Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации




Контроль успеваемости производится оценкой реферативной работы. Реферат должен соответствовать профилю изучаемой дисциплины, при этом рекомендуется тождественность избираемой темы и специализации обучения студента (например: «философские проблемы техники», «философские проблемы экономики» и т.д.) и включать: титульный лист (оформленный согласно требованиям), содержание, Реферат должен содержать: титульный лист (оформленный согласно требованиям), содержание, текстовую часть (по параграфам или разделам), заключение, список использованной литературы. Объем реферата – не менее 24 страниц, кегль 14, шрифт – Times New Roman, межстрочный интервал – 1,5.

Итоговая аттестация: зачет. На зачет выносятся тестовые задания по всему курсу дисциплины.

ЗАЧЕТНЫЕ ТЕСТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА»

 

1.Теория научного познания именуется

А) Онтологией

Б) Аксиологией

В) Эпистемологией

Г) Гносеологией

 

2. Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания?

А) Неопровержимость

Б) Доказательность

В) Обоснованность

Г) Системность

 

3. Временные рамки неклассичесого этапа науки, это:

А) XIX – нач. XX вв

Б) конец XIV- XVII вв

В) XX в. – по наше время

Г) нач. XX –сер. XX вв

 

4. Три основные модели развития науки это:

А) эмпиризм, теоретизм, проблематизм

Б) теоретизм, эволюционизм, проблематизм

В) эмпиризм, эволюционизм, гипотетизм

Г) гипотетизм, эволюционизм, парадоксализм

 

 

5. В числе четырех ценностных императивов, предъявляемых к науке, сформулированных Р. Мертоном, находятся:

А) рационализм, универсализм, скептицизм, коллективизм

Б) объективизм, рационализм, прагматизм, интернационализм

В) прагматизм, универсализм, рационализм, истинность

Г) универсализм, коллективизм, бескорыстие, скептицизм

 

6. К основаниям науки не относится компонент:

А) идеалы и нормы исследования

Б) рационально-логические основания науки

В) научная картина мира

Г) философские основания науки

 

7. К представлениям, входящим в научную картину мира не относятся представления:

А) о фундаментальных объектах данной науки

Б) о типологии изучаемых объектов

В) о эталонных формах теоретической презентации изучаемых объектов

Г) об общих закономерностях взаимодействия изучаемых объектов

 

8. Философия в отношении науки способна выполнять функции:

А) методологические, базовой научной программы, аксиологические (ценностно-ориентационные)

Б) методологические, антропологические, логические

В) антропологические, социологические, базовой научной программы

Г) аксиологические, прогностические, экспериментальные

 

9. Наиболее распространенной точкой зрения на возникновение науки считается:

А) наука возникла в Древней Греции

Б) наука возникла с появлением письменности

В) наука возникла с появлением цивилизации

Г) наука возникла в начале XVII века

 

10. Аристотель считал истинной наукой ту, которая

А) способствует преобразованию природы под нужды человека

Б) не имеет никакой практической пользы, будучи чистым созерцанием

В) основана на священных тестах греческой культуры (Пифагора)

Г) называется математикой и астрономией

 

11. Сторонники тезиса о том, что наука возникла в Средние века, основывают данное положение тем, что:

А) Ф. Аквинским была сформулирована теория эксперимента

Б) в алхимии были осуществлены первые экспериментальные практики

В) священные тексты (Библия) предписывают математическое исследование природы («мерой, числом и весом»)

Г) Альберт Великий положил начало техническому преобразованию природы

 

12. Родоначальником научного знания считается:

А) Ньютон

Б) Аристотель

В) Галилей

Г) Пифагор

 

13. В эпоху классической науки ведущей научной дисциплиной была:

А) астрономия

Б) теология

В) математика

Г) механика

 

14. В эпоху неклассической науки принцип систематизма:

А) был отвергнут

Б) начал развиваться

В) получил обоснование в синергетике

Г) был подтвержден эмпиризмом Лейбница

 

15. Ведущими в числе наук постнеклассического периода являются:

А) науки о живом (экология, генная инженерия и др.)

Б) синергетика

В) квантовая механика и физика

Г) термодинамика

 

16. Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании

А) теория

Б) интерпретация

В) фальсификация

Г) гипотеза

 

17. Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях относится к:

А) наблюдению

Б) измерению

В) эксперименту

Г) идеализации

 

18. Количество произошедших научных революций:

А) три

Б) шесть

В) пять

Г) четыре

 

19. Каждая из научных революций оформляла новую научную картину мира. Из них (картин) одна не дала начало новому историческому этапу существования науки. Это картина мира:

А) квантово-механическая

Б) электродинамическая

В) механическая

 

20. В развитой науке формирование теоретических схем производится

А) в качестве гипотетической модели, далее проверяемой опытом

Б) за счет привлечений эмпирических исследований

В) на базе сложившейся в данной науке картины мира

Г) за счет обращения к философской картине мира

 

21. Согласно Т. Куну, научная революция означает переход от одной… к следующей… (что имеется в виду?)

А) исследовательская программа

Б) парадигма

В) фундаментальная теория

Г) научная картина мира

 

22. Принцип «пролиферации теорий» и «методологического анархизма» в науке был предложен в ХХ веке:

А) К. Поппером
Б) Т. Куном
В) И. Лакатосом
Г) П. Фейерабендом

 

23. Современная синергетика, в целом, ориентирована на изучение:

А) стационарных равновесных систем
Б) открытых самоорганизующихся систем

В) информационных систем с элементами самообучаемости
Г) закрытых биологических систем

 

24. К основным принципам современной физии не относится:

А) принцип соответствия

Б) принцип дополнительности
В) принцип сохранения вещества и энергии
Г) соотношение неопределенностей

 

25. Массовый выпуск персональных компьютеров на базе микропроцессоров начинается в период:

А) второго поколения ЭВМ (с конца 50-х гг.)

Б) третьего поколения ЭВМ (начало 60-х гг.)

В) четвертого поколения ЭВМ (середина 70-х гг.)

Г) пятого поколения ЭВМ (с середины 80-х гг.)

 

26. В теоретический уровень научно-технического знания не входит построение:

А) моделированных схем

Б) функциональных схем

В) поточных схем

Г) структурных схем

 

27. По сути, инженерная деятельность, в отличие от деятельности собственно технической, характеризуется:

А) совершенным знанием технического конструирования

Б) регулярным применением научных знаний
В) знанием истории технических проблем
Г) обеспечением высшего технического образования

 

28. Теория «горячей Вселенной» в астрономии была сформулирована:

А) Г. Гамовым

Б) А. Фридманом
В) Э. Хабблом
Г) И. Шкловским

 

29. В отличие от наук естественных, в науках социально-гуманитарных преимущественными методами познания являются:

А) объяснения и эксперимента
Б) понимания и моделирования
В) наблюдения и абстрагирования
Г) понимания и интерпретации

30. К современным проблемам экологии не относится:

А) обезвоживание материковых территорий планеты
Б) климатическая нестабильность
В) демографический взрыв
Г) разрушение озонового слоя

31. Известный ученый и философ античности Аристотель придерживался в своей работе метода

А) системного;

Б) аналитического;

В) индуктивного;

Г) дедуктивного.

 

32. В качестве высшего критерия истины в средние века принималась (принимался)

А) знание;

Б) вера;

В) опыт;

Г) здравый смысл.

 

33. Метод эмпирической индукции разработал

А) Р. Декарт;

Б) Г. Гегель;

В) Ф. Бэкон;

Г) Г. Лейбниц.

 

34. Метод рациональной дедукции разработал

А) Р. Декарт;

Б) Ф. Бэкон;

В) Г. Гегель;

Г) Г. Лейбниц.

35. Принцип верификации как главный критерий научной обоснованности высказываний сформулировал

А) Л. Витгенштейн;

Б) И. Лакатос;

В) К. Поппер;

Г) Б. Рассел.

 

36. Способ обоснования истинности суждения, системы суждений или теории с помощью логических умозаключений и практических средств (наблюдение, эксперимент и т.п.) называется

А) дедукция;

Б) доказательство;

В) аргументация;

Г) рассуждение.

 

37. Методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, называется

А) эмпиризм;

Б) агностицизм;

В) скептицизм;

Г) сенсуализм.

 

38. Один из типов умозаключения и метод исследования, представляющий собой вывод общего положения о классе в целом на основе рассмотрения всех его элементов, называется

А) дедукция;

Б) индукция;

В) экстраполяция;

Г) аналогия.

 

39. Принцип верифицируемости как главный критерий научной обоснованности высказываний сформулировал

А) Л. Витгенштейн;

Б) Б. Рассел;

В) Р. Карнап;

Г) И. Лакатос.

 

40. Структурный элемент работы, в котором определяется ее цель, задачи, исследованность проблемы, называется

А) заключение;

Б) основная часть;

В) введение;

Г) оглавление.

 

41. Познавательный процесс, который определяет количественное отношение измеряемой величины к другой, служащей эталоном, стандартом, называется

А) моделирование;

Б) сравнение;

В) измерение;

Г) идеализация.

 

42. Метод фальсификации для отделения научного знания от ненаучного предложил использовать

А) Б. Рассел;

Б) Р. Карнап;

В) К. Поппер;

Г) И. Лакатос.

 

43. Переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего, называется

А) индукция;

Б) дедукция;

В) аналогия;

Г) аргументация.

 

44. Умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различного содержания называется

А) суждением;

Б) синтезом;

В) умозаключением;

Г) выводом.

 

45. Психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности, называется

А) синтезом;

Б) мышлением;

В) фантазией;

Г) анализом.

 

46. Книга, содержащая перечень определений научных терминов, расположенных в алфавитном порядке, называется

А) брошюра;

Б) монография;

В) диссертация;

Г) словарь.

 

47. Социально обусловленная система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения, называется

А) языком;

Б) речью;

В) теорией;

Г) интерпретацией.

 

48. Образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания, называется

А) понятие;

Б) представление;

В) восприятие;

Г) умозаключение.

 

49. Небольшой по объему источник, содержащий популяризированный текст в адаптированном для понимания неспециалиста виде, называется

А) книга;

Б) брошюра;

В) монография;

Г) словарь.

 

50. Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания, называется

А) знанием;

Б) интерпретацией;

В) правдой;

Г) истиной.

 

51. Чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств, называется

А) ощущение;

Б) восприятие;

В) представление;

Г) понятие.

 

52. Антиисторический, недиалектический тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учета конкретной реальности, условий места и времени, называется

А) софистика;

Б) релятивизм;

В) эклектика;

Г) догматизм.

 

53. Метод познания, при котором все вещи, их свойства и отношения, а также все формы их отражения в сознании человека рассматриваются во взаимной связи и развитии, называется

А) эклектика;

Б) диалектика;

В) метафизика;

Г) софистика.

 

54. Положение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за первооснову логической дедукции и поэтому в данной теории играющее роль знания, принимаемого без доказательства, называется

А) догмат;

Б) теорема;

В) постулат;

Г) закон.

 

55. Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется

А) провиденциализм;

Б) эмпиризм;

В) сциентизм;

Г) антисциентизм.

 

56. Научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно, называется

А) гипотезой;

Б) концепцией;

В) теорией;

Г) аргументом.

 

57. Формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления, называются

А) закономерности;

Б) категории;

В) законы логики;

Г) теории.

 

58. Та часть объективной реальности, которая взаимодействует с человеком, социальным институтом, обществом в процессе познания, называется

А) предмет познания;

Б) субъект познания;

В) объект познания;

Г) предмет практики.

 

59. Предварительное и проблематичное суждение называется

А) предположение;

Б) мнение;

В) домысел;

Г) взгляд.

 

60. Теория истолкования, имеющая целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значение слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований, называется

А) методология;

Б) гносеология;

В) герменевтика;

Г) пропедевтика.

 

Ниже представлены тесты, в которых вариантов ответов более четырех и правильных ответов более, чем один

61. Гносеология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;   

б) о развитии вселенной;                                    

в) о бытии как таковом;

г) о сущности познания, о путях постижения истины;

д) о сущности человеческой истории.

 

62. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.

 

63. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:

а) рационализма;

б) реализма;

в) скептицизма;

г) сенсуализма;

д) гедонизма.

 

64. Дедукция — это:

а) логический путь от общего к частному;

б) передача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

 

65. Индукция — это:

а) логический путь от общего к частному;

б) подача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

 

66. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:

а) индукция;

б) дедукция;

в) анализ;

г) синтез.

 

67. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:

а) слово;

б) категория;             

в) дефиниция;

г) термин;

д) имя.

 

68. Эмпиризм — это:

а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;

б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;

в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;

г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;

д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.

 

69. Агностицизм — это:

а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;

б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;

в) учение о развитии мира;

г) учение о всеобщей причинной связи;

д) учение о сущности человеческой истории.

 

70. В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;                                                                    

б) рассмотрение объектов познания;                                                               

в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

г) сомнение в возможности познания;

д) метод познания.

 

71. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:

а) рассудок;

б) разум;

в) чувство;

г) переживание;

д) интуиция.

 

72. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):

а) агностицизм;

б) эмпириокритицизм;

в) скептицизм;

г) гносеологический оптимизм;

д) гедонизм.

 

73. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:

а) материализм;

б) скептицизм;

в) эмпиризм;

г) идеализм;

д) рационализм.

 

74. Какое из понятий лишнее в данном перечне?

а) гносеологический оптимизм;

б) агностицизм;

в) скептицизм;

г) антропоцентризм.

 

75. Уровни научного познания (укажите все варианты):

а) эмпирический;

б) религиозный;        

в) теоретический;

г) мифологический;

д) диалектический.

 

76. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:

а) чувственное отражение;                                            

б) познавательный контакт с объектом познания;     

в) представление;

г) объяснение;

д) ноумен.

 

77. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

а) представление;

б) восприятие;

в) идея;

г) ощущение.

 

78. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:

а) понятие;

б) представление;

в) умозаключение;

г) суждение;

д) восприятие.

 

79. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

а) абстрактным;

б) теоретическим;

в) обыденным;

г) научным;

д) божественным.

 

80. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

 

81. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

а) абстрактна;

б) объективна;

в) субъективна;

г) абсолютна;

д) божественна.

 

82. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

а) пропаганда;

б) заблуждение;

в) суждение;

г) предрассудок;

д) иллюзия.

 

83. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:

а) методика;    

б) развитие;    

в) навык;

г) механизм;

д) процесс.

 

84. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?

а) гипотеза;

б) теория;

в) проблема;

г) парадигма;

д) модель.

 

85. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности;

б) средних веков;

в) Возрождения;

г) Нового времени;

д) в ХХ веке.

 

86. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):

а) проблема;    

б) заинтересованность;               

в) вера;

г) гипотеза;

д) теория.

 

87. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:

а) конвенционализм;     

б) релятивизм;

в) рационализм;

г) агностицизм;

д) скептизизм.

 

 

88. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода:

а) аналогии;

б) индукции;

в) дедукции;

г) анализа;

д) математического анализа.

 

89. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название:

а) категорий;

б) универсалий;

в) модусов;

г) антиномий;

д) законов.

 

90. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?

а) расчет адекватных средств для данной цели;

б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;

в) логическая обоснованность правил деятельности;

г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

 

91. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

а) анализ;

б) наблюдение;

в) эксперимент;

г) измерение;

д) моделирование.

 

92. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

а) анализ;

б) наблюдение;

в) идеализация;

г) измерение;

д) моделирование.

 

93. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:

а) индукции;

б) дедукции;

в) идеализации;

г) наблюдении;

д) анализе.

 

94. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):

а) точностью;

б) обоснованностью;

в) большой предсказательной способностью;

г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);

д) своей исключительной эстетической ценностью.

 

95. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:

а) абсолютная истина;

б) эмпирически достоверное знание;

в) математически обоснованное знание;

г) заблуждение;

д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.

 

96. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:

а) доклассическая;

б) классическая;

в) неклассическая;

г) постнеклассическая.

 

97. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):

а) мировоззренческая;

б) методологическая;

в) эстетическая;

г) политическая;

д) предсказательная.

 

98. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:

а) научное;

б) обыденно-практическое;

в) игровое;

г) философское;

д) мифологическое.

 

99. К основным концепциям истины относят:

а) конвенциональную;

б) прагматическую;

в) системную;

г) соответствия;

д) аналитическую.

 

100. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ):

а) действие;

б) познание;

в) опыт в целом;

г) физическая жизнь;

д) истина.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...