Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Девиантное поведение и его специфические особенностиСтр 1 из 14Следующая ⇒
В дальнейшем обсуждении под поведением мы будем понимать процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков. Имея определение, попытаемся выделить основные признаки изучаемой реальности. 1. Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути - оно формируется и реализуется в обществе. 2. Другой важной особенностью поведения человека является его тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием. В целом поведение личности отражает процесс ее социализации - интеграции в социум. Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей. По соотношению процессов адаптации - индивидуализации, а также по позиции личности в социуме можно выделить следующие варианты социальной адаптации:
При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно описать, используя общие характеристики поведения:
Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой. Важным компонентом социальной адаптации являются: согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей (реальный и потенциальный уровень) со спецификой социальной среды; целей, ценностей, ориентации личности со способностью их реализации в конкретной социальной среде. Адаптация является одной из сторон процесса социализации, который непременно переживает каждый индивид в ходе своего взросления. Кроме того, в жизненной практике индивидам, семьям, группам приходится вновь осуществлять адаптацию в случае нормального или катастрофического изменения их социального окружения или своего статуса в нем (смена места работы, утрата работы, переезд, вынужденное переселение, обретение инвалидности и т.д.). Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально-психологическая, т.е. такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы. Адаптационный потенциал — степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой — накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т. д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация. Различные формы асоциальной активности — наркомания, алкоголизм, психическая напряженность — следствие неудачной социальной адаптации либо дезадаптации. Именно с людьми, социально дезадаптированными или характеризующимися преобладанием неадекватной активности, чаще всего приходится взаимодействовать социальному работнику. Одно из важнейших направлений работы с ними — реадаптация, т.е. восстановление адаптационных способностей, для чего применяется ряд социальных технологий. Социальная адекватность — способность индивидов или групп действовать в соответствии с требованиями и ожиданиями общества, правильно применять знания, установки, представления и навыки, полученные в процессе социализации. Формирующаяся личность воспринимает не только знания и представления той общности, в которую она входит, но и способы поведения, типы психических реакций, свойственные ей. Все эти знания и навыки обладают не только приспособительным эффектом, но и определенной социальной рациональностью, способствуют наилучшему функционированию индивида (группы) в своем окружении. Одно из проявлений социальной адаптации — степень ограничения, «окультуривания» тех глубинных, идущих из биологической подосновы эмоций, которые человек испытывает бессознательно, вне контроля разума и вне контроля своего социального окружения, но выражение которых подчиняется контролю социальной нормы. Те индивиды и группы, которые обладают некоторой внутренней свободой в принятии или отвержении требований и установок общества, действуют в соответствии с одним из важнейших принципов системности — принципом оптимального уровня упорядоченности системы, наиболее рационального сочетания организованности и неопределенности. Эти субъекты социального действия живут в уверенности в том, что способны сами повлиять на свои обстоятельства, воздействовать на внешние условия своей жизнедеятельности. Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие « готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми – все подчиняется школьным проблемам. Многие родители полагают, что, научив своего ребенка читать, писать и считать до 100, они очень хорошо подготовили будущего первоклассника к школе, и у него не будет там никаких проблем. Сталкиваясь с первым нежеланием ребенка ходить в школу, родители пребывают в полном недоумении. Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности: физический и психологический. Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольной гимназии. Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья. Оценивают здоровье детей по четырем основаниям: § уровень нервно-психического и физического развития; § показатели функционирования основных систем организма; § уровень противодействия организма неблагоприятным воздействиям. На основании этих показателей исследователи выделяют 5 групп детей: Первая группа – психическое и физическое развитие соответствует средневозрастным нормам; дети редко болеют; органы и системы организма функционируют нормально. К сожалению, в первый класс поступает лишь 20-25% таких детей. Вторая группа – имеются функциональные нарушения, затрудняющие адаптацию к школе, но болезнь еще не перешла в хроническую форму. Количество таких детей в первом классе примерно 30-35%. Третья группа – дети, имеющие хронические заболевания. Количество таких детей составляет 30-35%. Четвертая и пятая группы состоят из детей, страдающих серьезными нарушениями здоровья, которые не позволяют обучаться в общей школе. А.В. Мудрик рассматривает процесс адаптации как часть социализации человека. Под социализацией ученый понимает «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах». Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления (автономизации) человека в условиях конкретного общества. По мнению А.В. Мудрика, в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый, конфликт между мерой адаптации человека к обществу и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс приспособления и обособления. Сложный процесс социальной адаптации подвержен влиянию разных факторов, которые определяют ее течение, темпы и результаты. В научной литературе представлены разные группы факторов: внешние и внутренние; биологические и социальные; факторы, которые зависят и не зависят от учителя, школы. Следует отметить, что более полно изучены и охарактеризованы в психолого-педагогической литературе факторы, затрудняющие адаптацию школьников и приводящие к дезадаптации личности (О.А. Пестерева, Н.А. Разина, С.Н. Сухова). Успешная социальная адаптация определяется познавательной и социальной направленностью развития личности, ее социальной активностью, интегрированностью в общество посредством включенности в различные сферы жизнедеятельности. Очень важно, чтобы ребенок адаптировался к новым условиям жизни, к новому окружению, освоил новую для него социальную среду.
Девиантное поведение и его специфические особенности Представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения понятия «девиантного» или «отклоняющегося» поведения ( лат.девиация – «отклонение»). В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно- психической патологии, особенно пограничного уровня. В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм (В.В. Ковалев), либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников (В.Г. Степанов). Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе. Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления. Специфические особенности девиантного поведения личности помогают отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие у конкретного человека. Во-первых, девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от наиболее важных в данном обществе в данное время социальных норм. Это любые действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Однако следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически изменчивый, преходящий характер. Во-вторых, девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают неодобрение (негативную оценку и осуждение) со стороны других людей. Неодобрение, прежде всего, выполняет функцию социальной санкции —наказании нежелательного явления. С другой стороны, осуждение зачастую приводит к таким негативным последствиям, как стигматизация личности — навешивание на нее социальных ярлыков, препятствующих позитивным переменам и усиливающих опасную изоляцию. Третьей особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба другим людям, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление сильных наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или другими людьми. В-четвертых, рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Так, эпизодическое употребление спиртного в ряде случаев признается вполне допустимым или даже полезным. Однако регулярное употребление спиртного считается девиацией. В-пятых, для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно не должно быть следствием нестандартной ситуации, как, например, в случае посттравматического синдрома, или следствием самообороны при наличии реальной угрозы для жизни. Шестой особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека. При определенных условиях отклоняющееся поведение может переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание — алкоголизм, наркоманию. Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси «здоровье — предболезнь — болезнь». Седьмой особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. Данное поведение совсем не обязательно приводит к болезни или смерти, но закономерно вызывает или усиливает состояние социальной дезадаптации. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть, самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности. По мнению иссле-дователей этого явления, в частности Е. В. Змановской, девиантное поведение обозначает определенный социально–психологический ста- тус личности на оси «социализация — дезадаптация—изоляция». Восьмой особенностью отклоняющегося поведения является его выраженное индивидуальное своеобразие. Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей. Индивидуальные различия затра-гивают мотивы поведения, отношение к нему самой личности, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности. Степень выраженности может варьировать от вполне безобидных проявлений до тотального нарушения жизнедеятельности личности. Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 297. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |