рано на даче мы вышли погулять и услышали, как кто-то пищит «пи-пи-пи» произносит «тоненьким» голосом). Это птенчик сидит на дереве, пищит и ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько пищит птенчик?» Ребенок говорит тоненько «пи-пи-пи».

«В это время прилетела птичка, дала птенчику червячка и запищала «пи-пи-пи» (взрослый произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищит?» Ребенок повторяет «пи-пи-пи».

«Птичка улетела, мы пошли дальше и слышим, как кто-то у забора тоненько кричит «мяу-мяу-мяу» (тоненьким голосом). На дорожку выскочил котенок. Как он мяукал?» Ребенок воспроизводит образец взрослого. «Котенок маму-кошку звал, она услышала, бежит по дорожке и мяукает «мяу-мяу-мяу» (низким голосом). Как кошка мяукает?» ребенок повторяет «мяу-мяу-мяу».

Взрослый продолжает: «А сейчас я покажу, кто к нам в гости пришел». Он достает кошку, показывает как она идет по столу, и спрашивает: «Как кошечка мяукает?» ребенок, понижая голос, говорит: «мяу-мяу-мяу».

Затем взрослый достает котенка, птицу и птенца, а ребенок подражает их голосам в нужной тональности.

Надо следить, чтобы ребенок не кричал, говорил спокойно, повышая и понижая голос в доступных для него пределах.

Аналогично используются и другие игрушки. Можно использовать одну пару или 2-3. При тихом произношении звукоподражаний ребенок должен переходить на шепот.

 

Игры и задания для решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной де­тям. Например:

1. Лексическая тема: Человек, кукла как модель человека; вызывае­мый звук — «А». На этом занятии детям предлагается игра «укачиваем кукол».

  Дети укачивают кукол с одновременным пропеванием гласного «А-А-А».

Взрослый:Споем куколкам ЛАСКОВУЮ песенку.

Дети пропевают гласный звук «А-А-А» с мягкой голосовой атакой на дли­тельном речевом выдохе.

2. Лексическая тема: «Зима»; вызываемые звуки Т—Т' и Д—Д'.

Ра­ботаем над вопросительной и восклицательной интонациями.

Взрослый приносит куклу в зимней одежде, в варежках на руках.

Взрослый:Маша варежку надела.

Ой! Куда я пальчик дела?

Маша испугалась.

Она сказала: «ОЙ!»

Как сказала Маша?
Дети:  ОЙ!

Взрослый:Маша спросила: «Куда дела?»

Как спросила Маша?
Дети:  Куда дела?

Взрослый(снимая варежку с куклы с радостной интонацией):

Маша варежку сняла:

Поглядите-ка, нашла!

Маша обрадовалась: «Нашла!»
Как обрадовалась Маша?
Дети:  Нашла!





Приёмы работы с ребенком раннего возраста

Вызывание речи в ситуациях, связанных с эмоциональными состояниями ребенка (возбуждение, ситуации удовлетворения и неудовлетворения).

Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой — самым существенным образом влияют на его поведение, развитие познавательных процессов и активизации речи.

С целью развития речи можно использовать такой прием как неожиданное появление и исчезновение игрушки. В момент появления которой, взрослый каждый раз называет ее, привлекая к ней внимание ребенка. Действие с одной игрушкой повторяется несколько раз. Называя предмет, необходимо следить за речевой и зрительной реакцией ребенка. По мере появления сосредоточения следует несколько задерживать игрушку над ширмой, удлиняя процесс восприятия в сочетании с ее обозначением словом. Важно также дать эту игрушку ребенку в руки, погладить ее, покачать и т.д.

  Неожиданное появление и исчезновение игрушки, появление ее из-под платочка, из-за ширмы, а также различные «сюрпризные моменты» вызывают у детей положительные эмоциональные реакции, сопровождающиеся речевой активностью малышей.

Вызывание речи в ситуациях-провокациях, непонимания и помощь взрослому.

Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это и будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднений подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для названия предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.

Речь детей заметно активизируется в ситуациях, где побуждающим мотивом является помощь взрослому, не очень «умелому и рассеянному» («умные» дети — «непонятливый» педагог).

Просьбы, поручения.

Выполнение просьбы или поручения помогают проверить понимание ребенком обращенной речи, способствует активизации собственной речи детей в обращенной и повествовательной форме. С этой целью ребенка просят не только выполнить какое-то действие, но и обратиться с просьбой к товарищу или взрослому, а в дальнейшем рассказать, что он сделал. Педагог, заинтересовав ребенка игрушкой, обращается к нему с некоторой просьбой, которая требует речевой активности. Или усложняя задачу, педагог через одного ребенка дает поручение другому. Эти два приема перекликаются, но разница в том, что первый вариант рассчитан на взаимодействие взрослого и ребенка, а при использовании второго эффективно участие нескольких детей, особенно интеграция говорящих и не говорящих. Интерес и мотивация к активной речи поддерживается тем, что другие дети уже вступили в общение со взрослым, друг c другом и получили желаемый от игры результат.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...