Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета




При изучении башкирского языка стимулируется общее речевое развитие школьников: развивается их коммуникативная культура, формируются ценностные ориентиры, закладываются основы нравственного поведения в процессе общения, чтения, обсуждения текстов соответствующего содержания, знакомства с образцами фольклора, вырабатывается толерантность к представителям других наций.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Класс


Во втором классе личностными результатами изучения предмета «Башкирский (государственный) язык» являются следующие умения:

· осознавать роль языка в жизни и речи людей;

· слушать и понимать простейшие указания учителя на башкирском языке, связанные с ведением урока;

· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;


 Метапредметными результатами изучения предмета «Башкирский (государственный) язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

· проговаривать последовательность действий на уроке;

· учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

· учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

· ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

· делать выводы в совместной работе класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

· слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

· договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;

· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

Предметными результатами изучения курса «Башкирский (государственный) язык» является сформированность следующих умений:

· знать все звуки и буквы башкирского языка, списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения, списывать небольшой текст;

· после подготовки уметь писать диктант обучаемого характера, изложение, сочинение (в размере 2-4 предложений);

· умение образовывать множественное число имен существительных с помощью окончаний  -лар/-ләр; -тар/-тәр; -дар/-дәр; -ҙар/-ҙәр;

· употребление в диалогах слов эйе, юҡ, бар, кәрәк и отрицания при именах түгел;

· использовать вопросительный аффикс -мы/-ме; -мо/-мө при составлении вопросительных предложений;

· усвоение на образцах порядка слов в простом предложении (определение - определяемое: матур ҡыҙ; дополнение глагол: китап уҡый; подлежащее - сказуемое: һыу аға);

· практическое усвоение местно-временнoгo, направительного и винительного падежей мәктәптә, мәктәпкә, мәктәпте;

· умение отвечать на вопросы кем? нимә? ни эшләй? ниндәй? ҡайҙа? ҡасан? нисек?

· правильное употребление в речи указательных местоимений был, шул, ул;

· активное усвоение числительных до 20 (количественные и порядковые числительные; отрицание при числительных);

· умение употреблять личные местоимения мин, һин, ул и вопросительные местоимения кем? нимә? в местно-временном, направительном, винительном падежах;

· понимание значения повелительного наклонения (II лицо ед. и мн. числа: бар - барығыҙ, әйт - әйтегеҙ);

· употребление наречий места и времени бөгөн,  иртәгә, кисә, бында;

· употребление глагола в настоящем времени (спряжение по лицам и числам);

· усвоение категории принадлежности (I, II лица ед., мн. числа);

· выражение принадлежности чего-то (кого-то), кому-то,  чему-то:

а) категорией принадлежности;

                    б) аффиксом -ныҡы, -неке;

                    в) местоимениями минең, һинең, уның, беҙҙең, һеҙҙең, уларҙың;

· правильное употребление послелога менән в соответствии с его значениями:

а) совместности – атайым менән барам;

б) орудийности – бысаҡ менән киҫәм.

 

3 класс

 

В 3 классе личностными результатами изучения предмета «Башкирский (государственный) язык» являются следующие умения и качества:

· эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

· эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

· чувство прекрасного – умение чувствовать красоты и выразительность речи. Стремиться к совершенствованию собственной речи;

· любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении;

· интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

· интерес к изучению языка;

· осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.

 

Метапредметными результатами изучения предмета «Башкирский (государственный) язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

· самостоятельно формулировать тему и цели урока;

· составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

· работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

· пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

· пользоваться словарями, справочниками;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

· оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

· владеть монологической и диалогической формами речи;

· высказывать и обосновывать свою точку зрения;

· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

· задавать вопросы.

 

Предметными результатами изучения курса «Башкирский (государственный) язык» в 3 классе является сформированность следующих умений:

· воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

· определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

· осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении.

· уметь читать вслух с полным пониманием фразы и короткие тексты, построенные на усвоенном в устной речи языковом материале;

· правильно интонировать при чтении вопрос, просьбу, повествование с перечислением, приказ;

· понимать текст при чтении или пересказе учителя, текст при самостоятельном чтении;

· понимать диалог из 3-6 предложений (реплик) и уметь его продолжить;

· читать с соответствующей интонацией утвердительные, вопросительные, восклицательные предложения, поэтические произведения и пересказать их;

· определять логические ударения,паузы:

· текст читать выразительно;

· находить из текста незнакомые слова, постараться дать объяснение, работать со словарями;

· писать под диктовку короткие предложения или несложный связный текст, состоящий из знакомых слов;

· составлять и записывать предложения по опорным словам;

· написать поздравление на башкирском языке ко дню рождения, к 8 Марта;

· уметь писать ответ на 2-3 вопроса по тексту или картине;

· после подготовки уметь писать диктант обучаемого характера, изложение, сочинение (в размере 2-4 предложений);

· списывать и писать по памяти небольшие предложения;

· переводить с одного языка на другой;

· писать маленькие сочинение и изложение обучаемого характера;

· усвоение по образцам родительного и исходного падежей в башкирском языке (мәктәптең, дәрестән).

· закрепление способов выражения вопроса в татарском языке:

а) аффиксами -мы/-ме; -мо/-мө;

б) вопросительными местоимениями;

· умение составлять из слов активной лексики словосочетания: именные, глагольные (яҡын дуҫ, ишекте яба).

· усвоение категории принадлежности.

· умение употреблять в речи  личные местоимения мин, һин, ул, беҙ, һеҙ, улар.

· употребление в устной речи имен прилагательных, выражающих меру, объем.

· умение употреблять в речи прилагательные активного словаря.

· практическое усвоение некоторых глаголов изъявительного наклонения:

а) в настоящем времени (-а; -ә, -й);

б) в прошедшем категорическом времени (-ҙы/ҙе, -ды/-де, -ты/-те);

в) в прошедшем неочевидном времени (-ған, -гән, -ҡан, -кән).

· правильное употребление послелога менән в соответствии с его значениями:

а) совместности – атайым менән барам;

б) орудийности – бысаҡ менән киҫәм;

в) способа передвижения - поезд менән ҡайтам.

· употребление в речи союзов hәм, ләкин, ә.

· употребление частиц, выражающих интенсивность: бик, иң (бик яҡын, иң бейек).

· изафет в башкирском языке. 1, П, ПI типы изафета: ағас ҡалаҡ, мәктәп баҡсаһы.

· повторение формы отрицания при именах прилагательных, числительных, местоимениях (матур түгел, мин түгел); отрицанием при глаголах (-ма/-мә).

· практическое употребление частиц әле, инде.

 



Класс

 

В 4 классе личностными результатами изучения предмета «Башкирский (государственный) язык» являются следующие умения и качества:

· эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

· эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

· чувство прекрасного – умение чувствовать красоты и выразительность речи. Стремиться к совершенствованию собственной речи;

· любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении;

· интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

· интерес к изучению языка;

· осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.


Метапредметными результатами изучения предмета «Башкирский (государственный) язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

· самостоятельно формулировать тему и цели урока;

· составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

· работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

· пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

· пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

· находить из текста незнакомые слова, уметь работать со словарями;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

· оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

· владеть монологической и диалогической формами речи;

· высказывать и обосновывать свою точку зрения;

· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

· задавать вопросы.


Предметными результатами изучения курса «Башкирский (государственный) язык» в 4 классе является сформированность следующих умений:

· воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

· осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

· определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

 осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении.

· уметь читать вслух с полным пониманием фразы и короткие тексты, построенные на усвоенном в устной речи языковом материале;

· правильно интонировать при чтении вопрос, просьбу, повествование с перечислением, приказ;

· понимать текст при чтении или пересказе учителя, текст при самостоятельном чтении;

· понимать диалог из 3-6 предложений (реплик) и уметь его продолжить;

· читать с соответствующей интонацией утвердительные, вопросительные, восклицательные предложения, поэтические произведения и пересказать их;

· определять логические ударения,паузы:

· текст читать выразительно;

· находить из текста незнакомые слова, постараться дать объяснение, работать со словарями;

· писать под диктовку короткие предложения или несложный связный текст, состоящий из знакомых слов;

· составлять и записывать предложения по опорным словам;

· написать поздравление на башкирском языке ко дню рождения, к 8 Марта;

· уметь писать ответ на 2-3 вопроса по тексту или картине;

· после подготовки уметь писать диктант обучаемого характера, изложение, сочинение (в размере 2-4 предложений);

· списывать и писать по памяти небольшие предложения;

· переводить с одного языка на другой;

· совершенствование навыков употребления имен существительных во всех падежах во множественном числе;

· активизация употребления числительных. Неизменяемость числительных в атрибутивной функции (15 уҡыусы, бишенсе класта);

· ознакомление с разделительными, приблизительными числительными (шар-шәр);

· умение строить предложение с положительным и отрицательным аспектами глагола;

· активизация употребления имен прилагательных, характеризующих человека (тырыш, ялҡау, тәртипле);

· закрепление материала о порядке членов предложения: подлежащее - сказуемое, определение – определяемое слово, дополнение - сказуемое, обстоятельство – сказуемое;

· употребление вопросительных частиц с новыми глаголами (яҙаһығыҙмы?);

· закрепление всех форм изафета по активному словарю. Особенности их падежного склонения (склоняется только последняя часть);

· практическое употребление частиц ғына - генә, ҡына- кенә;

· умение использовать в диалоге утвердительные и отрицательные предложения: Был дәфтәрме? Эйе, был дәфтәр. Юҡ, был дәфтәр түгел;

· усвоение по образцу полных и неполных предложений;

· умение различать с опорой на родной язык нарицательные и собственныe имена существительные. Имена людей в башкирском языке;

· объяснение различий в употреблении неопределенного падежа в татарском языке в сопоставлении с русским языком. Типичные сочетания с этими падежами (haуa флоты, мәктәп китапханаһы, икмәк киҫәм. и т.д.);

· сопоставление падежей в башкирском и русском языках;

· ознакомление с новыми послелогами (тиклем, һуң, өсөн, турында). Падежные формы, употребляемые с ними;

· ознакомление с глаголами в будущих временах (-ыр, -ер, -р, -ар, -эр; -асаҡ, -әсәк).

· практическое усвоение фразеологических единиц;

 



Содержание учебного плана.

 

2 класс

Знакомство.

Вы кто? Буквы и звуки башкирского языка. Слоги. Вы кто? Как тебя зовут? Где ты живешь? Личные местоимения. Сколько тебе лет? Притяжательные местоимения.

Это я.

Части тела. Слоги и слова. Части тела. Болит/не болит. Притяжательные местоимения. Контрольное списывание. Осень наступила.

Моя семья.

      Работа над ошибками. Притяжательные местоимения. Есть ли? Вопросительные частицы -мы, -ме, -мө. Что делает? Ударение в башкирском языке.

Что я люблю?

С чем? Продукты. Служебное слово “менән”. Чем? Посуда. Имя прилагательное. Повторение пройденного материала. Работа по картине.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...