Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Написание и оформление дипломной работы




УДК 657.1 : 63

ББК 65.052.253.2

 

  Ó Шевлюков А. П. и др., составление, 2017
ISBN 985-461-393-3 Ó Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

По учебному плану дипломную работу обучающийся выполняют на заключительном этапе обучения в высшем учебном заведении во время прохождения производственной и преддипломной практик.

Дипломная работа представляет собой целостное, законченное исследование по избранной теме. Она выполняется на основании изучения соответствующих законов Республики Беларусь, указов Президента, постановлений правительства, инструкций и специальной литературы по бухгалтерскому учету, контролю, аудиту и экономическому анализу производственно-финансовой деятельности организаций.

Целью выполнения дипломной работы является:

· систематизация, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по исследуемой теме и приобретение навыков их применения при решении конкретных экономических ситуаций;

· овладение методикой исследования, экспериментирования, обобщения и логического изложения материала;

· углубленное исследование конкретных вопросов теории и практики бухгалтерского учета, анализа и аудита хозяйственной деятельности организации;

· выяснение подготовленности обучающегося для самостоятельной работы в условиях современного производства, прогресса науки, техники и культуры.

Теоретические положения дипломной работы иллюстрируются и подтверждаются фактическими материалами конкретной организации. Необходимые данные обучающийся обязан собрать, проверить и обработать в период прохождения преддипломной практики. В процессе выполнения дипломной работы обучающийся решает не только теоретические, но и конкретные практические вопросы совершенствования исследуемого участка учетно-аналитического процесса и контрольной работы организации.

Работа над дипломом развивает знания, умения и навыки обучающихся, что имеет важное значение в подготовке квалифицированных специалистов, поскольку позволяет внести в свою работу лучшее, что дали годы учебы – свежесть теоретических знаний, оригинальность решений, остроту восприятия, элементы научного поиска.

При выполнении дипломной работы обучающийся основывается на знаниях по таким учебным дисциплинам как: «Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа», «Бухгалтерский финансовый учет в промышленности», «Бухгалтерский управленческий учет на предприятии», «Финансовый менеджмент», «Международные стандарты финансовой отчетности»», «Контроль и аудит», «Бухгалтерская (финансовая) отчетность», «Анализ хозяйственной деятельности в промышленности» и др.

Обобщив и проанализировав полученную информацию, используя передовой опыт учетно-аналитической работы, обучающиеся должны показать способность критически оценивать теоретические положения и действующую практику учета, контроля и анализа, умение делать обоснованные выводы и аргументировать предложения по улучшению и совершенствованию финансового и управленческого бухгалтерского учета и отчетности.

Освоение образовательных программ по специальности позволит обеспечить формирование следующих групп компетенций:

1) Академические компетенции специалиста, включающие знания и умения по изученным дисциплинам и умение учиться:

АК – 1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;

АК – 2. Владеть системным и сравнительным анализом;

АК – 3. Владеть исследовательскими навыками;

АК - 4. Уметь работать самостоятельно;

АК – 5. Быть способным порождать новые идеи;

АК – 6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;

АК – 8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации;

АК – 9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

2) Социально-личностные компетенции специалиста, включающие культурно-ценностные ориентации, знания идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умения следовать им:

СЛК – 1. Владеть качествами гражданственности;

СЛК – 2. Быть способным к социальному взаимодействию

СЛК – 3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям;

СЛК –4. Владеть навыками здоровьесбережения.

СЛК – 5. Быть способным к критике и самокритике;

СЛК – 6. Уметь работать в команде;

СЛК – 7. Знать идеологические, моральные, нравственные ценности государства и уметь следовать им.

3) Профессиональные компетенции специалиста, включающие способности решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в сфере профессиональной деятельности:

ПК – 1. Использовать законы экономического развития в профессиональной деятельности. Согласовывать текущую работу с перспективными задачами и жизненно важными интересами развития национальной экономики, ее отраслей и сфер.

ПК – 2. Выявлять экономическую сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, уметь привлечь для их решения соответствующий финансово-аналитический инструмент.

ПК – 3. Применять методы математического анализа и моделирования при решении профессиональных задач. Пользоваться глобальными информационными ресурсами. Владеть современными средствами телекоммуникаций.

ПК – 4. Владеть методами охраны труда и безопасности жизнедеятельности.

ПК – 5. Организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей.

ПК – 6. Взаимодействовать со специалистами смежных профессий. Вести переговоры, деловую корреспонденцию, разрабатывать контракты с другими заинтересованными участниками, в том числе на иностранном языке.

ПК – 7. Владеть теоретическими основами и принципами организации бухгалтерского учета, анализа и аудита. Применять законодательные и нормативные правовые акты по вопросам учета, отчетности, анализа и контроля.

ПК – 8. Владеть правилами заполнения и обработки бухгалтерских документов, навыками моделирования аналитической информации в системе двойной записи на счетах и в учетных регистрах с использованием компьютерных технологий.

ПК–9. Формировать и систематизировать учетно-аналитические и статистические материалы, характеризующие количественные и качественные показатели деятельности организации и ее подразделений в отчетности.

ПК – 10. Владеть теоретическими основами анализа хозяйственной деятельности, его методами, приемами и методиками.

ПК – 11. Проводить оперативный экономический анализ хода выполнения плановых заданий и мероприятий по использованию резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

ПК – 12. Изучать результаты работы предприятия и его структурных подразделений. Применять на практике методы и приемы комплексного и финансового анализа хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования.

ПК – 13. Разрабатывать предложения по внесению соответствующих корректировок в планы организации и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации и законодательства.

ПК – 14. Применять методику организации и порядок проведения судебно-бухгалтерской экспертизы.

ПК – 15. Применять методику организации и порядок проведения контрольно-ревизионной работы финансово-хозяйственной деятельности.

ПК – 16. Применять на практике методические приемы и способы документального контроля и правила реализации его результатов.

ПК – 17. Применять на практике правила методы составления и утверждения бухгалтерской отчетности.

ПК – 18. Применять на практике методы обеспечения сохранности данных в условиях компьютерной обработки информации.

ПК – 19. Владеть основами организации производственно-хозяйственной деятельности организации, включая: исследования и разработки, производство, маркетинг, формирование и использование ресурсов, продвижение товаров.

ПК – 20. Разрабатывать, представлять и согласовывать документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые письма и т.п.), а также отчетную документацию по установленным формам.

ПК – 21. Осуществлять документальный оперативный контроль за ходом производства, за обеспеченностью производства инструментом, материалами, за выполнением работ по внутрипроизводственной кооперации.

ПК – 22. Анализировать использование производственной мощности, выявлять узкие места, обосновывать предложения по их устранению.

ПК – 23. Осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития бухгалтерского учета, анализа и аудита, инновационным проектам и решениям.

ПК – 24. Определять цели инноваций в области бухгалтерского учета, анализа и аудита и способы их достижения.

ПК – 25. Оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых инноваций в области бухгалтерского учета, анализа и аудита. Применять методы анализа эффективности внедрения инноваций.

ПК – 26. Работать с юридической литературой, гражданским, трудовым и бухгалтерским законодательством; анализировать и оценивать собранные данные.

ПК – 27. Осуществлять консультации по вопросам отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций и заполнению форм бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями законодательства.

ПК – 28. Осуществлять консультации по вопросам финансового и комплексного анализа хозяйственной деятельности организации.

ПК – 29. Осуществлять расчеты с банковскими и финансовыми (небанковскими) учреждениями, вести и систематизировать учетно-аналитическую документацию по движению денежных средств и финансовых потоков организации.

ПК – 30. Формировать финансовые источники хозяйственной деятельности и осуществлять контроль за их исполнением.

Выполнение дипломной работы позволит приобрести опыт работы с нормативными правовыми актами, работать с документами и отчетными формами, обобщать полученные данные и делать аргументированные выводы и рекомендации по эффективности деятельности организации, что будет востребовано в будущей профессиональной деятельности.

Дипломная работа является квалификационной работой выпускника. По уровню выполнения дипломной работы и результатам ее защиты государственной экзаменационной комиссией делается заключение о возможности присвоения выпускнику соответствующей квалификации «Экономист» по специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)» направление специальности 1-25 01 08-03«Бухгалтерский учет, анализ и аудит (в коммерческих и некоммерческих организациях)» специализации 1-25 01 08-03 03 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в промышленности».

.

 

 

1. Выбор темы дипломной работы.
Научное руководство выполнением дипломной работы

 

Тематика дипломных работ разрабатывается, ежегодно обновляется и утверждается на заседании кафедры. Тематика дипломных работ должна отвечать профилю обучения по специальности, быть актуальной, соответствовать современному состоянию науки, отражать характер работы организаций и решать конкретные задачи, стоящие перед субъектами хозяйствования. Темы дипломных работ и их руководители утверждаются приказом ректора университета.

Обучающимся предоставляется право выбора темы дипломной работы. Вместе с тем в одной академической группе темы, как правило, не должны повторяться. Обучающийся может предложить свою тему дипломной работы. В этом случае он должен обратиться к заведующему кафедрой бухгалтерского учета и финансового менеджмента в отраслях народного хозяйства с письменным заявлением, в котором обосновывается целесообразность выбора темы работы. При положительном решении вопроса тема дипломной работы включается в перечень тем кафедры.

Поскольку дипломная работа носит научно-исследовательский характер и является продолжением учебного процесса, то целесообразно при выборе ее темы учесть тематику ранее выполненных курсовых работ по специальным дисциплинам. Важно также учесть свои знания в данной области, практический опыт и возможность сбора практического материала для выполнения работы. Для обучающихся заочной формы получения образования целесообразен выбор тем дипломных работ, имеющих практическое значение для организации, где они работают.

Тематика дипломных работ закрепляется кафедрой бухгалтерского учета и финансового менеджмента в отраслях народного хозяйства за обучающимися дневной формы получения образования на 4 курсе, на  заочной формы – на 5 курсе (сокращенной формы обучения – на 4 курсе).

Закрепление за студентами тем дипломных работ проводится по личному письменному заявлению обучающегося (приложение 1) и по представлению кафедры оформляется приказом ректора.

Руководителями дипломных работ назначаются профессора, доценты, старшие преподаватели, а также и высококвалифицированные специалисты Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации, других вузов, организаций, организаций Белкоопсоюза и других учреждений.

При назначении руководителями дипломных работ аспирантов, ассистентов со стажем работы кафедра назначает в качестве консультантов профессоров, доцентов и старших преподавателей.

По предложению руководителя дипломной работы в случае необходимости кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным узконаправленным разделам дипломной работы. Консультантами по отдельным разделам дипломной работы могут назначаться профессора и преподаватели высших учебных заведений, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники учреждений и организаций Белкоопсоюза и других предприятий. Консультанты проверяют соответствующую часть выполненной дипломной работы и ставят на ней свою подпись, при необходимости готовят на свою часть работы отзыв.

В соответствии с темой руководитель выдает обучающемуся задание по подготовке дипломной работы, которое утверждается заведующим кафедрой. Задание оформляется на специальном бланке (приложение 2). Оно включает название темы дипломной работы, ее краткое содержание, календарный план с указанием очередности выполнения отдельных этапов и срока сдачи обучающимся законченной дипломной работы. Конкретные сроки выполнения отдельных параграфов и глав дипломной работы определяются в зависимости от специфических особенностей работы каждого студента по согласованию с руководителем.

Задание составляется в двух экземплярах: первый выдается обучающемуся на выпускном курсе перед производственной практикой, задачей которой является сбор данных для дипломной работы и обобщение информации по избранной теме; второй остается на кафедре и вместе с дипломной работой представляется к защите.

Руководитель дипломной работы обязан, кроме составления и выдачи задания по подготовке дипломной работы, оказать обучающемуся помощь в разработке календарного плана-графика на весь период выполнения дипломной работы, рекомендовать необходимую основную литературу, справочные и другие источники по теме дипломной работы, проводить систематические, предусмотренные планом-графиком консультации, контролировать ход выполнения работы вплоть до ее защиты, составить отзыв о дипломной работе.

Дипломная работа выполняется обучающимся в течение промежутка времени, отведенного для этого учебным планом, в соответствии с полученным заданием научного руководителя и соблюдением календарного графика.

 

 

2. Подбор и изучение литературных источников
и фактического материала

 

Успешному написанию дипломной работы способствует обстоятельное и творческое изучение литературных источников, критический подход к постановке учета и контроля, экономического анализа производственно-финансовой деятельности организации.

В дипломной работе используются соответствующие указы Президента и постановления Правительства Республики Беларусь, а также инструктивные указания по вопросам учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности, финансирования и кредитования, а также нормативно-справочные материалы.

Подбор литературы обучающийсят осуществляет самостоятельно. Это обогащает его дополнительными знаниями, прививает способность к самостоятельному принятию решений. При подборе литературы следует обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам, специальным каталогам рефератов, диссертаций, периодической печати. Возможен заказ библиографического перечня по теме дипломной работы на ЭВМ исходя из ключевых слов. Библиографию специальной литературы и журнальных статей можно получить в библиотеке университета. Большую помощь при подборе литературы могут оказать ссылки на опубликованные работы, имеющиеся в монографиях, брошюрах, статьях. Следует использовать материалы, опубликованные в специальных журналах и сборниках научных трудов и других периодических изданиях.

Выполнение дипломной работы предполагает обязательное изучение нормативных актов, статистических материалов, информации периодических изданий. В первую очередь следует использовать новейшую литературу.

Обучающийся должен подобрать и изучить литературу, освещающую как теоретическую сторону проблемы, так и действующую практику учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности обследованных организаций.

Подбирая литературу, следует обращаться к изданиям последних лет, так как в них наиболее полно отражена действующая практика учета, контроля и анализа, показано все то новое и прогрессивное в экономической работе организаций, что можно использовать при разработке и обосновании положений дипломной работы. Дословные тексты обязательно надо брать в кавычки, как цитату, и указывать полное наименование, место и дату издания, а также страницу источника. При изучении литературы необходимо проводить отбор и группировку полученных сведений. Это необходимо для анализа и сопоставления различных точек зрения авторов по дискуссионным вопросам.

Важным этапом самостоятельной работы по подготовке и написанию дипломной работы является сбор, обработка, систематизация и анализ практического материала по конкретной организации. Сбор материала производится студентами во время преддипломной практики. Прежде чем начать сбор материала, необходимо совместно с научным руководителем заранее продумать и определить, какие показатели надо подвергать изучению, за какой период, в каком объеме и т. д.

Собирая данные о состоянии бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности, обучающийся должен использовать информацию первичных документов, машинограмм и других регистров синтетического и аналитического учета.

Данные для анализа исследуемых показателей необходимо подбирать за период не менее трех лет деятельности изучаемой организации. Надо собирать данные не только по результативным показателям, но и по объемным с тем, чтобы детальнее раскрыть влияние отдельных факторов на уровень изучаемых показателей.

Собранный материал обучающийся должен практически оценить с точки зрения его достоверности, надежности и точности, систематизировать, тщательно обработать и оформить в виде таблиц, графиков, диаграмм и схем.

Основная задача подбора и изучения литературы – определение теоретической основы исследования темы дипломной работы.

 

 



Структура дипломной работы

 

Дипломная работа включает следующие компоненты:

· титульный лист;

· задание по подготовке дипломной работы;

· заказ организации на выполнение темы (если он имеется);

· справка о внедрении и экономической эффективности полученных результатов (если имеется);

· отзыв руководителя;

· отзыв консультанта (при необходимости);

· внешняя рецензия;

· реферат;

· содержание (оглавление);

· перечень условных обозначений, символов и терминов (если в этом есть необходимость);

· введение;

· основная часть (разделы, представляющие собой обзор литературных источников по теме, описание используемых методов и (или) методик, собственных теоретических и экспериментальных исследований, результаты расчетов и другие вопросы, определенные заданием; экономическое обоснование предложений и рекомендаций, определение экономической эффективности внедрения полученных результатов);

· заключение (выводы);

· список использованных источников;

· приложения.

Текст дипломной работы может быть написан на русском или белорусском языке.

Титульный лист является первой страницей дипломной работы и оформляется согласно приведенному образцу (приложение 3). Тема дипломной работы, указанная на титульном листе, должна совпадать с темой дипломной работы, определенной заданием по подготовке дипломной работы студента.

Реферат должен в кратком виде, в объеме до одной рукописной страницы, содержать сведения об объеме дипломной работы, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных источников; перечень ключевых слов.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста дипломной работы, которые в наибольшей мере характеризуют ее содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и оформляются в строчку, через запятую.

Текст реферата должен содержать следующие сведения:

· объект исследования или разработки;

· цель работы;

· метод исследования;

· полученные результаты, их новизну;

· экономическую эффективность и значимость работы;

· прогнозные предложения о развитии объекта исследования.

Примерное оформление реферата приведено в приложении 4.

Содержание (оглавление) включает введение, наименование всех частей дипломной работы с указанием номеров страниц, с которых они начинаются.

Введение должно отражать актуальность темы, оценку современного состояния решаемой проблемы, цель и задачи работы, основные и исходные данные для разработки темы, перечень примененных методов анализа, информацию о внедрении результатов, характеристику объема и структуры результатов.

Примерный текст введения приведен в приложении 5.

Основная часть дипломной работы должна содержать следующие сведения:

· данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной научно-исследовательской работы;

· обоснование выбора направлений исследования, методов решения задач и их сравнительную оценку;

· теоретические и практические исследования, методы исследования, методы расчета;

· обобщение и оценку результатов исследований, их достоверности.

Основная часть включает иллюстрации, таблицы и разделяется на разделы (главы) и подразделы (параграфы), каждый из которых должен содержать конкретную информацию.

Заключение включает в себя краткие выводы по результатам выполненной дипломной работы, оценку степени решения поставленных задач, рекомендации по конкретному использованию результатов проведенного исследования, оценку экономической эффективности их внедрения на практике.

Примерный образец оформления заключения приведен в приложении 6.

Список использованных источников содержит сведения о литературе, которая была использована при написании дипломной работы, и оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.-2003.

Приложения к дипломной работе подбираются в логической последовательности их использования в тексте дипломной работы. Состав приложений зависит от темы и содержания дипломной работы. В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые не включены в основную часть (например, образцы документов, учетные регистры, машинограммы, расчеты налоговых платежей и т. д.). Не допускается использование в качестве приложений ксерокопий.

 

Написание и оформление дипломной работы

 

Общими требованиями к дипломной работе являются следующее:

· целевая направленность;

· четкость построения;

· логическая последовательность изложения материала;

· глубина исследования и полнота освещения вопросов;

· краткость и точность формулировок;

· убедительность аргументации;

· конкретность изложения результатов работы;

· доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

· грамотное оформление.

К написанию дипломной работы обучающийся приступает после усвоения изучения методических указаний и рекомендуемой литературы, ознакомления с практикой учетно-аналитической работы, сбора и обработки необходимых данных конкретной организации.

В дипломной работе в соответствии с заданием должны быть детально освещены вопросы темы, проведен критический анализ литературных данных и отражены результаты самостоятельных теоретических и (или) экспериментальных исследований по изучаемым вопросам. В дипломной работе, кроме того, должны быть отражены вопросы технологии, стандартизации, экономики.

Дипломная работа, выполняемая обучающимися специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» специализации «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в промышленности», должна основываться на общей модели организации бухгалтерского учета, использовании отраслевых инструкций, исследовании действующей методики и практики постановки учета, анализа и контроля в организации.

В дипломной работе должны содержаться выводы и предложения по совершенствованию организации и методик бухгалтерского учета, анализа и контроля, способствующие эффективному управлению финансово-хозяйственной деятельностью организации.

Теоретические вопросы освещаются применительно к современным условиям хозяйствования и излагаются на основе литературных источников и материалов периодической печати. Кроме того, теоретические положения темы научного исследования важно увязать с организацией учета, анализа и контроля конкретного субъекта хозяйствования.

Краткая экономическая характеристика объекта исследования должна содержать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации, отражать состояние бухгалтерской, финансовой и аналитической работы. Материал данной главы дипломной работы обязательно необходимо увязывать с ее темой. Например, если тема дипломной работы связана с учетом и анализом основных средств, то краткая экономическая характеристика объекта исследования должна содержать материал об эффективности их использования. Примерный текст данного раздела приведен в приложении .

Разрешается не предоставлять объяснения, справки и сведения по вопросам, являющимся коммерческой тайной.

Текст дипломной работы в обязательном порядке должен содержать обзор литературы по теме исследования. В тексте должны быть ссылки на литературные источники согласно списку. Примерный текст данного раздела приведен в приложении .

Раскрытие методики бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности должно производиться на практическом цифровом материале. Для этого в приложениях к дипломной работе даются заполненные первичные документы, учетные регистры, машинограммы.

Дипломная работа обязательно должна иметь материал конкретной организации, соответствующие статистические данные Республики Беларусь по теме исследования, которые могут быть представлены в виде графиков, схем, диаграмм.

Собранные обучающимся данные о финансово-хозяйственной деятельности организаций (предприятий) служат основанием для составления аналитических таблиц, схем, графиков, диаграмм. Применяя современные приемы и методы исследования и используя сведения таблиц и расчетов, студенту необходимо осуществить анализ тех или иных показателей, предложить оптимальные варианты решения возникающих проблем с целью достижения положительного эффекта.

Дословное переписывание инструктивных материалов, налогового законодательства, содержания учебников и учебных пособий, а также неконкретные выводы и предложения, взятые из учебника, не допускаются.

Дипломная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена: 1,5 межстрочных интервала (размер шрифта – 14, тип шрифта – Times New Roman) на одной стороне листа формата А4.

Оформление формул осуществляется с помощью средств стандартных текстовых редакторов.

При оформлении текста следует соблюдать следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм и нижнее – 20 мм. Расчерчивать поля не разрешается.

Общий объем дипломной работы, – 70–80 страниц (без учета таблиц, рисунков и приложений). Дипломная работа должна быть переплетена или помещена в стандартную папку. Примерный объем отдельных частей работы следующий: введение – 4–5 страниц, заключение – 7–8, список используемой литературы – 3–4 страницы.

Нумерация страниц. Страницы дипломной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, включая список литературы и приложения. Номер страницы проставляется внизу страницы посередине без точки в конце.

Титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию страниц, однако номера на них не проставляются. Дипломное задание, реферат, отзыв и рецензия в общую нумерацию страниц не включаются.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, распечатки с ЭВМ включают в общую нумерацию страниц.

Нумерация разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов. Главы, параграфы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами.

Заголовки структурных элементов дипломной работы (РЕФЕРАТ, СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ) и разделов (глав) основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и писать (печатать) прописными буквами не подчеркивая, отделяя от текста двумя межстрочными интервалами.

Главы и подразделы должны иметь заголовки. Слово «Глава» не пишется. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Каждая глава, а также введение, заключение, реферат, содержание, список использованных источников начинаются с новой страницы, которые включаются в общую нумерацию работы.

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, рисунки) следует располагать в дипломной работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в дипломной работе.

Каждая иллюстрация должна иметь название, которое следует располагать под ней. При необходимости перед названием рисунка помещаются поясняющие данные.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами в пределах главы. Например, второй рисунок в первой главе – рис. 1.2.

Если в дипломной работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «Рис.» под ней не пишется.

Таблицы. Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц и приложений.

Таблицу следует располагать в дипломной работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в дипломной работе. Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами в пределах главы. Например, в главе 1 – таблицы 1.1, 1.2, в главе 2 – таблицы 2.1, 2.2 и т. д. Каждая таблица должна иметь заголовок. Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится.

Название таблиц располагают слева, без отступа, жирным (слово таблица и ее номер – 11 – 12 шрифтом, название таблицы ‑14 шрифтом). Шапку таблицы 11 шрифтом, одинарным интервалом. Данные в таблице оформляют 12 шрифтом, одинарным интервалом. За таблицей 12 шрифтом указывают источник.

Заголовки граф таблицы необходимо записывать в единственном числе. Они должны начинаться с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если последние подчиняются заголовку.

Графу «№ п/п» в таблицу включать не следует.

Таблицу необходимо размещать так, чтобы читать ее без поворота работы, если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.

При переносе таблицы на другую страницу ее головку следует повторить и над ней разместить слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера. Заголовок таблицы не повторяется.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке отсутствуют, то ставится прочерк.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной и той же единице измерения, то ее обозначение помещается над таблицей справа.

Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процентов, обозначение марок материала, обозначения нормативных документов не допускается. Пример оформления таблицы приведен в приложении 7.

Ссылки на источник проставляются в квадратных скобках (косых – в случае печатания на машинке) в виде номеров, под которым он значится в библиографическом списке. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитат) указываются и страницы, на которых помещается используемый источник, например [6, с. 4 – 6].

При использовании прямой речи заимствованный текст берется в кавычки с указанием номера источника по списку литературы и страницы. Студент может своими словами передать информацию, полученную из определенного литературного источника, указав при этом фамилию и инициалы автора. В конце косвенной речи в квадратных скобках следует указать номер источника по списку литературы и страницу.

Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки, например (табл. 1.2), (рис. 1.4).

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. От текста внизу и вверху формула или уравнение должно быть отделено пробелом не менее одной свободной строки. Если уравнение не помещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=), после знака плюс (+) или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке.

Формулы и уравнения следует нумеровать в пределах дипломной работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Если в дипломной работе только одна формула или уравнение, их нумеровать не следует.

Пояснение значений символов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. После формулы ставят запятую, затем с новой строки от левого края – слово «где» (без двоеточия после него), за ним – обозначение первой величины и после тире его расшифровку, далее с новой строки – каждое следующее обозначение и его расшифровку. В конце каждой расшифровки ставят точку с запятой, а в конце последней – точку.

Список использованных источников. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 по образцу, приведенному ниже.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 156.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...