Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификации видов девиантного поведения




. Условно можно выделить несколько основных подходов к проблеме классификации поведенческих отклонений: социологический, правовой, педагогический, клинический и психологический.

Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления, которые группируются по нескольким основаниям:
1) в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;
2) по значению последствий — негативные (вызывающие вредные последствия и создающие потенциальную опасность) и позитивные;
3) по субъекту — отклонения конкретных лиц, неформальных групп (например, деятельность бандитских группировок), официальных структур, условных социальных групп (например, женский алкоголизм);
4) по объекту — экономические, бытовые, имущественные нарушения и др.;
5) по длительности — единовременные и длительные;
6) по типу нарушаемой нормы — преступность, пьянство (алкоголизм), наркотизм, самоубийства, аморальное поведение, бродяжничество, проституция, хулиганство, иждивенчество, коррупция, бюрократизм, терроризм, расизм, геноцид, деструктивные культы.

В праве под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания (20). Ведущим критерием правовой оценки действий индивида является мера их общественной опасности. По характеру и степени общественной опасности деяний их делят на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки.

Преступления, в свою очередь, в зависимости от степени общественной опасности подразделяются на следующие категории: небольшой тяжести с наказанием до двух лет; средней тяжести с наказанием до пяти лет; тяжкие преступления — до десяти лет лишения свободы; особо тяжкие — свыше десяти лет лишения свободы или с более строгим наказанием.

Особенная часть Уголовного кодекса содержит перечень деяний, признаваемых незаконными и уголовно-наказуемыми на территории России в настоящее время. В данном разделе УК преступления делятся на следующие группы:
• преступления против личности (против жизни и здоровья; против свободы, чести и достоинства личности; против половой неприкосновенности и половой свободы личности; против конституционных прав и свобод человека и гражданина; против семьи и несовершеннолетних);
• преступления в сфере экономики (против собственности; в сфере экономической деятельности;против интересов службы в коммерческих и иных организациях);
• преступления против общественной безопасности и общественного порядка (против общественной безопасности; против здоровья населения и общественной нравственности; экологические преступления);
• преступления против государственной власти (против основ конституционального строя и безопасности государства; против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; против правосудия; против порядка управления);
• преступления против военной службы;
• преступления против мира, безопасности человечества.

Таким образом, Уголовный и Гражданский кодексы содержат перечень различных форм отклоняющегося поведения с правовой точки зрения. Время рождает все новые формы правовых отклонений. Это, в свою очередь, вызывает необходимость внесения постоянных изменений в законодательство.

Рассмотренные классификации можно дополнить педагогическим подходом к поведенческим девиациям. На наш взгляд, педагогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дисциплин. В педагогике понятие «отклоняющееся поведение» нередко отождествляется с понятием «дезадаптация», а его носитель — с термином «трудный ученик». В свете основных педагогических задач, воспитания и обучения учащихся, отклоняющееся поведение школьника может носить характер как школьной, так и социальной дезадаптации.

В структуру школьной дезадаптации, наряду с такими ее проявлениями, как неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения.К поведенческим девиациям, проявляющимся непосредственно в учебном процессе, могут относиться: гиперактивное поведение, дисциплинарные нарушения (опоздания, невыполнение школьных правил, прогулы уроков), агрессивное поведение, курение, хулиганство, ложь, воровство.

Признаками более масштабной — социальной — дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ (летучие растворители, алкоголь, наркотики), нехимические аддикций (компьютерная и игровая зависимость, зависимость от сериалов, интернет-зависимость, пищевые аддикций), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений.

Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, соответствующие медицинским диагностическим критериям, т. е. достигающие уровня болезни. Международная классификация болезней 10-го пересмотра в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» называет следующие поведенческие расстройства (для взрослого возраста):
• F10-19 — психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (употребления алкоголя; опиоидов; каннабиноидов; седативных и снотворных веществ; кокаина; стимуляторов, включая кофеин; галлюциногенов; табака; летучих растворителей; сочетанного употребления или использования других психоактивных веществ);
• F50-59 — поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (расстройства приема пищи; расстройства сна неорганической природы; половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием;психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом; злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость, например стероиды, витамины);
• F63 — расстройства привычек и влечений (патологическая склонность к азартным играм; патологические поджоги — пиромания; патологическое воровство — клептомания; выдергивание волос — трихотиломания; другие расстройства привычек и влечений);
• F65 — расстройства сексуального предпочтения (фетишизм; фетишистский трансвестизм; эксгибиционизм; вуайеризм; педофилия; садомазохизм; множественные расстройства сексуального предпочтения). Заметим, что в данной редакции гомосексуализм отсутствует.

 

 

Понятие о психопатиях, их виды, причины, признаки, профилактика

Психопатия (греч.psyche - душа и pathos -страдание) – пограничное нарушение развития личности, отличающееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах. Это неправильное, болезненное, развитие характера, аномалия характера, от которой страдает и сам человек, и общество (“уродство характера”).

Психопатия не является психическим заболеванием, но это и не вариант нормы, не здоровье.
Психопатии свойственны 3 основных признака, установленные русским психиатром П.Б.Ганнушкиным:
1.Тотальность патологических черт характера, которые проявляются всегда и везде, в любых условиях.
1. Стабильность патологических черт характера – они впервые проявляются в детском или подростковом возрасте, реже у взрослых, и сохраняются на протяжении всей жизни человека; периодически они усиливаются (декомпенсация) или ослабевают (компенсация), но полностью не исчезают.
2. Нарушение социальной адаптации именно вследствие патологических черт характера, а не из-за неблагоприятного внешнего воздействия.
Психопатии формируются при сочетании врожденной или приобретенной в раннем детском возрасте (в первые 2-3 года) неполноценности нервной системы с неблагоприятным воздействием окружающей среды ( но в основе – именно биологическая неполноценность нервной системы ребенка).
Причин возникновения психопатий множество, основными являются следующие:
- наследственные факторы – у родителей-психопатов чаще всего рождаются и дети с аналогичной патологией (это т.н. конституциональные, генуинные психопатии – самый неблагоприятный вариант, не поддаются коррекции даже при правильном воспитании);
- алкоголизм и наркомания у родителей;
- различные факторы, отрицательно влияющие на плод во внутриутробном периоде развития (алкогольная, никотиновая, наркотическая интоксикация матери, прием лекарств, отравления чем-либо, психические травмы и инфекционные заболевания, особенно вирусные, недостатки питания, тяжелые токсикозы беременности, угроза прерывания беременности, отслойка плаценты и др.);
- родовые травмы, асфиксия в родах, длительные тяжелые роды, наложение щипцов и др.;
- черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции (менингиты, энцефалиты), тяжелые отравления в первые 3 года жизни ребенка;
- длительные истощающие болезни в первые 3 года жизни;
- недостатки воспитания (атмосфера скандалов, пьянства, неполная семья, вседозволенность и др.)

Психопатии следует отличать от акцентуации характера.
Акцентуация характера (лат. accentus - ударение и греч. charakter - черта, особенность) – это нерезко выраженные отклонения характера, заострение определенных черт личности. Это не болезнь, а один из вариантов нормы.
Концепция об акцентуированных личностях разработана К.Леонгардом.
При акцентуации характера (в отличие от психопатий):
- социальная адаптация не нарушена (либо нарушение адаптации незначительно и временно);
- черты акцентуации проявляются не везде и не всегда;
- человек сознает свои недостатки и старается избегать ситуаций, которые его задевают, а при психопатиях отмечается некритичность к себе и собственному поведению.

И психопатии, и акцентуации характера со сходными проявлениями называются одинаково.
Проявления психопатий многообразны. Несмотря на редкость чистых типов и преобладания смешанных форм, принято выделять следующие классические типы психопатий:

1. Эксплозивная (возбудимая) психопатия. С самого раннего детства у ребенка отмечается крикливость, легкая возбудимость, двигательное беспокойство, чуткий сон с частыми пробуждениями, подергиваниями. Затем появляются следующие основные черты патологического характера:
1. раздражительность и вспыльчивость, несдержанность,
2. приступы неудержимой ярости,
3. расстройства настроения (тоска, злобность, страх),
4. агрессивность, мстительность, деспотичность,
5. склонность к ссорам и дракам (агрессивная реакция по типу короткого замыкания “раздражитель – реакция”),
6. стремление самоутвердиться за счет слабых,

7. эгоцентричность, жестокость и т.д.
Поведение в школе – неуправляемое, такого ребенка невозможно приучить к дисциплине. Интереса к занятиям не проявляет, учится плохо, не чувствует дистанции между собой и взрослым. Большинство уже с подросткового возраста употребляют алкоголь, при этом их патологические черты характера еще больше проявляются (это группа с наиболее высоким риском развития алкоголизма). Могут быть энергичными, активными. Среди них бывают азартные игроки (как правило, это принимает болезненный характер). Конфликты с окружающими проходят через всю их жизнь и служат причиной нарушения социальной адаптации: они нетерпимы в школе, семье, в армии, на работе.
При возбудимой психопатии в большей степени страдают окружающие, чем сам психопат (хотя в драках достается и ему).

2. Истерическая психопатия. Первые личностные отклонения появляются у детей в 2-3 года или в дошкольном возрасте. Дети капризны, обидчивы, подвижны, склонны к поясничанью, передразнивают взрослых, подражают им; легко запоминают стихи, шутки, анекдоты, подслушанные у взрослых; они впечатлительны и эмоциональны, часто – кумиры семьи. У них завышена самооценка.
Для истерической психопатии характерно:
- стремление казаться больше, чем это есть на самом деле;
- стремление быть в центре внимания;
- неутолимая жажда признания;
- эгоистичность (жизнь за счет других), себялюбие, равнодушие к окружающим;
- позерство, поступки, рассчитанные на внешний эффект;
- склонность ко лжи,фантазированию;
- важность оценки окружающих;
- умение входить в доверие, контактность
Такие дети и взрослые обычно обладают хорошей памятью, раскованным мышлением, быстро овладевают новой профессией, но им несвойственны усидчивость и трудолюбие.

Им нравится только то, что дается легко. Предпочитают профессии, где могут быть на виду. С честностью и порядочностью у них большие проблемы (им ни в коем случае нельзя доверять распоряжаться деньгами). Как все слабые личности , они – трусы, всех предадут и продадут, т.к. больше всего на свете любят самих себя. Склонны к злоупотреблению алкоголем.

3. Неустойчивая психопатия, при которой отмечается вопиющая безответственность, отсутствие постоянных привязанностей; люди с таким характером легко вступают в брак, легко уходят, часто меняют место работы, место жительства (“перекати поле”), это люди, живущие одной минутой.

4. Астеническая психопатия .Основными чертами ее являются:
- робость, застенчивость, боязливость;
- отсутствие уверенности в своих силах;
- вялость, пониженная активность;
- ранимость, мимозность;
- повышенная утомляемость, к концу урока их внимание рассеивается, неспособны воспринимать новый материал.
Астеник дома должен обязательно долго отдыхать перед выполнением домашних заданий. Обычно у таких детей нет друзей, они не могут позвонить и узнать уроки или стесняются это сделать. Родители должны им постоянно помогать в приготовлении домашних заданий. Очень переживают перед любым ответственным событием – экзаменом, выступлением и др.Незначительное усложнение жизненной ситуации вызывает у них невротические реакции типа неврастении. Они не могут выполнять поручения, занимать должности, связанные с большой ответственностью и необходимостью руководить другими людьми. Причем неудачи в таких случаях очень болезненно переживаются.

5.Психастеническая психопатия. С.А.Суханов называл психастеников тревожномнительными личностями. Их основные черты:
- нерешительность,мнительность;
- склонность к сомнениям, трудности в принятии решения;
- склонность к самоанализу, умственная жвачка;
- чувство неполноценности, но при этом выраженное самолюбие и повышенная оценка;
- обидчивость;
- трудности в общении
С детства такие люди пугливы, впечатлительны и тревожны, отличаются малой двигательной активностью. В школьном возрасте тревожность усиливается, они болезненно переносят выговоры, многократно проверяют правильность решения задач, на уроках дольше всех выполняют контрольные работы (перепроверяют!).вместе с тем большинство из них мыслительного типа и обладают хорошим интеллектом. У них пытливый ум, стремление дотошно докапываться до сути вещей, это прекрасные исполнители,они задают много вопросов (но только своим людям), но вызов к доске – мучителен.Самое “слабое” место – необходимость принять быстрое решение или выполнить работу в короткий срок.
Психастеническая психопатия – тот вариант, когда в наибольшей степени страдает сам человек, а не общество (всю жизнь проводят в героической борьбе с самим собой).

6.Паранойяльная психопатия.Отличительными чертами ее являются
- подозрительность, мнительность;
- высокая степень готовности к образованию сверхценных идей (наиболее часто идеи ревности, сутяжничества,изобретательства);
- эгоистичность, самоуверенность, отсутствие сомнений;
- вера в свою непогрешимость;
- неуступчивость, активность в отстаивании своей идеи
- завышенная самооценка.

7. Шизоидная психопатия отличается следующими чертами:
- необщительность, отгороженность, замкнутость, скрытность;
- флегматичность, но и способность на взрывы эмоций;
- эмоциональная холодность, сухость;
- отсутствие эмпатии;
- большая близость к природе и книгам, чем к сверстникам (такие люди всегда в стороне, часто одиноки);

- в дружбе – постоянство,назойливость, ревность;
- односторонность негибкость суждений (человек может быть нудным, въедливым)

8. Циклоидная психопатия, основной признак которой – постоянная смена настроения (то повышенного, то пониженного) с циклами от нескольких часов до нескольких месяцев.

9. Патологические влечения, к которым относят клептоманию, пироманию, сексуальные психопатии (при которых половое удовлетворение достигается только извращенным путем), в том числе:
- гомосексуализм (влечение к лицам своего пола);
- садизм (удовлетворение полового чувства при причинении боли партнеру);
- мазохизм (удовлетворение полового чувства, когда боль причиняется партнером);
- педофилия (половое влечние к детям);
- содомия, зоофилия (половое влечение к животным);
- эксгибиционизм (удовлетворение полового чувства при обнажении половых органов перед лицами противоположного пола) и другие.
Различные психопатические личности довольно часто вступают в противоречия с окружающими. Сами создавая конфликтные ситуации, они делают себе еще хуже, т.к. во время конфликта возникает дополнительное психогенное воздействие и может развиться психопатическая реакция с обострением аномальных особенностей характера (учителю это нужно обязательно учитывать). Психопатическая реакция возникает внезапно , в ответ на малозначимые (для нормального человека) события (например, кто-то случайно коснулся , проходя мимо), как правило, она неадекватна, чаще всего выражается в виде протеста, возмущения, гнева, злобы, ярости и даже агрессии.

 

Происхождение расстройств личности (психопатий)

Представители первого направления рассматривают психопатию как наследуемое или результат воздействия различных вредностей во внутриутробном периоде («повреждение зачатка»). В качестве доказательства приводятся данные о раннем появлении характерологических особенностей, их незначительная обратимость, стойкость и однотипность на протяжении жизни, сходство черт характера у родителей и пациента, наличие инфантильности мышления как проявления относительного недоразвития психики. Отмечаются также отклонения биоэлектрической активности мозга, отдельные признаки неврологических расстройств и т.д. В последние годы получены данные о нейрохимических обменных изменениях, которые контролируются наследственными механизмами (Т.В. Дмитриева, 1991). Эти сведения подтверждают представления о врожденном (конституциональном) происхождении, во всяком случае, отдельных вариантов психопатий. Имеются также исследования по компьютерной томографии мозга лиц с психопатией, которые свидетельствуют о нарушениях мозговых структур при расстройствах личности.

Другие авторы рассматривают психопатии как патологию характера, обусловленную внешними, преимущественно микросоциальными факторами. К ним относят: неблагоприятные условия воспитания в детстве вследствие утраты родителей или одного из них (воспитание в неполной семье, сиротство, отсутствие материнской ласки); неправильное поведение (алкоголизм, асоциальность, неверные педагогически-дидактические установки); влияние неблагополучного микросоциального окружения. Подтверждением этой теории являются: нередкое относительно позднее появление аномальных черт характера, изменение характерологических признаков (в том числе их сглаживание) после тех или иных микросредовых воздействий и, главное, большое число исследований, в которых показана роль отрицательных факторов социальной среды в формировании характера человека, его личности, направленности интересов и поведения. Иными словами, постулируется психопатия как нажитая, приобретенная в течение жизни аномалия личности.

Третья точка зрения носит компромиссный характер, признает возможность обоих типов формирования расстройств личности и подчеркивает их многофакторное происхождение. Наиболее последовательно эта позиция выражена в работах О.В. Кербикова (1906-1965) и его учеников. Он выделял два типа психопатий в зависимости от способа их развития: ядерную и краевую. Первая соответствует конституциональному происхождению, это врожденное, нередко наследственно обусловленное расстройство. Вторая - нажитая, приобретенная под влиянием неблагоприятных факторов окружения. Дальнейший анализ показал, что в группу приобретенных психопатий целесообразно включать и так называемые органические психопатии, которые возникают на основе различных внемозговых заболеваний в детстве (цепочка тяжелых детских инфекций, авитаминоза и т.д.), извращающих нормальное развитие характера. Суммируя эти идеи, видный русский детский психиатр Г.Е. Сухарева (1891-1981) утверждала, что для развития психопатий наряду с основной причиной, которая заключается во врожденной или приобретенной в раннем детстве недостаточности нервной системы, необходим еще и другой фактор - неблагополучие социальной среды и отсутствие корригирующих влияний при воспитании ребенка. Она полагала, что этот второй фактор имеет существенное значение, без него психопатия может не развиться.

Важно подчеркнуть, что с периода окончательного формирования психопатии, ее кристаллизации, которая происходит обычно в возрасте становления личности, характерологические черты остаются стабильными, мало изменчивым и различия между клиническими проявлениями краевых и ядерных психопатий нивелируются. По существу, у взрослого с достоверностью установить способ формирования расстройств личности, как правило, не представляется возможным, хотя некоторые психиатры (Rasch 1990, 1996) полагают, что необходимо учитывать способ формирования психопатии при выборе лечебной и даже иногда судебно-психиатрической экспертной тактики в отношении этих пациентов.

Несмотря на различия взглядов на генез расстройств личности, все авторы сходятся в том, что эти психические нарушения являются аномалией, уродством характера. Они не имеют таких признаков заболевания, как отчетливое начало болезни, ее расцвет и исход. Они не извращают личность, не меняют ее, а являются ее основным свойством, прослеживаются в относительно неизмененном виде на протяжении всей жизни индивида. Их главные проявления сводятся к нарушениям поведения, взаимоотношениям человека и его социального окружения.

 

.Паранойяльный тип психопатии

Паранойяльная психопатия в 10-м пересмотре заболеваний называется: «параноидное расстройство личности». Одной из основных черт личности параноического характера является обостренное, завышенное чувство собственного достоинства. Вся их деятельность, отношения с людьми несут на себе отпечаток эгоцентризма, постоянного самодовольства и чрезмерного самомнения. Для них свойственна «сверхчувствительность» собственного «Я», которое противостоит всему обществу. Явления, не затрагивающие их «Я», глубоко безразличны параноическим личностям и кажутся им малоинтересными, пустыми и не стоящими их внимания. Правильно и значимо лишь то, что нравится параноику, любое другое мнение ложно, глупо, либо и вовсе несет в себе угрозу благополучию паранойяльной личности. Собственно, ими утрачивается критическое отношение к самому себе и своим умозаключениям. Столь негибкое, одностороннее мышление, в конечном итоге, приводит к отсутствию сомнений, отсутствию диалогичного мышления у больных.

Нельзя сказать, что внутренний диалог исчезает вдруг, нет, он утрачивается с годами, постепенно, с тем, чтобы к 30–50 годам исчезнуть полностью, то есть наблюдается определенная прогредиентность в утрате основного свойства мышления — спора с самим собой.

Выраженные эгоизм и эгоцентризм, а также перечисленные особенности мышления способствуют легкому формированию сверхценных идей, которые постепенно заполняют все мышление больных, всю их психику и, главное, определяют все последующее поведение в обществе. Сверхценные идеи, подчиняя себе всю личность, в конечном итоге декомпенсируют больных в среде. Тематика сверхценных идей может быть самой разнообразной: ревность, изобретательство, кверулянтство, ипохондричность или даже преданность какой-либо политической установке (фанатики).

Нельзя не сказать о своенравии, капризности больных, особенно в детском возрасте, нередкой неискренности, скрытности и повышенной раздражительности. Сверхчувствительность к собственному «Я» у них одновременно сочетается с холодностью, бесчувственностью к окружающим,. Некоторые из пациентов отличаются высокой добросовестностью, чрезмерной аккуратностью, нетерпимостью клюбого рода несправедливости.. Больные, как правило, всегда бодры, целеустремленны, неунывающи, мало спят, непрерывно занимаясь претворением своих сверхценных идей в жизнь. Таким образом, у параноиков налицо все признаки гипоманиакальности.

Приходится удивляться, с какой точность они цитируют целые страницы когда-то прочитанного текста малоизвестных авторов. Они легко усваивают иностранные языки даже в пожилом возрасте, если это необходимо для достижения их основной цели (утверждения в жизни сверхценной идеи). С мельчайшими подробностями вспоминают давно прошедшие события, забытые всеми, но не ими, факты, разговоры, явления и обстоятельства, при которых они это наблюдали. Если же дело касается собственной сверхценной идеи, то их память превращается в фотографическую. Наверное, именно этим объясняется, с одной стороны, обстоятельность мышления параноиков, а с другой — необыкновенная злопамятность, легко переходящая в мстительность.

Нельзя не упомянуть и еще об одном качестве больных — подозрительности.

Коротко подытоживая все выше сказанное, можно выделить несколько отличительных признаков, позволяющих диагностировать паранойяльную психопатию. В первую очередь, это — нарушения мышления с утратой способности к внутреннему диалогу (спору с самим собой, диалогу);

• склонность к формированию сверхценных идей, которые и декомпенсируют личность в среде;

• признаки легкой гипоманиакальности, сопровождающие личность на протяжении всей жизни;

• выраженнаястеничность с утратой способности к утомлению;

• замечательная память, доходящая до фотографической.
























































































Шизоидная психопатия

Шизоидная психопатия – расстройство личности, основными особенностями которого являются замкнутость, слабая способность к эмпатии, низкая потребность в контактах с другими людьми, склонность к фантазированию и погруженность в свой внутренний мир. Окружающие обычно считают пациентов с шизоидной психопатией «странными», «чудаковатыми» или «отшельниками». Такие люди не имеют друзей или имеют 1-2 неблизких друга. Они мало интересуются реальностью, обычно плохо приспособлены к решению житейских вопросов, но проявляют живой интерес к сложным, отвлеченным, абстрактным темам. Вместе с тем, при правильном выборе специальности больные способны достигнуть значительных успехов в профессиональной деятельности. Лечение шизоидной психопатии осуществляют специалисты в области психиатрии, психотерапии и клинической психологии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...