Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Инстинктивистская теория агрессии (З. Фрейд, К. Лоренц).




Согласно данной теории источником агрессии рассматриваются врожденные инстинкты.

Данная теория включает в себя два подхода: психоаналитический подход З. Фрейда и эволюционный подход К. Лоренца.

Психоаналитический подход з. Фрейда

С точки зрения З. Фрейда агрессия берет начало из врожденных, инстинктивных сил человека: Эроса – инстинкта жизни, чья энергия направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни; и Танатоса - влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия Танатоса и Эроса, и что между ними существуют постоянное напряжение. Ввиду острого конфликта между основными инстинктами такой механизм психологической защиты как смещение направляет энергию Танатосавовне, в направлении от «Я».

Таким образом, Танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Согласно З. Фрейду, агрессивное поведение является не только врожденным, но и неизбежным. Если энергия Танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Но, в тоже время, внешние проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшать вероятность проявления более опасных действий (так называемый механизм Катарсиса). Иными словами, экспрессивные действия, не сопровождающиеся разрушением, могут быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков. Но еще сам З. Фрейд склонялся к тому, что эти действия (или Катарсис) являются минимальными и кратковременными по своей природе.

Эволюционный подход к. Лоренца

Согласно этому подходу предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния естественного отбора. Согласно К. Лоренцу, агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует и у людей. Этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции и выполняет три важные функции:

1. борьба рассеивает представителей вида на большом географическом пространстве;

2. агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что потомство смогут оставить только наиболее сильные и энергичные индивидуумы;

3. сильные представители вида лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.

К. Лоренц считал, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. В результате накопления определенного количества агрессивной энергии и при наличии особых стимулов в непосредственном окружении происходит развертывание агрессивных действий. Чем больше количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для «выплеска» агрессии вовне.

Согласно К. Лоренцу, кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои агрессивные стремления. Эта возможность зависит от способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. Таким образом, опасные хищники имеют очень сильное сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей собственного вида, в то время как менее опасные существа – люди – обладают гораздо более слабым сдерживающим началом. И этим К. Лоренц объясняет широко распространенное насилие у людей в отношении представителей своего собственного вида.

К. Лоренц рассматривал возможность ослабления агрессии и контроля подобного поведения в участии в различных действиях, не связанных с причинением ущерба и снижения вероятности вспышек насилия.

Таким образом, представители инстинктивной теории агрессии считают, что человеку не надо справляться со своей агрессивностью, он только может направить ее в нужное русло.

Фрустрационная теория агрессии (д. Доллард, н. Миллер)

Изначально Д. Доллард и Н. Миллер рассматривали агрессию как реакцию на фрустрацию. Агрессия всегда есть результат действия фрустраторов.

Д Доллард и соавторы полагали, что в побуждении к агрессии решающее значение имеют три фактора:

1. степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

2. сила препятствия на пути достижения цели;

3. количество последовательных фрустраций.

То есть, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствия, чем сильнее препятствие и чем больше количество ответных реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению.

Д. Доллард и соавторы предположили, что влияние следующих одна за другой фрустраций может быть совокупным и это вызовет агрессивные реакции большей силы, чем каждая из них в отдельности.

Человек на фрустрацию реагирует большим спектром реакций: от покорности и уныния до активных попыток преодолеть препятствия на своем пути. Фрустрация может способствовать агрессии, но это бывает не столь часто.

Исходя из этого, были проведены многочисленные эмпирические исследования, результаты которых подтвердили положение о том, что фрустрация не всегда ведет к агрессии.

Учитывая эти рассуждения, Н. Миллер внес поправки в теорию фрустрации – агрессии. Фрустрация порождает различные модели поведения, и агрессия является лишь одной из них.

Д. Доллард и соавторы обратились в свою очередь к факторам, замедляющим открытую демонстрацию агрессивного поведения. И одним из таких факторов является угроза наказания. Но наказание не всегда является сдерживающим фактором агрессивных действий. Наказание может привести к смещенной агрессии – к проявлению агрессии не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно другим людям. Н. Миллер (Miller, 1968) предложил особую модель, объясняющую поведения смещенной агрессии. В случаях смещенной агрессии выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами:

1. Силой побуждения к агрессии;

2. Силой факторов, тормозящих данное поведение;

3. Стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.

Н. Миллер полагал, что барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают быстрее, чем побуждение к подобному поведению, по мере увеличения сходства с фрустрировавшим агентом.

Таким образом, смещенная агрессия наиболее вероятно будет разряжена на тех мишенях, в отношении которых сила торможения является незначительной, но у которых относительно высокое стимульное сходство с фрустратором.

Поведенческий подход к агрессии (а. Басс, а. Бандура)

Сторонники поведенческого подхода считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения.

А. Басс определяет фрустрацию как блокирование процесса инструментального поведения и вводит понятие атаки-акта, поставляющего организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация - слабую.

Сила агрессивных привычек зависит от следующих факторов:

1. Частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен. Следовательно, индивиды, которые получали много гневных стимулов, будут более вероятно реагировать агрессивно, чем те, которые получали меньше таких стимулов.

2. Частое достижение успеха путем агрессии, которое часто приводит к формированию сильных атакующих привычек. Успех может быть внутренним – резкое ослабление гнева, и внешним – устранение препятствия или достижение вознаграждения. Выработавшаяся тенденция к атаке может делать невозможным для индивида различение ситуаций, провоцирующих и не провоцирующих агрессию.

3. Культурные и субкультурные нормы, усваеваемые человеком, которые могут облегчить развитие у него агрессивности.

А. Басс большое значение придает роли темперамента в формировании агрессии, а именно переменным темперамента, влияющим на развитие агрессивности. Сам темперамент А. Басс понимает как «характеристики поведения, которые появляются в начале жизни и остаются относительно неизменными». К переменным темперамента А. Басс относит: импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности и независимость. По А. Бассу независимость имеет отношение к стремлению к самоуважению и защите от группового давления. Важным компонентом независимости является тенденция к непослушанию.

 

Теория социального научения а. Бандуры

А. Бандура утверждает, что для возникновения агрессии недостаточно того, чтобы субъект был фрустрирован и испытывал чувство неудовлетворенности. Субъект должен еще иметь перед собой некий агрессивный пример для обучения и подражания.

В теории социального научения А. Бандуры агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно также, как и многие другие формы социального поведения.

Согласно А. Бандуре для формирования агрессивного поведения необходимо наличие трех моментов:

1. Способов усвоения агрессивных действий.

2. Факторов, провоцирующих появление агрессивных действий.

3. Условий, в которых закрепляются агрессивные действия.

Усвоение агрессивных действий происходит в результате непосредственного опыта или посредством наблюдения.Непосредственный опыт агрессивного поведения может подкрепляться посредством различных материальных поощрений, социальным одобрением, приемлемым отношением со стороны других. При наблюдении за агрессивным поведением других формируется представление о том, как выстраивается поведение, а в дальнейшем его символическое выражение может служить руководством к действию. При этом образцы агрессивного поведения не обязательно должны демонстрироваться реально, в живую. Они могут быть символически изображены в кинофильмах, телепередачах, литературе.

Агрессия провоцируется воздействием шаблонов (возбуждение, внимание), неприемлемым обращением (нападки, фрустрация), побудительными мотивами (деньги, восхищение), инструкциями (приказы), эксцентричными убеждениями (параноидальные идеи).

В качестве условий, при которых агрессивное поведение закрепляется, могут выступать внешние поощрения и наказания (материальное вознаграждение, неприятные последствия), викарное подкрепление (наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других), механизмы саморегуляции (гордость, вина).

(Гордость – многие агрессивные люди гордятся своей способностью причинять вред или нанести увечье другому.

Вина – люди, усвоившие такую общественную ценность, как неодобрение агрессивного поведения, чувствуют себя виноватыми, демонстрируя подобные действия.)

Таким образом, агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. Социальное научение предполагает проявления агрессии людьми только в определенных социальных условиях, способствующих подобному поведению. Изменение условий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии.

Когнитивный подход к агрессии л. Берковица

Данная теория рассматривает в качестве основных детерминант агрессии эмоциональные и когнитивные процессы. Эти процессы лежат в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии. В соответствии с его моделью образования новых когнитивных связей, фрустрация или другие аверсивные стимулы (боль, неприятные запахи, жара) провоцируют агрессивные реакции путем формирования негативного аффекта. Л.Берковиц (Berkowiz, 1989) утверждал, что «препятствия провоцируют агрессию лишь в той степени, в какой они создают негативный аффект». Блокировка достижения цели, таким образом, не будет побуждать к агрессии, если она не переживается как неприятное событие. В свою очередь, то, как сам индивидуум интерпретирует негативное воздействие, и определяет его реакцию на это воздействие.

Например, если человек интерпретирует неприятное эмоциональное переживание как злость, то, скорее всего, у него появятся агрессивные тенденции. Если же он интерпретирует негативные переживания как страх, то у него появится стремление спастись бегством.

Теория переноса возбуждения д.Зильманна

Модель агрессивного поведения Д. Зильманнастроится на предположении, что и когнитивные процессы, и физиологическое возбуждение вносят свой вклад в выражение агрессии и контроль над ней. Он указывал на специфичность роли познавательных процессов в усилении и ослаблении эмоциональных агрессивных реакциях и роли и возбуждения в когнитивном опосредовании поведения. Д. Зильманн доказывал, что «познание и возбуждение теснейшим образом взаимосвязаны, они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания приносящего страдания опыта и поведения».

Независимо от того, когда появляется осмысление события (до или после возникновения нервного напряжения), оно может влиять на степень возбуждения. Если человек осознает, что опасность реальна, или он зацикливается на угрозе и обдумывании своей мести, то у него сохраняется высокий уровень возбуждения. С другой стороны, если человек проанализировав ситуацию, обнаруживает смягчающие обстоятельства или чувствует уменьшение опасности, то у него наблюдается угасание возбуждения.

Подобным же образом возбуждение влияет на процесс познания. При очень высоких уровнях напряжения наблюдается снижение способности к познавательной деятельности, что может приводить к импульсивному поведению. Высокое возбуждение способствует дезинтеграции когнитивного процесса и создает помеху торможению агрессии. Следовательно, когда возникают сбои в познавательно процессе, человек будет реагировать импульсивно.

Согласно данной теории, поведение можно контролировать, «просто» научая людей реально представлять себе потенциальную опасность, которая может исходить от явно угрожающей ситуации или людей. Однако важную роль в этой модели поведения играют эмоции. Л.Берковиц и Д. Зильманн признают, что агрессия иногда бывает импульсивной, неподвластной контролю рассудка. Согласно Д. Зильманну, большинство людей научаются реагировать на воспринятую ими провокацию ответной агрессией. И «навык», который они приобретают, когда когнитивные процессы дезинтегрированы, является деструктивным. Следовательно, подходящим способом научиться контролировать или устранять импульсивную агрессию является выработка конструктивных или неагрессивных привычек в ответ на провокацию.

 

 

Факторы, влияющие на возникновение агрессии

 

Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление.

Намного более сильной и устойчивой детерминантой агрессии является провокация. Зачастую агрессивная реакция возникает при одном только предположении о том, что у другого человека имеются какие-то враждебные намерения, независимо от того, выражается ли это в прямых действиях «недоброжелателя» или нет. Что касается вербальной провокации, то существующие данные позволяют утверждать, что ответной реакцией на оскорбления, издевки и т.п. зачастую оказывается физическое нападение. В результате инциденты, начавшиеся с перебранки, нередко переходят в фазу прямого насилия. Люди, как правило, стремятся дать сдачи, чтобы предупредить возможность возобновления нападок или показаться окружающим «проигравшими» или беспомощными жертвами.

Характеристики объекта агрессии – пол, раса - являются мощными детерминантами агрессивного поведения. В отличие от мужчин, женщины, оказываясь в ситуации агрессивного межличностного взаимодействия, сталкиваются со сравнительно более мягкими формами агрессии, т.к. воспринимаются агрессорами как заведомо более беззащитные. Но если женщина нарушает этот стереотип и начинает вести себя более воинственно или провокационно, уровень направляемой на них агрессии резко возрастает.

При расовых конфликтах, белые демонстрируют более высокий уровень агрессивности по отношению к своим черным жертвам и более низкий по отношению к белым, когда уверены, что их действия останутся безнаказанными.

Почти любой вид нежелательных и неприятных условий или переживаний – от сильной фрустрации до реального физического дискомфорта – может в дальнейшем способствовать возникновению агрессии, если у потенциальных агрессоров эта модель поведения является устойчивой или доминирующей. Но если доминируют другие реакции – особенно не совместимые с агрессией, - неприятные переживания могут фактически подавлять, а не усиливать последующую агрессию.

Громкий и неприятный шум может способствовать проявлениям межличностной агрессии.

Зависимость между агрессией и плотностью определяется тем положением, что плотность создает негативный аффект из-за ощущения тесноты. Уорчел и Тедли предположили, что «не объем доступного индивиду пространства сам по себе, а расстояние между людьми – вот что определяет степень стресса, возникающего в конкретной ситуации». «Дистанция, а не плотность сама по себе, является параметром пространства, соотносимым с фактором тесноты».

На частоту и силу агрессивных действий, адресованных конкретному человеку, может сильно влиять степень ассоциации данной персоны с неприятными событиями вообще или с тем, что в прошлом или настоящее вызывало раздражение.

Сам факт наличия оружия, даже если оно не используется в агрессивных действиях, может способствовать проявлению агрессивного поведения. Берковиц: «Оружие не только дает шанс насилию стать реальностью, но и побуждает к нему. Палец давит на курок, но и курок может давить на палец». Эффект оружия будет зависеть от смысла, который испытуемый вкладывает в это понятие: «Если он думает о револьвере, как об опасном или устрашающем предмете, то оружие, скорее всего, вызовет сильное волнение, а не агрессию». Оружие приобретает смысл условного раздражителя агрессии, только когда человек рассматривает его в таком контексте. [3]

Исследователи обнаружили, что особи самых разных животных, подвергавшиеся болевому воздействию, проявляют друг к другу тем большую жестокость, чем сильней вызванные у них болевые ощущения.


  • Технологии
  • Туризм
  • Усадьба
  • Физика
  • Физиология
  • Философия
  • Финансы
  • Химия
  • Черчение
  • Экология
  • Экономика
  • Электротехника

Факторы, влияющие на возникновение агрессии

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

 

  Яндекс.Директ
Рефинансирование кредита от 9,99%До 3 млн ₽! Рассмотрение 15 минут. Оцените свою выгоду, заполните заявку онлайн!До 3 000 000 ₽Срок 6 мес - 5 летРассмотрение 15 минОформитьзаявкуsravni.ruСодействие в подборе финансовых услуг/организацийСкрытьрекламу:Не интересуюсь этой темойТовар куплен или услуга найденаНарушает закон или спамМешает просмотру контента
Спасибо, объявление скрыто.
Центр правовой защитыОбжалование незаконных действий, выявление нарушений УПК РФ, соблюдение законаcp-z.ruСкрытьрекламу:Не интересуюсь этой темойТовар куплен или услуга найденаНарушает закон или спамМешает просмотру контента
Спасибо, объявление скрыто.

 

Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление.

Намного более сильной и устойчивой детерминантой агрессии является провокация. Зачастую агрессивная реакция возникает при одном только предположении о том, что у другого человека имеются какие-то враждебные намерения, независимо от того, выражается ли это в прямых действиях «недоброжелателя» или нет. Что касается вербальной провокации, то существующие данные позволяют утверждать, что ответной реакцией на оскорбления, издевки и т.п. зачастую оказывается физическое нападение. В результате инциденты, начавшиеся с перебранки, нередко переходят в фазу прямого насилия. Люди, как правило, стремятся дать сдачи, чтобы предупредить возможность возобновления нападок или показаться окружающим «проигравшими» или беспомощными жертвами.

Характеристики объекта агрессии – пол, раса - являются мощными детерминантами агрессивного поведения. В отличие от мужчин, женщины, оказываясь в ситуации агрессивного межличностного взаимодействия, сталкиваются со сравнительно более мягкими формами агрессии, т.к. воспринимаются агрессорами как заведомо более беззащитные. Но если женщина нарушает этот стереотип и начинает вести себя более воинственно или провокационно, уровень направляемой на них агрессии резко возрастает.

При расовых конфликтах, белые демонстрируют более высокий уровень агрессивности по отношению к своим черным жертвам и более низкий по отношению к белым, когда уверены, что их действия останутся безнаказанными.

Почти любой вид нежелательных и неприятных условий или переживаний – от сильной фрустрации до реального физического дискомфорта – может в дальнейшем способствовать возникновению агрессии, если у потенциальных агрессоров эта модель поведения является устойчивой или доминирующей. Но если доминируют другие реакции – особенно не совместимые с агрессией, - неприятные переживания могут фактически подавлять, а не усиливать последующую агрессию.

 

 

Громкий и неприятный шум может способствовать проявлениям межличностной агрессии.

Зависимость между агрессией и плотностью определяется тем положением, что плотность создает негативный аффект из-за ощущения тесноты. Уорчел и Тедли предположили, что «не объем доступного индивиду пространства сам по себе, а расстояние между людьми – вот что определяет степень стресса, возникающего в конкретной ситуации». «Дистанция, а не плотность сама по себе, является параметром пространства, соотносимым с фактором тесноты».

На частоту и силу агрессивных действий, адресованных конкретному человеку, может сильно влиять степень ассоциации данной персоны с неприятными событиями вообще или с тем, что в прошлом или настоящее вызывало раздражение.

Сам факт наличия оружия, даже если оно не используется в агрессивных действиях, может способствовать проявлению агрессивного поведения. Берковиц: «Оружие не только дает шанс насилию стать реальностью, но и побуждает к нему. Палец давит на курок, но и курок может давить на палец». Эффект оружия будет зависеть от смысла, который испытуемый вкладывает в это понятие: «Если он думает о револьвере, как об опасном или устрашающем предмете, то оружие, скорее всего, вызовет сильное волнение, а не агрессию». Оружие приобретает смысл условного раздражителя агрессии, только когда человек рассматривает его в таком контексте. [3]

Исследователи обнаружили, что особи самых разных животных, подвергавшиеся болевому воздействию, проявляют друг к другу тем большую жестокость, чем сильней вызванные у них болевые ощущения.

 «Психологическая боль» - это, конечно, то же самое мы называем «фрустрацией». Боль усиливает агрессивность также и у людей. Многие из нас могут вспомнить подобные реакции, которые у нас вызвал неожиданный и сильный ушиб или мучительная головная боль.

На протяжении веков люди рассуждали о влиянии климата на поведение человека. Изменение климата могут влиять на поведение. Наиболее изученным является жара. Массовые беспорядки имели место в жаркие, чем в холодные дни. В жаркую погоду повышается вероятность совершения преступлений, связанных с насилием. Наибольшее количество преступлений, связанных с насилием, совершается не только в жаркие дни, но и в жаркое время года, особенно в те года, когда лето бывает особенно жарким. Однако надежных доказательств существования прямой зависимости между агрессией и температурой нет.

Атакующее поведение другого человека, например сознательное причинение боли или оскорбительное действие, является особо сильным возбудителем агрессии. Чаще всего действует принцип «око за око, зуб за зуб».

Проведенные исследования убедительно показывают, что возбуждение усиливает эмоции. Сексуальное возбуждение и другие его виды, такие как гнев, могут усиливать друг друга. На основании лабораторных экспериментов выяснено, что эротические стимулы действуют более возбуждающе на тех людей, которые только что пережили испуг. Возбуждение в сочетании с враждебными мыслями и чувствами может обеспечить появление агрессивного поведения.

Стимуляторы оказывают мощное воздействие на поведение людей, совершающие преступления с применением насилия, часто находятся в этот момент под влиянием алкоголя. Даже небольшая доза алкоголя ведет к повышению агрессивности. Тэйлор и Гаммон обнаружили, что незначительные дозы (15 г. на каждые 16 кг веса тела) сдерживают агрессию, в то время как большие дозы (50 г. на каждые 16 кг веса тела) способствуют ее проявлению.

Все, выше описанные факторы попадают под следующие четыре категории, т.е. агрессия относится к:

• Врожденным побуждениям и задаткам;

• Потребностям, активизируемым внешними стимулами;

• Познавательным и эмоциональным процессам;

• Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Зарубежные психологи объясняют агрессивное поведение следующими причинами.

Биологическое объяснение: например, агрессия может быть следствием перенаселенности и потребности отстоять свою территорию (последнее не подтверждено убедительными доказательствами). В то время как животные способны ограничивать свою агрессию сложными условными рефлексами, у людей эта способность развита гораздо в меньшей степени.

Психологическое объяснение: психологи рассматривают агрессию как неизбежное следствие блокировки на пути к поставленной цели. Типичным примером служит водитель, попавший в транспортную пробку и вымещающий свою злость на других водителях или пешеходах.

Социологическое объяснение: социологи, в частности представители теории социального научения, признают важность инициации в развитии агрессивного поведения. Дети учатся агрессивному поведению, наблюдая за агрессией взрослых людей, чье поведение вознаграждается тем или иным образом (т. е. они получают то, что хотят).

 

 

Самоубийство, суицид (лат. "себя убивать") - это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

Суицидальное поведение - осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют: » собственно суицидальные действия; » суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

Таким образом, суицидальное поведение реализуется одновременно во внутреннем и внешнем планах.

Суицидальные действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид. Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершенный суицид - действия, завершенные летальным исходом.

Суицидальные проявления включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти (но не на тему лишения себя Жизни как самопроизвольного действия), например: "хорошо бы умереть", "заснуть и не проснуться".

Суицидальные замыслы - это более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент - решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их Реализации называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый нресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). В случаях продолжительного пресуицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения отчетливо проходит описанные выше этапы. При острых пресуицидах последовательность не обнаруживается и можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же. Типология суицидов

Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые [6, 12, 17]. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Скрытый суицид (косвенное самоубийство) - вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни "по собственному желанию", а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

Таким образом, диагностика суицидального поведения должна основываться на точной оценке степени желаемости смерти. Например, самопорезы бритвой в области предплечья могут быть отнесены: а) к числу истинных суицидальных попыток, если конечной целью была смерть от кровопотери; б) к разряду демонстративно-шантажных покушений, если целью было продемонстрировать окружающим намерение умереть; в) к самоповреждениям, если цель ограничивалась желанием испытать физическую боль или усилить состояние наркотического опьянения путем кровопотери; г) к несчастным случаям, если, к примеру, по бредовым соображениям самопорезы преследовали цель "выпустить из крови бесов".

Несмотря на очевидную уникальность каждого случая, самоубийства имеют ряд общих характеристик. Суицидальное поведение, как правило, сопровождается стрессоген-ным характером жизненной ситуации и фрустрацией ведущих потребностей. Для суицидента характерны: невыносимость страданий, поиск выхода из ситуации, переживание безнадежности ситуации и собственной беспомощности, аутоагрессия, амбивалентное отношение личности к суициду, искажение воспринимаемой реальности - зацикленность на проблеме, "туннельное 3Рение". Все это приводит к сужению выбора до бегства в "суицид". При этом суицидальное поведение, как правило, соответствует общему стилю жизни и личностным установкам.

 


Философская плоскость

Для философии проблема самоубийства никогда не была второстепенной, ибо от решения ее во многом зависит ответ на такие важные вопросы, как смысл человеческой жизни, свобода выбора и воли, проявление в целом свободы личности.

Является ли человеческая личность свободной в своих действиях и насколько широка степень этой свободы?

Свободен ли человек в своей жизни и свободен ли он также в выборе своей смерти? Казалось бы, здравый смысл подсказывает, что в руках самого человека решение вопросов, связанных если уж не со своей жизнью, то со своей смертью. Мы можем быть недовольны жизнью, жаловаться на нее, тяготиться ею и даже ненавидеть ее, но нашу смерть у нас никто не может отобрать.

Тем, кто заинтересуется именно философскими проблемами самоубийства, можно порекомендовать обратиться к классическим работам А. Шопенгауэра "Мир как воля и представление", Вл. Соловьева "Оправдание добра", А. Камю "Миф о Сизифе".

Мы приведем лишь очень образную и красивую аллегорию А. В. Луначарского из статьи "Самоубийство и философия", где он сравнивает личность, оказавшуюся в кризисной ситуации, с осажденной крепостью. "...Когда замок осажден со всех сторон злыми силами, когда переливают на пули свинцовые желоба, в большой зале, залитой кровью, немолчно стонут раненые, когда голод смотрит с бледных лиц, а в окне грозно хохочет дикое зарево, в такие дни философия величественно сходит из своего терема, и к ее поучениям все пригнетенные силы прислушиваются с небывалым вниманием. И, может быть, она, посылая холодные молнии глазами героини, призовет всех к последнему усилию и научит саму жизнь считать за ничто, когда она не украшена сознанием победы духа или куплена ценою унижения; может быть, саму смерть с оружием в руках она превратит в роскошный праздник человеческой гордости, может быть, этой проповедью она доставит населению замка победу...".

"Но может случиться и другое,- пишет Луначарский.- Она сойдет в трауре, в монашеской рясе, с посыпанной пеплом головой и будет плакать и убиваться и повторит с небывалой до тех пор силой свои страшные суждения о мире и жизни и скажет, что сопротивление бесполезно, что и в будущем всех ждут лишь мучительная борьба, раны, лишения, унижения и, в конце концов, неумолимая смерть. Она также призовет к мужеству, но к мужеству другого рода: она даст в руки наиболее отчаявшегося факел самоубийства и поведет его, проливая слезы, в траурном шествии в пороховые погреба, чтобы извлечь оттуда пожирательницу смерть...".

К этой своеобразной притче, великолепной по точности сравнения и поэтичности, вряд ли можно что-либо добавить.

Философия многим представляется сугубо теоретической наукой, отвлеченной и в практической жизни малопригодной. Но в кризисные минуты только она дает человеку совет и опору. В эти минуты оказываются никчемными и мелкими многие цели, казавшиеся главными в жизни, и выходят на первый план вопросы, которыми в обычные дни задаваться как-то не принято,- о смысле жизни, сущности человека, добре и зле... В переломные моменты от решения этих вопросов, в прямом смысле слова, зависит сама жизнь. "В последние минуты, в моменты наивысшего напряжения, мы обращаемся и к нашему общему миросуждению. И оно говорит нам то "да" то "нет" (А. В. Луначарский).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 632.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...