Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психастеническая психопатия и акцентуация характера
Основные психастенические черты — это нерешительность, неуверенность в себе, чувство собственной неполноценности, склонность к постоянным сомнениям и трудности в принятии решения. Из-за этих черт психастеники не приспособлены к жизни. Они проявляют пониженную активность, склонность к самоанализу и болезненному мудрствованию, недостаточную живость и яркость восприятия. Психастеники склонны к самоанализу, чрезмерной предусмотрительности в отношении возможного нежелательного для них хода событий, потребности повторно перепроверять сделанное из-за постоянных сомнений в правильности своих действий. С самого детства они отличаются пугливостью, робостью, застенчивостью, конфузливостью, малой двигательной активностью. Они крайне впечатлительны, тревожно-боязливы. В детстве, услышав «страшную» сказку или историю, они пугаются, что их заберет Баба — яга ,Кащей-бессмертный или «плохой дядя». У таких детей сон бывает тревожным, со вскрикиваниями, вздрагиванием и кошмарными сновидениями, от которых они в страхе просыпаются. И родители должны долго их успокаивать, что это лишь сон, и Баба-яга уже давно спит и не собирается его утащить (поэтому рассказывать страшные сказки и запугивать «серым волком» и «плохими дядями» таких впечатлительных детей нельзя). Такие дети крайне болезненно переживают скандалы родителей, если в семье конфликтная обстановка. Они представляют себе последствия таких конфликтов, фиксируются на них, и их нужно долго успокаивать и переубеждать, что их опасения беспочвенны. Их тревожная боязливость, впервые проявившись в ответ на прихотравмирующую ситуацию, в последующем обнаруживается в любой сложной ситуации. Если такого ребенка оставить ненадолго одного в общественном месте, он страшно пугается, что с родителями что-то случилось или что его бросили навсегда. Психастеники склонны к фантазированию и мечтам, но в них обычно отсутствует счастливый конец, а наоборот, концовка может иметь мрачный и даже трагический характер. Мечты и фантазии отражают их неуверенность в себе, они испытывают потребность постоянно вспоминать о тревожащих их образах, им все время кажется, что им грозит какая-то беда. Если этих детей неправильно воспитывают деспотичные родители, подавляя их волю и добиваясь беспрекословного послушания, их психастенические черты ещё больше усиливаются. У таких детей часто возникают различные тики и заикание. Эти нарушения могут возникнуть после испуга или иной психической травмы. В школьном возрасте усиливается их тревожность и ранимость. Они и без того не уверены в себе и постоянно сомневаются в правильности своих поступков, поэтому самые обычные школьные требования вызывают у них глубокие переживания. Такие дети очень болезненно переносят выговоры и наказания. Боясь получить замечание, они придирчиво рассматривают себя в зеркале, тщательно причесываются и всегда ходят в идеально чистой школьной форме, не допуская никаких вольностей в одежде, что позволяют себе их одноклассники. Они боятся опоздать в школу и поэтому рано встают и приходят в школу раньше всех. Они по несколько раз перепроверяют содержимое своего школьного портфеля из опасений что-нибудь забыть. Выполняя домашние задания, они многократно проверяют правильность решения задач или написания слов, сверяются со словарем. На уроках они дольше других выполняют контрольные, так как многократно перепроверяют их и сомневаются, правильно ли они написали. Вместе с тем большинство из них — мыслительного типа и обладают хорошим интеллектом. Они рано обучаются считать и писать, задолго до школьного возраста, много читают и предпочитают проводить время в уединении с интересной книжкой, а не в шумных играх со сверстниками. Поэтому они хорошо развиты в интеллектуальном отношении. У них пытливый ум и стремление дотошно докапываться до сути вещей. Уже с детства они задают своим родителям или бабушкам (но не незнакомым взрослым) множество вопросов, подчас не детских, а связанных с тем, что они прочитали в книге. Им несвойственна поверхностность в знаниях, и они не любят оставлять вопросы неразъясненными. Психастеники аккуратны во всем, вплоть до педантизма. Они не любят получать замечания даже от родителей, поэтому в своей комнате они сами стараются поддерживать чистоту и порядок, все вещи и учебники разложены у них по своим местам. Но вызов к доске и необходимость отвечать урок перед классом — для них мучительны. Они краснеют и запинаются, хотя прекрасно знают урок и неоднократно повторяли его дома. Свою робость и неуверенность психастеники могут компенсировать какими-либо движениями или действиями — держатся за край парты или стола, вертят в руках ручку, покусывают губу, поправляют волосы. Если кто-нибудь обратит на это внимание, и это вызовет насмешки одноклассников, они очень переживают, стараются преодолеть эти привычные действия, но ещё больше фиксируются на них. В подростковом возрасте такие дети часто страдают комплексом неполноценности. Это может касаться их психических способностей — например, они считают других сверстников значительно умнее себя, более смелыми, решительными, бойкими, поскольку сами они робкие, застенчивые и малообщительные. Это может касаться и их внешности. Так некоторые приобретают уверенность, что у них есть какой-либо физический недостаток — это называется дисморфофобией, — подолгу разглядывают себя в зеркале, и их нелегко переубедить, что их внешность ничем не хуже, чем у других сверстников. Некоторые из них считают, что недостатки имеет их фигура, например, они считают себя очень полными , хотя это не всегда соответствует действительности. Выбрав в качестве идеала известную киноактрису или манекенщицу, они начинают изнурять себя диетами, слабительными или клизмами, считают каждую калорию, чтобы похудеть. Это называется нервной анорексией. С детства и в течение всей последующей жизни психастеники испытывают трудности в общении. Их робость, застенчивость и нерешительность может стать предметом насмешек со стороны более бойких и развязных сверстников, что ещё более усиливает их чувство неполноценности. Особенно трудно им общаться с людьми противоположного пола. Они не только не способны познакомиться с незнакомой девушкой, но не могут подойти и к девочке из своего класса, сокурснице в институте или сослуживице в профессиональном коллективе. Но если кто-либо, независимо от пола, сам предложит им дружбу, они с благодарностью воспринимают это предложение, и в последующем проявляют верность и преданность и в дружбе, и в любви. В отличие от двух предыдущих типов психопатии, психастеническая психопатия — это как раз тот вариант, когда в наибольшей степени страдает сам человек, а не общество. Они уязвимы и легко ранимы, но в общении, как правило, деликатны и тактичны. Особенно усиливаются психастенические черты при начале самостоятельной жизни, когда приходится отвечать и за себя, и за других. В выраженных случаях психастеник занят бесплодной умственной работой — так называемой умственной жвачкой. Он бесконечно анализирует собственные поступки, сомневается в правильности принятого решения или выполненного задания, редко доволен собой и склонен к заниженной самооценке. Из-за этого многие больные страдают различными навязчивостями — в виде навязчивых сомнений, идей и страхов. Они могут докучать окружающим своими болезненными сомнениями, постоянно советуясь по пустяковым вопросам. 13.Астенический тип.Для психопатических личностей этого круга характерны с детства повышенная робость, стеснительность, нерешительность, впечатлительность. Особенно теряются они в незнакомой обстановке и новых условиях, испытывая при этом чувство собственной неполноценности. Повышенная чувствительность, "мимозность" проявляется как в отношении психических раздражителей, так и физических нагрузок. Довольно часто они не выносят вида крови, резких перепадов температуры, болезненно реагируют на грубость и бестактность, но их реакция недовольства может выражаться в молчаливой обидчивости или брюзжании. У них часто бывают различные вегетативные расстройства: головные боли, неприятные ощущения в области сердца, желудочно-кишечные нарушения, потливость, плохой сон. Они быстро истощаемы, склонны к фиксации на своем самочувствии.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 213. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |