Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II.1. Приемы графического изображения проектов




 

Чертежи объектов ландшафтной архитектуры должны быть точными, наглядными и содержать необходимые размеры и пояснения.

В начале проектирования для выявления наиболее целесообразного проектного решения выполняются эскизы, разнообразные по графическому оформлению. Несмотря на широкое применение в современном проектировании компьютерной графики, ландшафтному архитектору для приобретения практических навыков лучше использовать традиционные приемы изображения – технику линейной графики, отмывку, фотомонтаж, аппликацию и т.п.

Для выполнения чертежей можно использовать самые различные графические приемы и материалы – в зависимости от назначения чертежа и его сложности, и проектная документация может включать целый комплекс чертежей: различные виды ортогональных, аксонометрических, перспективных чертежей, а также макеты. Графический язык ландшафтного проекта достаточно прост и лаконичен, овладение им не представляет большой сложности. Однако чем выше графическое мастерство архитектора, тем убедительнее он сможет изобразить то, что им задумано.

Генеральный план (генплан). Это основной чертеж для всех объектов ландшафтной архитектуры, дающий представление о расположении всех элементов на местности. Он выполняется на топографической съемке с горизонталями (линиями, обозначающими рельеф местности), с вертикальными отметками относительно уровня моря, с указанием всех сооружений, растительности и водных устройств. Генплан ландшафтных объектов выполняется в масштабах 1:500; 1:200; 1:100. Планы зданий и сооружений принято показывать как вид кровли сверху, либо как план первого этажа с целью выявления связи внешнего пространства и интерьера.

  Для ландшафтных объектов большой площади (100 – 1000 га и более) генплан выполняют в масштабе 1:1000; 1:2000 и сопровождают его необходимыми фрагментами в масштабе 1:500; 1:200; 1:100.

Генплан выполняется как в графике, так и в технике отмывки с применением цвета. Может быть использована штриховка рапидографом или рейсфедером, а также монохромная отмывка тушью. Наиболее удачным бывает выполнение генплана с применением акварели или гуаши.

Дендрологический план (дендроплан).

Чертеж выполняется на основе генерального плана в том же масштабе. Это тоже основной чертеж ландшафтного проекта, на котором наносятся все сооружения, дороги, водоемы и показаны деревья и кустарники с помощью условных обозначений, различных для существующих и проектируемых деревьев и кустарников. Насаждения одного вида обозначают точками, которые объединяют линиями и рядом с ними помещают в виде дроби показатели: в числителе – номер по ведомости посадочного материала, а в знаменателе – количество растений в группе, в ряду или в массиве. На дендроплане помещается ведомость посадочного материала с указанием общего количества растений каждого вида и общего количества растений, а также используемые условные обозначения.

Рабочие чертежи включают детали и фрагменты плана и, как правило, выполняются в масштабе 1:500; 1:200; 1:100.

Проекты малых архитектурных форм, водных устройств, детали сложных рисунков мощения, детали цветочных композиций разрабатываются в более крупных масштабах – 1:50; 1:25. В этой стадии рабочего проекта выполняются разбивочные чертежи, которые используются при вынесении в натуру плана участка и дорог и тропиночной сети. Здесь же помещаются чертежи типов конструкций всех видов покрытий и их объемы.

На посадочном чертеже, который может быть совмещен с дедропланом, показываются посадочные места всех высаживаемых по проекту растений, их привязка к разбивочным осям, к опорным сооружениям, либо к дорогам, соотнесенным с геодезической сеткой.

Поперечные профили, разрезы и развертки ландшафтного объекта (сквера, малого сада, бульвара и др.) выполняются в масштабах 1:200; 1:500. Они дают представление об общей композиции ландшафтного объекта, горизонтальных и вертикальных членениях, о взаимосвязях сооружений, их конструктивных решениях. Размеры, указанные на разрезах,  представлены в виде размеров между осями несущих конструкций и в виде отметок- уровней справа и слева от чертежа, привязанных к существующему рельефу.

Перечисленные чертежи в реальном рабочем проектировании являются документами, на основании которых происходит разбивка проекта в натуре и составление сметы на производство работ при условии их предварительного согласования в соответствующих инстанциях. В курсовых и дипломных студенческих работах они представляют собой иллюстративный материал, подлежащий защите автором на заседании кафедры или аттестационной комиссии.

 Макет  является прекрасным дополнением к рабочим чертежам. Он выполняется с целью получить более наглядное изображение ландшафтного объекта, чем ортогональный чертеж, аксонометрия или перспектива.

 Рабочее макетирование является важнейшим в проектировании ландшафтных объектов.  Оно способствует творческому поиску, развитию пространственного воображения, позволяет лучше ощутить размеры пространства и архитектурную пластику форм.

Материалы для учебных макетов должны иметь выразительную, четкую фактуру и быть хорошо склеивающимися. Для создания рельефа используют картон, папье-маше, пенопласт и др. Для изображения зеленых насаждений применяют срезы веток, засушенные плоды или соцветия растений, бамбук, проволоку, обрезки карандашей, поролон. Для имитации водных устройств может использоваться стекло, тонированная чертежная бумага, пластмассы, целлулоид. Изображения композиций из камней выполняют из естественных мелких камушков, но подойдут также пластилин и мел. Цвет надо вводить в макет очень осторожно, чтобы он не разрушал целостность композиции. Основание макета должно быть достаточно жестким. В отличие от учебного макета, демонстрационный макет выполняется из высококачественных материалов и особо тщательно.При выполнении макета можно использовать различные по виду, фактуре, текстуре, плотности бумагу и картон. В макете важно показать мощение, газоны, цветники, водоемы, кустарники и деревья. Степень условности всех элементов должна быть единой. Макет красить не рекомендуется, можно использовать тонированную бумагу.

 

II.2. Способы изображения природных элементов

На чертежах

 

Графическое изображение природных элементов на чертежах условно, но должно соответствовать принятому масштабу. Кроме того, графическая форма должна выражать характер изображенного объекта.

Ландшафтная графика, изображающая растения, использует рисунок как средство графического искусства и основана на знании дендрологии. Рисунок придает наглядность и определенные эстетические качества изображаемым предметам, а знание ботаники помогает выразить характерные декоративные качества древесных пород. В ландшафтном проектировании используются методы начертательной геометрии. Условное изображение объекта в определенном масштабе может быть дано на чертежах в ортогональной проекции. Для объемно-пространственного изображения, включая построение теней, используются аксонометрия и перспектива.

По технике исполнения различают изображения светотеневые или линейные (наиболее распространенные). При этом существуют две крайности в изображении растительности. С одной стороны, может быть излишне натуралистическое изображение растений, когда чересчур детально вырисовывается структура растения, включая даже нетипичные признаки (болезни, неправильности в развитии). Это нежелательно, так как нарушает ясность прочтения чертежа. С другой стороны, наоборот, растения изображаются слишком условно, в виде непонятных пятен, вне всякого сходства с растениями, их величиной и формой кроны. Иногда такое изображение представляет собой всего лишь формальное заполнение пространства, не связанное с ландшафтными композициями и вообще с природой. Поэтому для изображения на чертежах условно принимается форма кроны каждой породы дерева при нормальном его развитии и в среднем возрасте.

Для ландшафтной графики основное значение имеют высота растения и форма его кроны, которая зависит от условий произрастания дерева (освещения и ветра). На плане должны быть показаны изображения деревьев в том же масштабе и в таких габаритах, которые соответствуют среднему возрасту дерева.

Известны следующие основные природные формы крон:

· раскидистая (вяз, сосна обыкновенная, дуб черешчатый, ива ломкая)

· шаровидная (яблоня ягодная, рябина круглая, вяз перисто-ветвистый)

· колонновидная (клен остролистный, тополь пирамидальный)

· овальная (каштан конский, клен белый)

· зонтичная (сосна итальянская, айлант)

· пирамидальная или конусовидная (ель, пихта)

· яйцевидная (дуб скальный, липа войлочная, кедр)

· плакучая (береза бородавчатая, ива вавилонская)

· стелющаяся (можжевельник казацкий, кедровый стланец)

· лианообразная (вьющаяся) – (виноград амурский, жимолость каприфоль, роза плетистая)

При проектировании, в стадии эскизного проекта, пользуются обобщенной силуэтной формой крон, но в рабочем проектировании желательно в ортогональных проекциях детализировать изображения растений, особенно в крупном масштабе. Крона дерева может быть ажурной, сквозистой, а может быть и плотной, массивной. Ажурная крона пропускает солнечные лучи, увеличивая игру света и тени, в то время как плотная крона, напротив, создает им препятствия и может закрывать собой архитектурные сооружения, искажая замысел автора.

Используя декоративные качества растений, можно создавать бесчисленное множество композиций из деревьев и кустарников и достаточно достоверно изображать их на чертежах, особенно если изучить закономерности конструкции дерева, - повторяющийся ритм ветвления. Он состоит в том, что длина веток и густота листьев уменьшаются в направлении к стволу и увеличиваются к наружному контуру дерева. Для большинства хвойных деревьев характерно расположение веток в виде мутовок, когда из одного места ствола развиваются несколько веток, создавая своеобразные “ярусы”, по количеству которых определяют возраст дерева.  

На основе изучения декоративных и “конструктивных” признаков дерева, его ствола и ветвей, плотности ветвления, увеличивающейся к контуру кроны, можно графически изобразить дерево так, что оно не заслонит собой сооружение и будет восприниматься в ансамбле с ним и с окружающим ландшафтом. Этот конструктивный способ изображения дерева удобен в применении к зимнему и осеннему ландшафту, когда деревья сбросили листву.

Другой способ изображения – силуэтный. Силуэт дерева – это характерное очертание его кроны, выраженное иногда всего одной линией, а иногда – сплошным фоном. В ландшафтной архитектуре силуэты образуются солитерами или декоративными группами деревьев на фоне массива. Таким способом можно изображать практически все породы деревьев, но при этом рисунок должен основываться на контуре кроны. Массы зеленых насаждений должны быть обобщены, в то время как солитер прорисован особенно тщательно. Силуэтный способ изображения более всего способствует созданию впечатления от ландшафтной композиции.

Третий, орнаментальный, способ изображения растений предполагает более углубленное изучение их биологических качеств, равно как и декоративных. Изображения деревьев учитывают ритм расположения на них листвы, создающей своеобразную мозаику. Замечено, что форма кроны у многих деревьев тождественна форме листа. Особенно ярко это можно увидеть у липы, лист которой, имеющий сердцевидную форму, дает представление об очертании кроны.

Все три способа могут употребляться как в отдельности, так и в сочетании: конструктивно-орнаментальный, конструктивно- силуэтный, и т.п. Так же произвольно выбирается графика. Наиболее проста линейная графика, которая сводится к рисунку карандашом, рейсфедером, пером, рапидографом, тонким фломастером, – по выбору студента. Графическое изображение создается с помощью линий, различных по характеру начертания. Линии могут быть сплошными и прерывистыми, толстыми и тонкими, прямыми и кривыми и могут иметь различную тональность. Элементы ландшафта, их динамика, масса, даже вес, могут быть выражены с помощью линий, контрастных или нюансных сочетаний их толщины, а также их ассоциацией с законами зрительного восприятия. Например, ощущение устойчивости может быть вызвано вертикальным построением линий; горизонтальное построение линий способствует ощущению покоя, простора; диагональное – традиционно связано с впечатлением динамики, движения, а кривые линии в зависимости от их начертания передают ощущение текучести или замкнутости.

Другие элементы ландшафтной архитектуры: водные поверхности, камни, мощение, эффект отражения в воде можно передать различными приемами штриховки. Форму камней передают, моделируя ее штрихом или линией разной толщины, но можно использовать и тон, который придает изображениям материальность и убедительность. Тональность и объемность изображения лучше всего достигается в технике отмывки тушью или акварелью, одним из наиболее сложных видов графического выполнения чертежей.

Отмывка представляет собой способ последовательного наложения тона на более отдаленные части чертежа при сохранении более светлыми элементов переднего плана.

В этом виде графики достигается передача тоновых отношений, а при использовании акварели, - и цвета элементов ландшафтной композиции и окружающей среды - неба, земли, воды. Кроме того, что не менее важно,- преследуется цель обобщения в целостную систему цветовой гаммы всех элементов. При размещении на чертеже фрагмента ландшафта следует особенно тщательно прорисовывать элементы переднего плана. При этом формы растений не должны повторять формы сооружений, а напротив, контрастировать с ними, хотя и выполняться в одном графическом приеме.

Сравнительно небольшие размеры малых архитектурных форм требуют их изображения в крупном масштабе, поэтому в проектах следует выбирать графические приемы, которые обеспечивают проработку деталей, а также передачу фактуры и цвета материала.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство.- М.: Агропромиздат, 1988

2. Вергунов А.П., Денисов Н.В., Ожегов С.С. Ландшафтное проектирование. - М.: Стройиздат, 1994.

3. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. – М., Архитектура-С, 2004.

4. Залесская Л.С., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура.- М.: Стройиздат, 1979.

5.  Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна. – Харьков, 2002.

6. Саймондс Дж. О. Ландшафт и архитектура.- М.: Стройиздат,1965.

7. Сычева А.В. Ландшафтная архитектура. – Минск: Оникс, 2004.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Определение понятия композиции.

2. Какое отношение называется “Золотое сечение”

3. Основные типы композиции

4. Основные признаки “Статичной” композиции

5. Основные признаки “Динамичной” композиции

6. Дать понятие “Изобразительного поля” и “Зрительного центра”

7. Основные виды взаимодействий композиционных элементов. Составить из объёмных геометрических фигур композицию «Статика»

8. Понятие и составление из объёмных геометрических фигур “Метрического ряда”

9. Характеристика “Ритмического ряда”

10. Понятие “Композиционный центр”, ”Композиционная ось”

11. Классификация плоскостных композиций (схема)

12. Основные виды объёмно-пространственной композиции

13. Дать понятие симметрии и асимметрии. Изобразить вариант композиции цветника

14. Дать определение “Масштабности” и “Тектоники”

15. Классификация объёмно-пространственных композиций (схема)

16. Значение цвета в композиции

17. Основные свойства объёмно-пространственных форм

18. Задачи и цели макетирования. Основные требования, предъявляемые к макетам

19. Назвать свойства ландшафтных форм

20. Привести примеры и назвать средства фронтальной ландшафтной композиции

21. Привести примеры и назвать средства объёмной ландшафтной композиции

22. Привести примеры и назвать виды и средства глубинно-пространственной архитектурно-ландшафтной композиции

23. Привести исторические и современные типологические примеры и назвать композиционные приёмы организации центрического пространства

24.  Привести исторические и современные типологические примеры и назвать композиционные приёмы организации линейно-осевого пространства

25.  Привести исторические и современные типологические примеры и назвать композиционные приёмы организации полицентрического пространства

26. Что такое зрительный центр и композиционный центр, в чем их различие?

27. Что такое линейная, воздушная и обратная перспектива?

28.  Ритмическое движение в композиции и его значение

29.  Назвать основные средства композиции (формат, пространство, одноплановое и многоплановое, равновесие, симметрия и асимметрия, динамика и статика, движение и ритм, светотень и объем, цвет, декоративность изображения и целостность)

30.  Основные приемы композиции (определение композиционного центра и равновесия по цвету, тону и массе)

31.  Что такое спектр? Назовите спектральные цвета

32.  Колорит и его закономерности

33.  Какие цвета называются хроматическими, а какие ахроматическими?

34.  Назовите три основных свойства цвета и охарактеризуйте их

35.  Какие цвета называют холодными, а какие теплыми?

36.  Назовите их в сравнении друг с другом

37.  Какие пары цветов дополняют друг друга?

38.  Как получить оттенки разного цвета?

39.  Что такое локальный цвет предмета? Как он изменяется при различном освещении?

40.  Объяснить значение слов «колорит», «композиция», «светотень»

 

 

Тестовые задания по вариантам

 

Последняя цифра зачётки Номер вопроса 1 Номер вопроса 2 Номер вопроса 3
1 3 12 37
2 5 14 40
3 22 1 24
4 15 7 39
5 8 26 2
6 13 21 33
7 31 4 23
8 6 25 32
9 9 36 11

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1102.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...