Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классификации видов девиантного поведения
. Условно можно выделить несколько основных подходов к проблеме классификации поведенческих отклонений: социологический, правовой, педагогический, клинический и психологический. Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления, которые группируются по нескольким основаниям: В праве под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания (20). Ведущим критерием правовой оценки действий индивида является мера их общественной опасности. По характеру и степени общественной опасности деяний их делят на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки. Преступления, в свою очередь, в зависимости от степени общественной опасности подразделяются на следующие категории: небольшой тяжести с наказанием до двух лет; средней тяжести с наказанием до пяти лет; тяжкие преступления — до десяти лет лишения свободы; особо тяжкие — свыше десяти лет лишения свободы или с более строгим наказанием. Особенная часть Уголовного кодекса содержит перечень деяний, признаваемых незаконными и уголовно-наказуемыми на территории России в настоящее время. В данном разделе УК преступления делятся на следующие группы: Таким образом, Уголовный и Гражданский кодексы содержат перечень различных форм отклоняющегося поведения с правовой точки зрения. Время рождает все новые формы правовых отклонений. Это, в свою очередь, вызывает необходимость внесения постоянных изменений в законодательство. Рассмотренные классификации можно дополнить педагогическим подходом к поведенческим девиациям. На наш взгляд, педагогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дисциплин. В педагогике понятие «отклоняющееся поведение» нередко отождествляется с понятием «дезадаптация», а его носитель — с термином «трудный ученик». В свете основных педагогических задач, воспитания и обучения учащихся, отклоняющееся поведение школьника может носить характер как школьной, так и социальной дезадаптации. В структуру школьной дезадаптации, наряду с такими ее проявлениями, как неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения.К поведенческим девиациям, проявляющимся непосредственно в учебном процессе, могут относиться: гиперактивное поведение, дисциплинарные нарушения (опоздания, невыполнение школьных правил, прогулы уроков), агрессивное поведение, курение, хулиганство, ложь, воровство. Признаками более масштабной — социальной — дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ (летучие растворители, алкоголь, наркотики), нехимические аддикций (компьютерная и игровая зависимость, зависимость от сериалов, интернет-зависимость, пищевые аддикций), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений. Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, соответствующие медицинским диагностическим критериям, т. е. достигающие уровня болезни. Международная классификация болезней 10-го пересмотра в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» называет следующие поведенческие расстройства (для взрослого возраста):
Понятие о психопатиях, их виды, причины, признаки, профилактика Психопатия (греч.psyche - душа и pathos -страдание) – пограничное нарушение развития личности, отличающееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах. Это неправильное, болезненное, развитие характера, аномалия характера, от которой страдает и сам человек, и общество (“уродство характера”). Психопатия не является психическим заболеванием, но это и не вариант нормы, не здоровье. Психопатии следует отличать от акцентуации характера. И психопатии, и акцентуации характера со сходными проявлениями называются одинаково. 1. Эксплозивная (возбудимая) психопатия. С самого раннего детства у ребенка отмечается крикливость, легкая возбудимость, двигательное беспокойство, чуткий сон с частыми пробуждениями, подергиваниями. Затем появляются следующие основные черты патологического характера: 7. эгоцентричность, жестокость и т.д. 2. Истерическая психопатия. Первые личностные отклонения появляются у детей в 2-3 года или в дошкольном возрасте. Дети капризны, обидчивы, подвижны, склонны к поясничанью, передразнивают взрослых, подражают им; легко запоминают стихи, шутки, анекдоты, подслушанные у взрослых; они впечатлительны и эмоциональны, часто – кумиры семьи. У них завышена самооценка. Им нравится только то, что дается легко. Предпочитают профессии, где могут быть на виду. С честностью и порядочностью у них большие проблемы (им ни в коем случае нельзя доверять распоряжаться деньгами). Как все слабые личности , они – трусы, всех предадут и продадут, т.к. больше всего на свете любят самих себя. Склонны к злоупотреблению алкоголем. 3. Неустойчивая психопатия, при которой отмечается вопиющая безответственность, отсутствие постоянных привязанностей; люди с таким характером легко вступают в брак, легко уходят, часто меняют место работы, место жительства (“перекати поле”), это люди, живущие одной минутой. 4. Астеническая психопатия .Основными чертами ее являются: 5.Психастеническая психопатия. С.А.Суханов называл психастеников тревожномнительными личностями. Их основные черты: 6.Паранойяльная психопатия.Отличительными чертами ее являются 7. Шизоидная психопатия отличается следующими чертами: - в дружбе – постоянство,назойливость, ревность; 8. Циклоидная психопатия, основной признак которой – постоянная смена настроения (то повышенного, то пониженного) с циклами от нескольких часов до нескольких месяцев. 9. Патологические влечения, к которым относят клептоманию, пироманию, сексуальные психопатии (при которых половое удовлетворение достигается только извращенным путем), в том числе:
Происхождение расстройств личности (психопатий) Представители первого направления рассматривают психопатию как наследуемое или результат воздействия различных вредностей во внутриутробном периоде («повреждение зачатка»). В качестве доказательства приводятся данные о раннем появлении характерологических особенностей, их незначительная обратимость, стойкость и однотипность на протяжении жизни, сходство черт характера у родителей и пациента, наличие инфантильности мышления как проявления относительного недоразвития психики. Отмечаются также отклонения биоэлектрической активности мозга, отдельные признаки неврологических расстройств и т.д. В последние годы получены данные о нейрохимических обменных изменениях, которые контролируются наследственными механизмами (Т.В. Дмитриева, 1991). Эти сведения подтверждают представления о врожденном (конституциональном) происхождении, во всяком случае, отдельных вариантов психопатий. Имеются также исследования по компьютерной томографии мозга лиц с психопатией, которые свидетельствуют о нарушениях мозговых структур при расстройствах личности. Другие авторы рассматривают психопатии как патологию характера, обусловленную внешними, преимущественно микросоциальными факторами. К ним относят: неблагоприятные условия воспитания в детстве вследствие утраты родителей или одного из них (воспитание в неполной семье, сиротство, отсутствие материнской ласки); неправильное поведение (алкоголизм, асоциальность, неверные педагогически-дидактические установки); влияние неблагополучного микросоциального окружения. Подтверждением этой теории являются: нередкое относительно позднее появление аномальных черт характера, изменение характерологических признаков (в том числе их сглаживание) после тех или иных микросредовых воздействий и, главное, большое число исследований, в которых показана роль отрицательных факторов социальной среды в формировании характера человека, его личности, направленности интересов и поведения. Иными словами, постулируется психопатия как нажитая, приобретенная в течение жизни аномалия личности. Третья точка зрения носит компромиссный характер, признает возможность обоих типов формирования расстройств личности и подчеркивает их многофакторное происхождение. Наиболее последовательно эта позиция выражена в работах О.В. Кербикова (1906-1965) и его учеников. Он выделял два типа психопатий в зависимости от способа их развития: ядерную и краевую. Первая соответствует конституциональному происхождению, это врожденное, нередко наследственно обусловленное расстройство. Вторая - нажитая, приобретенная под влиянием неблагоприятных факторов окружения. Дальнейший анализ показал, что в группу приобретенных психопатий целесообразно включать и так называемые органические психопатии, которые возникают на основе различных внемозговых заболеваний в детстве (цепочка тяжелых детских инфекций, авитаминоза и т.д.), извращающих нормальное развитие характера. Суммируя эти идеи, видный русский детский психиатр Г.Е. Сухарева (1891-1981) утверждала, что для развития психопатий наряду с основной причиной, которая заключается во врожденной или приобретенной в раннем детстве недостаточности нервной системы, необходим еще и другой фактор - неблагополучие социальной среды и отсутствие корригирующих влияний при воспитании ребенка. Она полагала, что этот второй фактор имеет существенное значение, без него психопатия может не развиться. Важно подчеркнуть, что с периода окончательного формирования психопатии, ее кристаллизации, которая происходит обычно в возрасте становления личности, характерологические черты остаются стабильными, мало изменчивым и различия между клиническими проявлениями краевых и ядерных психопатий нивелируются. По существу, у взрослого с достоверностью установить способ формирования расстройств личности, как правило, не представляется возможным, хотя некоторые психиатры (Rasch 1990, 1996) полагают, что необходимо учитывать способ формирования психопатии при выборе лечебной и даже иногда судебно-психиатрической экспертной тактики в отношении этих пациентов. Несмотря на различия взглядов на генез расстройств личности, все авторы сходятся в том, что эти психические нарушения являются аномалией, уродством характера. Они не имеют таких признаков заболевания, как отчетливое начало болезни, ее расцвет и исход. Они не извращают личность, не меняют ее, а являются ее основным свойством, прослеживаются в относительно неизмененном виде на протяжении всей жизни индивида. Их главные проявления сводятся к нарушениям поведения, взаимоотношениям человека и его социального окружения.
.Паранойяльный тип психопатии Паранойяльная психопатия в 10-м пересмотре заболеваний называется: «параноидное расстройство личности». Одной из основных черт личности параноического характера является обостренное, завышенное чувство собственного достоинства. Вся их деятельность, отношения с людьми несут на себе отпечаток эгоцентризма, постоянного самодовольства и чрезмерного самомнения. Для них свойственна «сверхчувствительность» собственного «Я», которое противостоит всему обществу. Явления, не затрагивающие их «Я», глубоко безразличны параноическим личностям и кажутся им малоинтересными, пустыми и не стоящими их внимания. Правильно и значимо лишь то, что нравится параноику, любое другое мнение ложно, глупо, либо и вовсе несет в себе угрозу благополучию паранойяльной личности. Собственно, ими утрачивается критическое отношение к самому себе и своим умозаключениям. Столь негибкое, одностороннее мышление, в конечном итоге, приводит к отсутствию сомнений, отсутствию диалогичного мышления у больных. Нельзя сказать, что внутренний диалог исчезает вдруг, нет, он утрачивается с годами, постепенно, с тем, чтобы к 30–50 годам исчезнуть полностью, то есть наблюдается определенная прогредиентность в утрате основного свойства мышления — спора с самим собой. Выраженные эгоизм и эгоцентризм, а также перечисленные особенности мышления способствуют легкому формированию сверхценных идей, которые постепенно заполняют все мышление больных, всю их психику и, главное, определяют все последующее поведение в обществе. Сверхценные идеи, подчиняя себе всю личность, в конечном итоге декомпенсируют больных в среде. Тематика сверхценных идей может быть самой разнообразной: ревность, изобретательство, кверулянтство, ипохондричность или даже преданность какой-либо политической установке (фанатики). Нельзя не сказать о своенравии, капризности больных, особенно в детском возрасте, нередкой неискренности, скрытности и повышенной раздражительности. Сверхчувствительность к собственному «Я» у них одновременно сочетается с холодностью, бесчувственностью к окружающим,. Некоторые из пациентов отличаются высокой добросовестностью, чрезмерной аккуратностью, нетерпимостью клюбого рода несправедливости.. Больные, как правило, всегда бодры, целеустремленны, неунывающи, мало спят, непрерывно занимаясь претворением своих сверхценных идей в жизнь. Таким образом, у параноиков налицо все признаки гипоманиакальности. Приходится удивляться, с какой точность они цитируют целые страницы когда-то прочитанного текста малоизвестных авторов. Они легко усваивают иностранные языки даже в пожилом возрасте, если это необходимо для достижения их основной цели (утверждения в жизни сверхценной идеи). С мельчайшими подробностями вспоминают давно прошедшие события, забытые всеми, но не ими, факты, разговоры, явления и обстоятельства, при которых они это наблюдали. Если же дело касается собственной сверхценной идеи, то их память превращается в фотографическую. Наверное, именно этим объясняется, с одной стороны, обстоятельность мышления параноиков, а с другой — необыкновенная злопамятность, легко переходящая в мстительность. Нельзя не упомянуть и еще об одном качестве больных — подозрительности. Коротко подытоживая все выше сказанное, можно выделить несколько отличительных признаков, позволяющих диагностировать паранойяльную психопатию. В первую очередь, это — нарушения мышления с утратой способности к внутреннему диалогу (спору с самим собой, диалогу); • склонность к формированию сверхценных идей, которые и декомпенсируют личность в среде; • признаки легкой гипоманиакальности, сопровождающие личность на протяжении всей жизни; • выраженнаястеничность с утратой способности к утомлению; • замечательная память, доходящая до фотографической. Шизоидная психопатия Шизоидная психопатия – расстройство личности, основными особенностями которого являются замкнутость, слабая способность к эмпатии, низкая потребность в контактах с другими людьми, склонность к фантазированию и погруженность в свой внутренний мир. Окружающие обычно считают пациентов с шизоидной психопатией «странными», «чудаковатыми» или «отшельниками». Такие люди не имеют друзей или имеют 1-2 неблизких друга. Они мало интересуются реальностью, обычно плохо приспособлены к решению житейских вопросов, но проявляют живой интерес к сложным, отвлеченным, абстрактным темам. Вместе с тем, при правильном выборе специальности больные способны достигнуть значительных успехов в профессиональной деятельности. Лечение шизоидной психопатии осуществляют специалисты в области психиатрии, психотерапии и клинической психологии. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 220. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |