Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Воля: формирование, проявление, функции. Волевые качества человека.




Воля — одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Формирование воли:

Формирование воли происходит на протяжении жизни человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности.

Факторы формирования воли. Рассматривая основные факторы, обеспечивающие формирование воли в детском возрасте, следует прежде всего отметить роль семейного домашнего воспитания. Большинство недостатков волевого поведения детей - капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют ошибки в воспитании воли ребенка. Эти ошибки состоят в том, что родители во всем угождают ребенку, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют ему требований, которые должны безоговорочно выполняться, не приучают сдерживать себя, подчиняться определенным правилам поведения.

 

Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:

1. Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности. Но определению С.Р. Рубинштейна, «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».

2. Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта.

3. Воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия, чтобы преодолеть возникшие трудности.

Функции воли

Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:

a) инициирующую, или побудительную, обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;

b) стабилизирующую, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;

c) тормозную, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

В волевых действиях ярко проявляется личность человека, ее главные черты.

Воля проявляется в таких свойствах личности, как:

· целеустремленность;

· самостоятельность;

· решительность;

· настойчивость;

· выдержка;

· самообладание;

Базовые волевые качества (на личностном уровне):

1) сила воли;

2) энергичность;

3) настойчивость;

4) выдержка.

Функции воли:

a) Выбор мотивов и целей.

b) Регуляция побуждений к действиям.

c) Организация психических процессов (в систему, адекватную выполняемой деятельности).

Конфликтология, как наука: возникновение, предмет и объект

Конфликтология — дисциплина, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

Решение определённого круга проблем, вызвавших зарождение конфликта, может способствовать преодолению тех трудностей, которые уже обозначились в связи с определением сущности конфликта, объекта и предмета конфликтологии.

Возникновение науки

Конфликтология зародилась в 20 веке. В основу науки положены труды Карла Маркса. Впоследствии учение получило развитие и систематизацию в работах американского социолога Джонатана Тернера. Большое влияние на развитие науки оказали: немецкий социолог и философ Георг Зиммель и американский социололг Льюис Козер.

Предмет и объект конфликтологии

Объектом её комплексного изучения являются конфликты в целом, а предметом — общие закономерности их возникновения, развития и завершения.

 

Противоречие, как основа зарождения конфликта.

Прежде всего следует отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. При этом объективные, не зависящие от сознания людей противоречия, коренящиеся в существенных различиях социально-экономических условий их жизни, играют ключевую роль в возникновении конфликтов в обществе. Социально-экономическое положение индивида в обществе во многом определяет не только линию его поведения и действия, но и само его сознание, интересы и цели.

Хотя следует иметь в виду, что противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно носят объективный характер. Они могут быть и субъективными, обусловленными субъективными личностными факторами, более того они могут быть даже мнимыми. Однако если они имеют для человека существенное значение, то могут порождать конфликтную ситуацию.

Имея в виду важную для понимания конфликта роль противоречий, часто сам конфликт определяют как предельное обострение противоречий между участниками взаимодействия, проявляющееся в их противоборстве. При этом речь идет именно о резком обострении противоречий, поскольку не всякое противоречие вызывает конфликт. На ранней стадии развития противоречия оно может разрешиться и бесконфликтным образом. Кроме того, противоречия могут вообще существовать в бесконфликтной форме. Примером может служить противоречие между мужчиной и женщиной. Это противоречие было и будет всегда, но лишь в определенной социальной ситуации оно может приобретать конфликтную форму. Наконец, существует множество противоречий, которые к конфликту вообще не имеют никакого отношения. Таковы, например, противоречия между человеком и природой, производством и потреблением.

Разнообразие подходов к описанию конфликтов: исторический аспект (К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф)

К. Маркс

Особенности развития теории конфликта в марксистской философии. Карл Маркс (1818 – 1883) – немецкий социолог, экономист, основоположник марксистской теории. Согласно Марксу, конфликты свойственны всем уровням социальной жизни: политике, экономике, культуре. Вся история существовавших обществ была историей противоборства классов. Ее основной причиной являлось господство частной собственности. Само общество развивается от простого к сложному, подчиняясь законам диалектики, которые он сам сформулировал, а именно закону отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество. «Скелетом» каждого общества Маркс считал экономику, а культуру «кожей», поэтому им была создана такая иерархия: на первом месте стоит экономика, на втором – политика, на третьем – идеология, на четвертом – искусство, и на пятом – религия. В основе его учения лежит разработанное им такое понятие, как общественно-экономическая формация.

Г. Зиммель

Вклад Г. Зиммеля в развитие конфликтологических знаний. Немецкий социолог Георг Зиммель (1858-1918) считается первым, кто ввел в научный оборот термин «социология конфликта». По крайней мере именно так называется одна из его работ, изданная в начале нашего столетия. Г. Зиммель предлагал заняться анализом «чистых форм» социального общения и взаимодействия. Среди таких относительно устойчивых форм социального взаимодействия, как авторитет, договор, подчинение, сотрудничество и некоторые другие, должен занять свое особое место и конфликт, который является не только нормальной, но и исключительно важной формой общественной жизни. Конфликт способствует социальной интеграции, он определяет характер конкретных социальных образований, укрепляет принципы и нормы их организации.

Р. Дарендорф

Ральф Дарендорф (1929 – 2009) – немецкий ученый, сторонник «посткапиталистического» и «индустриального общества», автор таких работ, как «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957 г.) и «Современный конфликт» (1988 г.), создатель новой теории социального конфликта, которая называется «конфликтной моделью общества». На данную теорию повлияли марксистские взгляды на конфликт, в которых развивается идея деления общества на классы и разрешения конфликтов, возникающих вследствие классовой борьбы, путем революции. Но в то же время, сам Дарендорф отмечает, что теория Маркса не может применяться для объяснения современных конфликтов, возникающих в капиталистическом обществе. В своей теории Дарендорф выделял следующие основные тезисы:

1. Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подчинение.

2. Общественная структура основано на власти одних групп людей над другими, например предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами, преподавателей над студентами и т.д.

3. У каждой из таких групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет; интересы членов разных групп различны и противоположны. Например, может возникнуть конфликт между деловыми людьми, стремящимися к повышению своих доходов, и активистами движения в защиту окружающей среды, которые борются за очищение воздуха и воды.

4. Когда люди осознают свои общие интересы, они образуют общественный класс, который может обнаружить себя в форме профсоюзного движения, лобби политической партии и т.д.

5. Классовый конфликт обостряется, если:

а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью лишены ее;

б) те, кто лишен власти, не имеют возможности ее получить;

в) люди могут свободно организовывать политические группы. Концепция «конфликтной модели общества» основана на антиутопическом образе мира – мира власти, конфликта и динамики, где конфликт считается перманентным состоянием социального организма.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...