Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тест «Коммуникативные умения»
(Л. Михельсон, перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха)
Цель: определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. Инструкция. Внимательно прочтите описание каждой из 27 ситуаций и выберите только один вариант поведения в ней (а, б, в, г или д). Это должно быть наиболее характерное для вас поведение, то, что вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы сделать. Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову. 1. Кто-либо говорит вам: «Мне кажется, что вы замечательный человек». Вы обычно в подобных ситуациях: а) говорите: «Нет, что вы! Я таким не являюсь»; б) говорите с улыбкой: «Спасибо, я действительно человек выдающийся»; в) говорите: «Спасибо»; г) ничего не говорите и при этом краснеете; д) говорите: «Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону». 2. Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях вы обычно: а) поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: «Нормально!» б) говорите: «Это было отлично, но я видел результаты получше»; в) ничего не говорите; г) говорите: «Я могу сделать гораздо лучше»; д) говорите: «Это действительно замечательно!» 3. Вы занимаетесь делом, которое вам нравится, и думаете, что оно у вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит: «Мне это не нравится!» Обычно в таких случаях Вы: а) говорите: «Вы – болван!» б) говорите: «Я всё же думаю, что это заслуживает хорошей оценки»; в) говорите: «Вы правы», хотя на самом деле не согласны с этим; г) говорите: «Я думаю, что это выдающийся уровень. Что вы в этом понимаете»; д) чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ. 4. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит вам: «Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам». Обычно вы в ответ: а) говорите: «Во всяком случае, я толковее вас. Кроме того, что вы в этом понимаете!» б) говорите: «Да, вы правы. Иногда я веду себя как растяпа»; в) говорите: «Если кто-либо растяпа, то это вы»; г) говорите: «У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то»; д) ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление. 5. Кто-либо, с кем вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это вас расстроило, причем человек этот не даёт никаких объяснений своему опозданию. В ответ вы обычно: а) говорите: «Я расстроен тем, что вы заставили меня столько ожидать»; б) говорите: «Я всё думал, когда же вы придёте»; в) говорите: «Это был последний раз, когда я заставил себя ожидать вас»; г) ничего не говорите этому человеку; д) говорите: «Вы же обещали! Как вы смели так опаздывать!» 6. Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для вас одну вещь. Обычно в таких случаях вы: а) никого ни о чём не просите; б) говорите: «Вы должны сделать это для меня»; в) говорите: «Не могли бы вы сделать для меня одну вещь?», после этого объясняете суть дела; г) слегка намекаете, что вам нужна услуга этого человека; д) говорите: «Я очень хочу, чтобы вы сделали это для меня». 7. Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях вы: а) говорите: «Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?» б) находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии; в) говорите: «У вас какая-то неприятность?» г) ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой; д) смеясь говорите: «Вы просто как большой ребенок!» 8. Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: «Вы выглядите расстроенным». Обычно в таких ситуациях вы: а) отрицательно качаете головой или никак не реагируете; б) говорите: «Это не ваше дело!» в) говорите: «Да, я немного расстроен. Спасибо за участие»; г) говорите: «Пустяки»; д) говорите: «Я расстроен, оставьте меня одного»; 9. Кто-либо порицает вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях вы обычно: а) говорите: «Вы с ума сошли!» б) говорите: «Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-то другой»; в) говорите: «Я не думаю, что это моя вина»; г) говорите: «Оставьте меня в покое, вы не знаете, что вы говорите»; д) принимаете свою вину или не говорите ничего. 10. Кто-либо просит вас сделать что-либо, но вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях вы: а) говорите: «Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать»; б) выполняете просьбу и ничего не говорите; в) говорите: «Это глупость; я не собираюсь этого делать»; г) прежде чем выполнить просьбу, говорите: «Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано»; д) говорите: «Если вы этого хотите ...», после чего выполняете просьбу. 11. Кто-то говорит вам, что по его мнению, то, что вы сделали, великолепно. В таких случаях вы обычно: а) говорите: «Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей»; б) говорите: «Нет, это не было столь здорово»; в) говорите: «Правильно, я действительно это делаю лучше всех»; г) говорите: «Спасибо»; д) игнорируете услышанное и ничего не отвечаете. 12. Кто-либо был очень любезен с вами. Обычно в таких случаях вы: а) говорите: «Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне»; б) действуете так, будто этот человек не был столь любезен к вам, и говорите: «Да, спасибо»; в) говорите: «Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего; г) игнорируете этот факт и ничего не говорите; д) говорите: «Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо». 13. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит вам: «Извините, но вы ведёте себя слишком шумно». В таких случаях вы обычно: а) немедленно прекращаете беседу; б) говорите: «Если вам это не нравится, проваливайте отсюда»; в) говорите: «Извините, я буду говорить тише», после чего ведётся беседа приглушенным голосом; г) говорите: «Извините» и прекращаете беседу; д) говорите: «Всё в порядке и продолжаете громко разговаривать». 14. Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди вас. Обычно в таких случаях вы: а) негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: «Некоторые люди ведут себя очень нервно»; б) говорите: «Становитесь в хвост очереди!» в) ничего не говорите этому типу; г) говорите громко: «Выйди из очереди, ты, нахал!» д) говорите: «Я занял очередь раньше вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди». 15. Кто-либо делает что-нибудь такое, что вам не нравится и вызывает у вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях вы: а) выкрикиваете: «Вы болван, я ненавижу вас!» б) говорите: «Я сердит на вас. Мне не нравится то, что вы делаете»; в) действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите; г) говорите: «Я рассержен. Вы мне не нравитесь»; д) игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу. 16. Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях вы: а) говорите этому человеку, чтобы он дал вам эту вещь; б) воздерживаетесь от всяких просьб; в) отбираете эту вещь; г) говорите этому человеку, что вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него; д) рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования. 17. Кто-либо спрашивает, может ли он получить у вас определенный предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, вам не хочется его одалживать. В таких случаях вы обычно: а) говорите: «Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться; может быть когда-нибудь потом»; б) говорите: «Вообще-то я не хотел бы его давать, но вы можете попользоваться им»; в) говорите: «Нет, приобретайте свой!» г) одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию; д) говорите: «Вы с ума сошли!» 18. Какие-то люди ведут беседу о хобби, которое нравится и вам, и вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких ситуациях вы обычно: а) не говорите ничего; б) прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби; в) подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор; г) подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на вас внимание; д) прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно вам нравится это хобби. 19. Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает: «Что вы делаете?» Обычно вы: а) говорите: «О, это пустяк». Или: «Да ничего особенного»; б) говорите: «Не мешайте, разве вы не видите, что я занят?» в) продолжаете молча работать; г) говорите: «Это совсем вас не касается»; д) прекращаете работу и объясняете, что именно вы делаете. 20. Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях вы: а) рассмеявшись, говорите: «Почему вы не смотрите под ноги?» б) говорите: «У вас всё в порядке? Может быть я что-либо могу для вас сделать?» в) спрашиваете: «Что случилось?» г) говорите: «Это всё колдобины в тротуаре»; д) никак не реагируете на это событие. 21. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: «С вами всё в порядке?» Обычно вы: а) говорите: «Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!» б) ничего не говорите, игнорируя этого человека; в) говорите: «Почему вы не занимаетесь своим делом?» г) говорите: «Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне»; д) говорите: «Пустяки, у меня всё будет о’кей». 22. Вы допустили ошибку, но вина за неё возложена на кого-либо другого. Обычно в таких случаях вы: а) не говорите ничего; б) говорите: «Это их ошибка!» в) говорите: «Эту ошибку допустил я»; г) говорите: «Я не думаю, что это сделал этот человек»; д) говорите: «Это их горькая доля». 23. Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в ваш адрес. В таких случаях вы обычно: а) уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил вас; б) заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать; в) ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным; г) в свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени; д) заявляете этому человеку, что вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова. 24. Кто-либо часто перебивает, когда вы говорите. Обычно в таких случаях вы: а) говорите: «Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал»; б) говорите: «Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?» в) прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ; г) ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь; д) говорите: «Замолчите! Вы меня перебили!» 25. Кто-либо просит вас сделать что-либо, что помешало бы вам осуществить свои планы. В этих условиях вы обычно: а) говорите: «Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что вы хотите; б) говорите: «Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь ещё»; в) говорите: «Хорошо, я сделаю то, что вы хотите»; г) говорите: «Отойдите, оставьте меня в покое»; д) говорите: «Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом». 26. Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации вы обычно: а) радостно окликаете этого человека и идёте ему навстречу; б) подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор; в) подходите к этому человеку и ждёте, когда он заговорит с вами; г) подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных вами; д) ничего не говорите этому человеку. 27. Кто-либо, кого вы раньше не встречали, останавливается и окликает вас возгласом «Привет!» В таких случаях вы обычно: а) говорите: «Что вам угодно?» б) не говорите ничего; в) говорите: «Оставьте меня в покое»; г) произносите в ответ «Привет!», представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь; д) киваете головой, произносите «Привет!» и проходите мимо. Обработка результатов.Чтобы определить вашу позицию в общении (зависимую, компетентную или агрессивную), какие умения у вас сформированы и какой тип поведения преобладает, подсчитайте количество совпавших ответов по каждой шкале (количество совпадений по шкале равняется количеству баллов по ней): 1. Зависимая позиция в общении (неуверенное поведение): 1 (а,г), 2 (а,в), 3 (в,д), 4 (б,д), 5 (г), 6 (а,г), 7 (б,г), 8 (а,г), 9 (д), 10 (б,д), 11 (б,д), 12 (б,г), 13 (а,г), 14 (а,в), 15 (в,д), 16 (б,д), 17 (г), 18 (а,г), 19 (а,в), 20 (г,д), 21 (б), 22 (а), 23 (а,в), 24 (г), 25 (в), 26 (в,д), 27 (б,д). 2. Компетентная позиция в общении (уверенное поведение): 1 (б,в), 2 (д), 3 (б), 4 (г), 5 (а,б), 6 (в,д), 7 (а,в), 8 (в), 9 (б,в), 10 (г), 11 (г), 12 (а), 13 (в), 14 (д), 15 (б), 16 (г), 17 (а,б), 18 (в), 19 (д), 20 (б,в), 21 (г,д), 22 (в,г), 23 (д), 24 (а,б), 25 (а,д), 26 (а,б), 27 (а,г). 3. Агрессивная позиция в общении (давящее поведение): 1 (д), 2 (б,г), 3 (а,г), 4 (а,в), 5 (в,д), 6 (б), 7 (д), 8 (б,д), 9 (а,г), 10 (а,в), 11 (а,в), 12 (в,д), 13 (б,д), 14 (б,г), 15 (а,г), 16 (а,в), 17 (д,в), 18 (б,д), 19 (б,г), 20 (а), 21 (а,в), 22 (б,д), 23 (б,г), 24 (в,д), 25 (б,г), 26 (г), 27 (в). По количеству компетентных реакций (шкала 2) определяется уровень компетентности в общении по шкале: 21-27 баллов – высокий уровень; 19-20 баллов – выше среднего; 15-18 баллов – средний уровень; 12-14 баллов – ниже среднего; 0-11 баллов – низкий уровень. Кроме того, все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций (их следует проанализировать, вернувшись к вашим ответам по указанным номерам вопросов): · ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнёра (вопросы 1, 2, 11, 12); · ситуации, в которых требуется реакция на отрицательные высказывания партнёра (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24); · ситуации, в которых требуется реакция на обращение с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25); · ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27); · ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22). Таким образом, вы можете определить, какой стиль общения преобладает у вас в определенной ситуации. Методика позволяет также выделить и проанализировать вашу позицию в общении по основным блокам коммуникативных умений: 1) умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника (пункты 1, 2, 11, 12); 2) реагирование на справедливую критику (пункты 4, 13); 3) реагирование на несправедливую критику (пункты 3, 9); 4) реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника (пункты 5, 14, 15, 23, 24); 5) умение обратиться к сверстнику с просьбой (пункты 6, 16); 6) умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет» (пункты 10, 17, 25); 7) умение самому оказать сочувствие, поддержку (пункты 7, 20); 8) умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников (пункты 8, 21); 9) умение вступить в контакт с другим человеком, контактность (пункты 18, 26); 10) реагирование на попытку вступить с тобой в контакт (пункты 19, 27). Коммуникативная компетентность – обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах. Коммуникативная компетентность включает: 1) обладание специфическими коммуникативными способностями, включающими в себя личностные психические черты и характеристики поведения, значимые для общения; 2) наличие коммуникативных знаний, практических умений и навыков, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения; 3) умение занимать партнерскую позицию в общении, строить контакты на разных психологических дистанциях и в разных позициях, адекватных ситуации; 4) обладание гибкостью и креативностью в выборе и применении коммуникативных тактик и стратегий; 5) ценностное отношение к участникам процесса общения (и к себе и к другому человеку; 6) желание и стремление психологически грамотно строить свои отношения с окружающими, совершенствоваться в этом. Очевидно, что коммуникативная компетентность несомненно является важнейшей характеристикой современного специалиста, управленца, организатора производства. Коммуникативная компетентность является одним из приоритетных факторов профессиональной пригодности специалистов, чья профессия относится к типу «человек-человек». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 336. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |