Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура формирования характера, его черты и акцентуации.




Характер – это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, к самому себе.

Характер формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности личности. В то же время характер является проявлением целостной личности, поэтому необходимо иметь в виду и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути. Темперамент влияет на форму проявления отдельных черт характера. В то же время человек с сильным характером может подавлять проявление некоторых сторон своего темперамента, может длительными упражнениями изменить отдельные его особенности.

Наиболее тесно характер взаимосвязан с направленностью личности. Характер выражается в направленности личности, а направленность в характере. Базисом характера являются убеждения личности, ее мировоззрение, которые определяют такие положительные черты характера, как принципиальность, последовательность в поведении, целеустремленность, высокая требовательность к себе и к другим, оптимизм и т.д.

Характер человека складывается из сочетания многих свойств или черт, которые, как правило, образуют противоположные пары (положительное – отрицательное) и делятся на четыре группы:

1. Черты характера, выражающие отношение личности к деятельности, к труду: трудолюбие – лень, инициативность – консервативность, добросовестность – безответственность и т.д.

2. Черты характера, выражающие отношение личности к другим людям, к коллективу, к обществу: общительность – замкнутость, коллективизм – индивидуализм, тактичность – бестактность, правдивость – лживость, вежливость – грубость, чуткость – жестокость, искренность – лицемерие, доброжелательность – зависть и т.д.

3. Черты характера, выражающие отношение личности к самому себе: самокритичность – не критичность, требовательность – нетребовательность, скромность – хвастливость, высокомерие и т. д.

4. Черты характера, выражающие отношение человека к вещам: аккуратность – неряшливость, бережливость – не бережливость, экономность – расточительность, щедрость – скупость и т.д.

Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, что приводит к ухудшению процесса взаимодействия с другими людьми. Акцентуированная личность - это, как правило, личность с характерологическими отклонениями от нормы, выраженными в чрезмерном усилении отдельных черт характера, им присуща тенденция к особенному социально-положительному или социально-отрицательному развитию. Личностям с акцентуациями характера свойственны так называемые «места наименьшего сопротивления», особая уязвимость по отношению к некоторым факторам, которые для данных личностей являю психотравмирующими. Различают явные и скрытые (латентные) акцецентуции характера. Основными типами акцентуации характера являются:
- гипертимический (гиперактивный);
- дистемичный;
- циклоидный;
- эмотивный (эмоциональный);
- демонстративный;
- возбудимый;
- застревающий;
- педантичный;
- тревожный (психастенический);
- экзальтированный (лабильный); интровертированный (шизоидный);
- экстравертированный (конформный).

 












Способности, их классификация. Условия и уровни их развития.

Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе.

Классификация способностей:

Способности можно классифицировать на:

1. природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через мех-ы научения типа условно-рефлекторных связей);

2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и разв-ие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

a. общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деят-ти и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, опред-ие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

b. теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

c. учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

d. способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Уровни развития способностей:

Считается, что развитие какой-либо способности происходит в несколько стадий:

· Задатки

· Способности

· Одаренность

· Талант

· Гениальность

Условия развития способностей:

· Первое условие – это воспитание потребностей в деятельности. Способности не развиваются у людей, которые ленивые, не любят работать, избегающих различных усилий в умственном и физическом труде.

· На успешное развитие способностей человека влияет раннее физическое развитие.

· Важное условие развития способностей человека – создание благоприятной среды и такой системы отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную деятельность.

· Очень важен уровень развития психических процессов человека (памяти, речи, восприятий, мышления, внимания, воображения), а также немаловажное значение имеют его склонности и интересы.

· Еще одно условие развития способностей – деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...