Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика учебного предмета




Башкирский язык (в том числе башкирский (государственный) язык) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества

Во 2-4 классах содержание учебных материалов по башкирскому языку определяется следующим образом:

· темы диалогов для общения;

· тексты для чтения в классе и дома;

· фонетический, орфоэпический, орфографический, грамматический материал;

· требования к речевым навыкам учащихся;

· список слов, которые должны освоить учащиеся.

Обучение башкирскому языку в русской школе строится комплексно, т. е. на каждом уроке учащиеся упражняются в устной речи (включая отработку произношения и интонации), в чтении и письме.

 Современные требования к изучению башкирского языка как государственного не сводятся лишь к чтению и переводу. Сегодня необходимо формирование коммуникативной компетентности. Это значит, что русскоязычная школа должна учить школьников общаться на башкирском языке в устной и письменной форме. Ее задача – подготовить пользователя языка, который может применить свои знания не только для ответа на уроке, но и в любой жизненной ситуации. В основе лежит идея обучения башкирскому языку с целью достижения русскоязычными учащимися минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, т.е. готовности и способности осуществлять общение на башкирском языке в определенных программой пределах. Взаимосвязанное формирование всех составляющих коммуникативной компетенции обеспечивает развитие коммуникативных умений (это наряду с развитием языковых знаний и навыков). А именно:

· умения читать и понимать полностью или в основном содержание несложных текстов разных жанров и видов;

· умения устно осуществлять диалогическое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения.

Чтение оказывается более доступным речевым умением. Оно является важным источником для приобщения учащихся к культуре народа – носителя данного языка. Учителями башкирского языка используются разные виды чтения в классах: это ознакомительное (с извлечением основной информации), изучающее (с извлечением полной информации), а также поисковое (с извлечением нужной информации).

Основная цель данной программы - научить детей разговаривать на башкирском языке, распознавать и выговаривать специфические звуки башкирского литературного языка, составлять диалоги в элементарной форме, понимать услышанное и прочитанное. Обучение чтению и письму основывается на знаниях и навыках детей, полученных на уроках русского языка. К этому времени они уже знакомы с буквами русского алфавита и нет необходимости изучать их на уроках башкирского в качестве отдельной новой темы, поэтому уделяется внимание на изучение специфических букв и звуков башкирского языка (ә, ү, ө, ҙ, ғ, ҡ, ҫ ,ң, һ), создаются условия для произношения звуков в процессе общения. Во время уроков предусматривается обучение артикуляции этих звуков специальными методами (аналогия, визуальная и т.д.). Важно обучить с самого начала четко выговаривать звуки, потому что это является в дальнейшем основой для произношения слогов и слов, понимания и отличия их по смыслу.

На уроках башкирского языка русскоязычные учащиеся должны научиться правильно воспринимать речь на изучаемом языке, участвовать в разговоре (диалогическая речь), рассказывать об увиденном и услышанном (монологическая речь), читать и понимать тексты, а также приобрести навыки грамотного письма на башкирском языке.

В программе для начальных классов материал для разговорной речи, чтения (в классе и дома), грамматики располагается по тематическому принципу. Этот принцип оказывает положительное влияние на изучение необходимого словаря, типовых предложений, также на организацию работ по развитию речи. Помогает посистемно, пошагово организовать учебно-воспитательную работу в классе, связать учебный материал с жизнью, обогатить и расширить речевой и жизненный опыт учащихся.

Темы программы можно объединить по следующим блокам: многонациональная Республика Башкортостан, башкиры – коренной народ республики, история, литература, культура, искусство, своеобразные традиции народа, выдающие личности, богатство башкирских земель, художественные произведения о животном и растительном мире, тексты разного характера, материалы по развитию речи. По каждым темам предлагаются объяснения по грамматике. Наряду с ними приводятся загадки, пословицы, сказки, песни, грамматические игры. В 3-4 классах учащиеся глубже знакомятся с материалами, посвященными природе республики, жизни и труду народа, вопросам нравственности и воспитания, а также с эпизодами из жизни детей, произведениями о том, что хорошо и что плохо. Одновременно работают и со связным текстом. В каждом классе дети знакомятся с информацией о композиторах, поэтах, писателях, художниках, артистах.

При развитии речи учитываются следующие моменты:

· развитие фонематического слуха, что в свою очередь является основой навыков правильного письма. В башкирском языке письмо основывается на фонетико-фонематическом принципе: многие слова в башкирском языке как слышатся, так и пишутся;

· башкирский язык подчиняется закону сингармонизма. Все гласные – и мягкие, и твердые – оказывают влияние на все слоги слова;

· в башкирском языке слова в предложении занимают устойчивое место. Обычно подлежащее стоит на первом, а сказуемое – на последнем месте;

· для развития письменной речи проводятся уроки, где предусмотрены диктанты, изложения, сочинения и другие творческие работы. В отличие от национальных школ, такие работы в школах с русским языком обучения проводятся со специальной подготовкой.

В русскоязычной школе на уроках башкирского языка детей необходимо научить слушать и понимать башкирскую  речь и говорить по-башкирски. Основная задача обучения русскоязычных учащихся башкирскому языку научить их практически пользоваться башкирским  языком как средством общения в пределах установленного программой словарного и грамматического минимумов, а также указанных в ней сфер общения. Одна из основных задач обучения башкирскому языку в русской школе - научить учащихся читать на неродном языке сознательно, т. е. понимать содержание читаемого и дeлaть правильные выводы, а это зависит от имеющегося у детей словарного запаса и знания ими грамматических форм и конструкций изучаемого языка. Если ученик не знает значения слов, грамматические формы и конструкции, встречающиеся в читаемом тексте, он не сможет понять содержание прочитанного.

При обучении русскоязычных учащихся башкирскому языку формирование навыков чтения и понимания читаемого выступает как одна из основных задач уроков. Читая   тексты на башкирском языке, учащиеся овладевают техникой чтения, расширяют свой словарный запас, учатся отвечать на вопросы по содержанию читаемого. Тексты для чтения учитель может использовать также как фонетические упражнения, как средство для закрепления лексического и грамматического материала или для обработки грамматических конструкций. Вместе с тем упражнения в чтении на башкирском языке должны служить и развитию навыков понимания учащимися содержания читаемого. Материалом для упражнения в чтении обычно выступают слова, сгруппированные по определенному принципу (грамматическому, тематическому и др.), грамматические конструкции предложения, ранее отработанные в устной речи и, наконец, связные тексты. Чтение связных текстов сопровождается различными заданиями, связанными с пониманием прочитанного (ответы на вопросы, пересказ, трансформация текста в монологической или диалогической форме и т. д.).

Работа по обучению диалогической речи должна строиться на ситуативно-наглядной основе без опоры на печатный текст. Программа ориентирует учащихся на овладение разговорной диалогической речью на башкирском языке. Тематика усваиваемых учащимися диалогов охватывает тот круг жизненных ситуаций, который характерен для условий повседневной деятельности детей в школе, дома, на улице и т. п. В программе приводятся образцы диалогов в различных ситуациях, а также перечень так называемых “формул повседневного общения”. При проведении упражнений в диалогической речи не нужно стремиться к тому, чтобы диалоги учащихся на башкирском языке были образцово правильными и состояли из полных вопросов и ответов.  Особенностью разговорной диалогической речи являются простое и лаконичное построение реплик, наличие привычных сочетаний и шаблонов.

В начальных классах при усвоении грамматического материала особое внимание необходимо уделить отработке структурных типов простого предложения, которые могут быть сведены к определенным структурно-семантическим схемам, например: Был нимә? – Был мәктәп. Ниндәй мәктәп? – Яңы мәктәп. Был кем? – Был уҡыусы. Уҡыусы ни эшләй? – Ул уҡый. и т. д. Эти структурные типы могут быть распространены путем добавления определений, преобразованы в зависимости от ситуации (вопросительные, отрицательные, неполные).

В начальных классах основным способом усвоения грамматического материала являются имитация и воспроизведение (формирование умений и навыков здесь проводится путем многократного повторения предложений-образцов с включением других однотипных слов). При усвоении лексического и грамматического минимумов отрабатываются правильное произношение слов и интонация единиц речи на башкирском  языке. Все слова должны усваиваться в соответствии с нормами литературного произношения (причем не изолированно, а в составе словосочетания и предложения). Поэтому работу над выработкой орфоэпических навыков необходимо проводить на каждом уроке.

Формирование навыков письменной речи на башкирском  языке начинается с письменного оформления отдельных предложений. С этой целью учитель практикует составление учащимися предложений по данной теме; об указанных предметах по вопросам к ним; по указанным словам и словосочетаниям; по данному образцу; дописывание и распространение предложений; работу над деформированным текстом; перевод предложений с русского на башкирский  язык и др. Для развития письменной речи проводятся уроки, где предусмотрены диктанты, изложения, сочинения и другие творческие работы. В отличие от национальных школ, такие работы в школах с русским языком обучения проводятся со специальной подготовкой.

Место учебного предмета в учебном плане

Региональный базисный  учебный  план  для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы начального общего и основного общего образования, предусматривает изучение башкирского (государственного) языка в начальной ступени обучения в объеме 35 часов (1 час в неделю).

“Программа по башкирскому языку”( для I-XI классов русскоязычной школы) допущена Министерством образования и науки РБ. Составители: Х.А.Тулумбаев., М.С.Давлетшина., З.М.Габитова., М.Г.Усманова. –Ижевск: “КнигоГрад”, 2008.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 152.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...