Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенность конструкции ЗП сельских дорог.
По условиям увлажнения и глубины промерзания грунтов тер-рия России делится на 5 дор-клим зон. 1 зона-районы вечной мерзлоты(тундра, лесотундра). 2зона-избыточное увлажнение лесов в теч года (зона лесов). 3 зона-значит увлажнение в отд года (лесостепная зона). 4 зона недостаточного увлажнения (степная зона). 5 зона-засушливые районы(пустыни, полупустыни) пустынно-степная зона. В РБ 3 и 4 зоны. Внутри каждой зоны также можно различить уч-ки трассы по хар-ру поверх-го стока и степени увлажнения. Различают 3 гидрогеологич-х типа местности: 1-сухие места; 2-сырые места с избыт-м увлажнением в отд периоды года; 3-мокрые места с пост-ным избыточным увлажнеием. При проект-ии с/х дорог следует по возможности выбирать сухие места с обеспеченным водоотводом. Ввиду малой интенсивности дв-я некот изменение трассы в плане, т.е. неоптимальность, практически не скажется на стоимости перевозок, в тоже время стр-во дорог ч/з 2 и 3 тип местности потреб-т значит-х капвложений. При 1 типе местности высоту насыпи назнач миним-й – 25-30см. ДО размещ непоср-но над пов-тью земли. При соор-ии дорог в сырых и мокрых местах (2 и 3 типы) устойчивость верхних слоев ЗП обеспечивается возвышением низа ДО над уровнем поверх и грунт вод и над поверх-тью земли. Миним-е возвыш-е нормир-ся в СНиП. На ценных земельных угодиях высоту насыпи можно снизить путем увеличения толщины песчан дрен слоя или устр-ва капиляропрерыв прослоек в теле ЗП. Для насыпей до 1м обычно проектир-т откосы с уклоном 1:3, при большей высоте 1:1,5. выемки глуб до 1м вып-т раскрытыми или разделанными под насыпь. В сухих районах степной полосы возводят невыс насыпь в 2-х вариантах в зав-ти от водоотвода. При затруднительном водоотводе незя ограничится тока устр-вом бок канавы,, необх-мо устраивать резерв с уклоном. Резерв от насыпи отделяет берма шир-й 3-5м, при таком профиле поверх воды собир-ся достаточно далеко от насыпи. Возведение ЗП на орошаемых участках. При искусственном орошении подним уровень грунт вод и повыш-тся возм-ть подтопления дороги. Внутрихоз-е дороги устр-т как правило вдоль канавы, через стенки кот-х фильтруется вода. Этот фактор необх-мо учитывать и возводить ЗП на необх-ю высоту. Особенности конструкции ДО. Для а/д 4 кат прим усоверш облегч покр-я и переходные. Для 5 кат-перех и низш типа. В наст время покр-я низш типа устр-ся редко, однако в сельской местности еще много неукрепл-х грунт дорог, проезд осущ непоср-но по ЗП, верхний слой кот уплотняется колесами. Для улучшения водоотвода грунт а/д профилируют, придавая им выпуклый попер профиль. Если ЗП сост из глин грунта, то в дождливый период года проезд затруднен, а по пескам трудно проехать в сухой период года. Для улучшения проезжаемости грунтовые дороги строят с подобранным оптим составом смеси. ДО сост из местного грунта с добавлением др.грунтов или мат-лов. К глин грунтам добавляют средне и крупнозерн-е пески. В песчан грунты вводят суглинок или торф. В распутицу дв-е по таким дорогам приостанавливаются. Толщину ДО на дорогах с оптим составом грунта для малоинтенсивного дв-я прим ориентировочно согласно таблице.
Грунт покр-е с введением скелетных добавок (щебень, металлург шлак, гравий) облад-т большой прочностью во влажные периоды. Дв-е в распутицу на таких а/д закрывают или ограничивают. Покр-я из грунтов укрепленных вяжущими устраивают в районах, где отсутствуют местные кам мат-лы. Укрепление грунтов битумом, цементом, известью существенно улучшают прочность ДО и уменьшает ее водонасыщение, однако такие покр-я недолговечны при систематическом переувлажнении или застоем воды у ЗП. Такие покр-я незя рекомендовать в районах с избыточным увлажнением. Значит-е распростр-е получили грав-е, щебен-е или шлаковые покрытия. В грав покр-ях связность гравия обеспеч-ся мелкими частицами пыли, а также добавлением хим веществ. Щеб покр-я устр-т методом заклинки. Образующаяся при уплотнении кам пыль цементирует покр-е. такие покр-я обеспеч круглогодичный проезд, однако при проезде большегрузного трансп-та и гусеничных тракторов покр-е быстро разрушается. Щеб и грав покр-я, обраб орг вяж-ми значит прочнее и имеют повыш водостойкость и водонепрницаемость. В усл-ях сельского стр-ва поверхностная обр-ка (не менее двойной) резко улучшает эксплуатац качество покр-я и позволяет исп-ть низкопрочные местные мат-лы и грунты, вследствии защиты их от прямого воздействия колес и влаги. Асфальтовые и ц/б покр-я также устр-тся на сельских дорогах при соотв ТЭО. На врем дорогах, н-р при стр-ве с/х объектов, устр-т сборные ж/б покр-я. В последствии эти покр-я м.б. разобраны. Основания ДО можно устр-ть из щебня, гравия, малопрочных местных мат-лов; грунта, укрепл-м минеральными добавками или обраб вяжущими; грунтощебня обраб или необраб-го вяж-м; тощего бетона. Дренир и подстил сои предусматриваются при ЗП из связных грунтов во 2 и 3 клим зонах при 2 и 3 типе увлажнения местности, а также в 4 и 5 клим зонах в выемках, нулевых местах и низких насыпях. Чаще всего исп-ся песок, прим также горные породы(дресва, кирпич, ракушка). ПЧ с/х а/д придают двухскатный профиль. Уклоны назнач в зав-ти от типа покр-я 20-40 ‰. Уклоны обочин на 10-30‰ больше уклонов ПЧ. В попер сечении одежда с/х дорог устр-ся серповидного, ступенчатого, полукорытного или корытного профилей. У дорог с серповидным профилем обочины укреп теми же мат-ми что и ПЧ. Наиб толщина ДО по оси дороги 15-18см, у бровки 5см. при большей толщине этот профиль неэкономичен. Экономию мат-лов может дать ступенчатый профиль. При этом ширина утолщенной части, по кот-й в основном перемещ авто принимантся 3,5м Корытный профиль допускает прим ДО любой толщины, но затрудняется отвод воды, скапливающейся в основании. Полукорытный профиль – промежуточный м/у серповидным и корытным профилями, однако при этом профиле также не обеспеч-ся отвод воды, но укрепление обочин треб меньших затрат. При проект-ии с/х а/д следует учитывать возможность повреждения ДО при перемещ гусеничных тракторов и др тяж машин.устройство отд-х тракторных путей часто нецелесообразно поэтому движ тракторов совмещено с дв-ем авто на одном ЗП, но по отд полосам. Тракторы двигаются по уширенной обочине. При проект-ии поселковых дорог с профилем лоткового типа (некюветного) ДО устраивают по всей ширине дороги. Тротуары отд-ся от лотка бордюром, кот-й выкладывается из местных постелистых камней или бетон бардюров. Иногда вместо бардюров устр-ся откос, замащиваемый бетонными плитами. 3.27.Природные и искусственные стр-ые материалы. Оценка их качества. Различия между природными и искусственными материалами.Высокие и разнообразные требования, предъявляемые к конструкциям современных а.д, вызывают необходимость применять при строительстве весьма разнообразные по виду и св-вам строительные материалы: каменные (природные и искусственные). Бетоны на основание органических и минеральных вяжущих и.т.д. На приобретение и перевозку строительных материалов к месту производства работ расходуется 50-60 % средств от сметной стоимости сооружаемой дороги. Все виды применяемых при строительстве а.д. дорожно-строительных материалов по происхождению и особенностям их переработки подразделяют на две основные группы: природные и искусственные. Природные дорожно-строительные материалы добывают в местах их естественного залегания. В процессе добычи и переработки природные материалы претерпевают, в основном, только физические изменения: изменяют форму, размеры, связность. К природным дорожно-строительным материалам относятся различные горные породы, составляющие литосферу земли (гранит, известняк, гравий, песок, различные грунты) Искусственные дорожно-строительные материалы изготовляют преимущественно из природного сырья по соответствующей технологии, а также из побочных продуктов и отходов промышленного производства. В процессе производства искусственных дорожных материалов, как правило. Происходят резкие изменения св-в исходного сырья, в результате чего образуется продукт с новым комплексом качественных показателей. Так, при обжиге определенных разновидностей глин до спекания получается новый материал-керамдор, при переработке нефти- битум, при обжиге мергелей и последующем размоле- цемент, при дроблении доменных шлаков- шлаковый щебень и.т.д. Каждый вид дорожно-строительного материала обладает определенным комплексом строительно-технических св-в. Различают 4 группы таких св-в: механические, технологические, физические и химические, взаимно связанные друг с другом. Мех-е св-ва характеризуют способность материала сопротивляться действию внутренних напряжений, возникающих в материале при статических, динамических и температурных воздействиях. Качество и долговечность а.д. находится в прямой зависимости от физико-механических св-в применяемых материалов: прочности, деформируемости , хрупкости, ползучести, релаксации и истираемости. Техн-е св-ва характеризуют его способность реагировать на различные воздействия в процессе его переработки и обработки. Относятся: вязкость и теплоустойчивость битумов, удобообр-ть и уплотняемость цементного бетона, дробимость и полируемость каменного материала. Физические св-ва материала отражают его строение и способность реагировать на физические процессы окр. среды: плотность, пустотность,твердость, морозостойкость, огнеупорность и.т.д. Хим. св-ва- способность материала вступать в хим. взаимодействие с в-вом окруж. Среды и образовать новые связи на атомно-молекулярном уровне. Изучение и анализ перечисленных св-в материалов позволяет учитывать их специфику и прогнозировать качество, надежность и долговечность сооружаемых эл-тов а.д. Для определения и качественной оценки св-в материалов применяют различные виды и методы стандартных лабораторных испытаний, на основе кот. решают вопрос о возможности и способах эффективного применения испытываемых материалов в соответствующих конструктивных эл-тах а.д. Природные минеральные материалы в дорожном строительстве применяют в виде щебня из естественного камня, щебня из гравия, гравия, гравийных и щебеночных смесей, гравийно-щебеночно-песчаных смесей, штучного камня, песка, минер. Порошка. Щебень - дробленый каменный материал, состоящий из смеси частиц разной крупности. Разделяется по фракциям. Щебень из природного камня подразделяется на 4 класса по прочности. Важным показателем качества щебня из природного камня , определяющим возможность его применения в дорожном строительстве, яв-ся морозостойкость. Гравий- рыхлая обломочная порода, состоящая из частиц окатанной формы размером 5 до 70 мм.Для дорожных работ применяют либо в дробленном виде, либо в виде гравийных, гравийно-щебеночных или гравийно-песчаных смесей определенного гранулометрического состава. Песок - мелкообломочная рыхлая порода. Добывают каменные материалы в открытых горных разработках месторождений- карьерах, их организуют на базе месторождений, в кот. имеется определенный объем полезного ископаемого соответствующего качества. Искусственные каменные материалы и изделия, изготавливаемые из природного сырья или отходов промышленности. Основным сырьем для производства искусственных материалов яв-ся шлак и глина. Шлаки - основной вид искусственных каменных материалов, применяемых в дорожном строительстве. Из шлаков готовят щебень различных фракций, искусственный песок, минеральный порошок, низкомарочные гидравлические вяжущие. Бывают: металлургические и топочные. Шлаковый щебень неустойчивой структуры из активных шлаков применяют только для устройства оснований. Обожженные изделия и материалы из глины называют керамическими. К ним относятся дорожный клинкер, керамзит и керамдор и.т.д. Цементный бетон – искусственный каменный материал, получаемый после затвердевания рационально подобранной и тщательно перемешанной смеси, состоящей из цемента, воды и заполнителей. До затвердевания такую смесь наз-ют бетонной. Бетоны на органических вяжущих материалах – получают в результате затвердевания уплотненной смеси, состоящей из мин. Части и органического вяжущего, смешанных в соответствующих пропорциях в условиях определенного технологического режима. 3.28. Мин вяжущие матер.Минеральные вяжущие материалы представляют собой обычно порошкообразные вещества, которые после затворения водой способны постепенно переходить из пастообразного состояния в твердое, приобретая свойства камня. Минеральные вяжущие по характеру твердения делят на две группы: воздушного твердения, обладающие способностью после затворения водой твердеть в сухой среде (воздушная известь, гипсовые и магнезитовые вяжущие, жидкое стекло); водного твердения (или гидравлические вяжущие материалы), после затворения их водой твердеющие на воздухе и в воде, причем во влажной среде вяжущие приобретают большую прочность. Представителями этой группы являются цементы. Гидравлическая известь и романцемент по составу и особенностям процессов твердения занимают как бы промежуточное место между воздушными и гидравлическими вяжущими: после затворения водой, начав твердеть на воздухе, они продолжают твердеть как на воздухе, так и во влажной среде. При дальнейшем твердении во влажной среде они приобретают большую прочность. Воздушную известь получают в результате обжига до возможно полного разложения чистых или доломитизированных известняков или мела, содержащих глинистого вещества не более 6... 8 %. Полученную таким способом известь СаО в виде кусков белого или сероватого цвета называют негашеной (комковой или кипелкой). Производство воздушной извести заключается в том, что вращающиеся печи загружают мелкодробленым известняком, который при медленном вращении печи подвергается равномерному обжигу. при гашении выделяется значительное количество тепла. Полученная при гашении малым количеством воды гидратная известь, значительно разрыхленная за счет резкого увеличения пустотности, называется пушонкой. В дорожном строительстве известь используют для укрепления грунтов, а также в качестве активатора при приготовлении асфальтобетонных смесей. Портландцемент представляет собой гидравлическое вяжущее, получаемое тонким помолом цементного клинкера, минеральных добавок и природного гипса. Цементный клинкер получают путем обжига до спекания природных мергелей определенного химического состава или искусственных смесей известняка с глиной (доменными шлаками), подобранных в соответствии с требуемым химическим составом. Свойства портландцемента зависят от его минералогического состава, наличия добавок, а также тонкости помола клинкера. Тонкость помола цемента характеризуют массой порошка прошедшего сито № 0,08, и удельной поверхностью зерен, содержащихся в единице массы цемента. Плотность портландцемента составляет - 900...1300 кг/м3. Активность - способность затвердевать при затворении водой, превращаясь в прочное камневидное тело. Активность и марку цемента характеризуют показателем прочности при изгибе образцов - балочек и их половинок при сжатии в возрасте 28 суток. Водопотребность цемента характеризуют показателем нормальной густоты - количество воды, которое необходимо для достижения заданной пластичности. Обычно для портландцемента нормальная густота составляет 21...28 %. Чем меньше водопотребность (нормальная густота), тем выше качество цемента. Скорость схватывания цемента зависит от минералогического состава, тонкости помола, количества воды затворения, температуры. Скорость схватывания является важной технологической характеристикой цемента. У портландцемента начало схватывания должно наступить не ранее 45 мин., а конец - не позднее 12 часов от начала затворения. Обычно начало схватывания у портландцемента наступает через 2...3 часа, а конец - через 5...8 часов. Как быстрое, так и медленное схватывание затрудняет и усложняет организацию производства строительных работ. Особые виды портландцемента Быстротвердеющий портландцемент представляет собой минеральное вяжущее, которое содержит C3S около 50...60 % С3А - 8...14 %. При повышенном содержании С3А увеличивают добавку гипса. Тонкость помола 3500...4000см2/г. Быстротвердеющий портландцемент обладает более интенсивным нарастанием прочности в начальный период твердения; при этом в возрасте 1 суток прочность его должна быть не менее 20 МПа, 3 суток - не менее 30 МПа. Пластифицированный портландцемент приготавливают путем введения при помоле клинкера поверхностно-активных пластифицирующих добавок. В качестве пластифицирующей добавки обычно применяют сульфитно-дрожжевую бражку (сдб) в количестве 0,15...0,25 % (в пересчете на сухое вещество). Пластифицирующие добавки придают цементному тесту большую подвижность, что позволяет снизить количество воды затворения, а это, в свою очередь, позволяет несколько уменьшить расход цемента в строительном растворе и бетоне. В то же время пластифицирующие добавки несколько увеличивают водопроницаемость и понижают морозостойкость цементного камня. Гидрофобный портландцемент изготавливают совместным помолом цементного клинкера и гидрофобных поверхностно-активных добавок (0,15...0,3 %). В качестве таких добавок применяют мылонафт, асидол, олеиновую кислоту и др. Эти вещества, сорбируясь на поверхности зерен цемента, создают гидрофобную пленку, которая понижает способность цемента взаимодействовать с влагой воздуха. В результате гидрофобный цемент не снижает активность и не комкуется при хранении и менее чувствителен к влажной воздушной среде. Сульфатостойкий портландцемент - продукт тонкого помола клинкера, имеющего пониженное содержание С3А, C3S Его применяют для бетонных и железобетонных элементов сооружений, подвергающихся воздействию агрессивных вод, а также переменному увлажнению и высыханию, замораживанию и оттаиванию. Для элементов сооружения, работающих в морской воде, предпочтительно применять сульфатостойкий портландцемент. Пуццолановый портландцемент - гидравлическое вяжущее, получаемое совместным помолом портландцементного клинкера повышенного качества с 20... 5 0 % активных добавок и природного гипса. Из-за того, что в пуццолановых цементах меньше гидроалюмината кальция и гидратной извести, они обладают большей стойкостью к проточным и слабоминерализованным водам. Шлакопортландцемент - продукт тонкого совместного помола портландцементного клинкера с доменного гранулированного шлака и гипса Шлакопортландцемент может быть получен также путем тщательного смешения раздельно измельченных компонентов. Этот цемент, по сути, является разновидностью пуццоланового портландцемента, в котором активной добавкой служит доменный гранулированный шлак. Активность шлакопортландцемента со временем понижается быстрее, чем портландцемента, поэтому его не рекомендуется долго хранить на складах. Расширяющийся цемент изготавливают путем смешения глиноземистого цемента и расширяющейся добавки, состоящей из высокоосновного гидроалюмината и гипса. Глиноземистый цемент - продукт тонкого помола предварительно измельченного клинкера, полученного сплавлением или спеканием пород, богатых глиноземом, известняком, взятых в определенном соотношении. Глиноземистый цемент применяют при срочных бетонных работах, при производстве работ зимой, восстановительных работах, для тампонажных работ и элементов бетонных сооружений, находящихся в зоне агрессивных вод.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 267. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |