Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Линейно-осевой тип пространственной организации




2.1.Террасный сад Раннего Возрождения.

Композиционные приёмы: Небольшое пространство, поднятое над окружением на высокой подпорной стене, открытое во внешнюю среду. Нет высоких средневековых стен, ограждение – парапет. Простые композиции террас, строятся при помощи коротких видовых продольных(относительно террас) осей.Онисамостоятельны, композиционно равнозначны и не связаны между собой. Отсутствуют вертикальные элементы, членящие пространство. Доминирует человек. Сад – созданное человеком пространство, «парит» над природой, созданной богом. Окружающая природа, внизу вдалеке, включается панорамой в композицию террас, подчиняясь величию и творческой воле человека, подчёркивая его «надприродность». Эффектно используются открытые в эпоху Возрождения приёмы воздушной перспективы. Сад отличается элегантной скромностью, лёгкостью пропорций и изящной простотой форм. Пространства террас воздушны, открыты, соразмерны человеку и спокойно, беспрепятственно перетекают вниз по холму, «воспаряя» за границами сада.

2.2.Террасный сад Высокого Возрождения

Композиционные приёмы: Композиция значительного пространства сада утрачивает свободу, напротив приобретает иерархичность и жёстко связывается главной композиционной осью,направленной перпендикулярно террасам (вдоль которой строится главная перспектива, соединяющая основные композиционные центры), а также пересекающими её второстепенными осями перспектив,направленными вдоль аллей. Садовое пространство делится на две части: доминирующий партер, расположенный на нижней террасе, и ряд узких поднимающихся выше террас, нанизанных на главную композиционную ось. Террасы связываются между собой садовыми лестницами. Гладкие водные партеры подчёркивают стабильность и покой. С нижней террасы открывается панорама на внешнее окружение.

2.3.Террасный сад Барокко

Композиционные приёмы: Композиция связана в единый ансамбль сильной перспективной осью, стремительно разрезающей пространство склона по вертикали вниз. На главную композиционную ось нанизана пружина садовых террас, каскадных лестниц и партер. Главная узкая перспектива, направленная поперёк рельефа, пересекается множеством второстепенных перспектив вдоль горизонталей, но не имеет завершения, поскольку партер содержит два равнозначных центра, расположенных симметрично относительно оси. Главный элемент композиции – каскадная лестница.Композиция замкнутая. Связь с внешним окружением композиционно не выявлена.

В террасном саду барокко в разных формах и проявлениях изобилует «дикая» природа. Она наступает, нависает, давит крупными массивами растительности, обрушивается водными каскадами, разверзается ущельем или пропастью. Дворец расположен на гребне холма, композиции террас содержат значительные вертикальные членения, - они утяжелены массивами боско (рощиц), между которыми зажаты узкие сомкнутые аллеи, формирующие узкие перспективы поперёк рельефа. Всепоглощающему буйству природы противопоставляется открытый, дробный, изящный кружевной партер, символизирующий «цивилизованность».

 Утрачена соразмерность форм, звуков, цвета, характерная для эпохи Возрождения. Изменился пропорциональный строй и характер партера. Партер барокко состоит как бы из «разобранных» элементов партера Возрождения и трансформированных до мелких завитков арабесок. Спокойный ритмичный цельный партер Возрождения в садах барокко «растрескался» и превратился в измельчённый, нервный, как бы раскрепованный партер, по аналогии с архитектурными постройками. 

Быстротечность наглядно демонстрирует вода в экспрессивных и звучных композициях фонтанов и каскадных «водных театров». Часто главным элементом является Водяной театр. Архитектурно оформленный водяной поток спускается с горы множеством водопадов и каскадов навстречу главной визуальной оси. Используются специфические приёмы: «шутихи», «звукоподражающие устройства». Наиболее выражающие мировосприятие барокко – приёмы, иллюзорно раздвигающие границы сада, т.е. превращающие реальную конечность в кажущуюся бесконечность, - приёмы «ах-ах» и живописные «обманки».

2.4. Сад Классицизма

Композиционные приёмы: Подчёркнуто горизонтальная композиция грандиозного «героического» масштаба стремительно разливается в бесконечность. Подчинение пространства монументального масштаба посредством строгой иерархии пространств и композиционных центров, связанных длинными осями лучевых перспектив. Главная композиционная ось «удерживает» композиции монументального масштаба: водные зеркала, бассейны, террасы, зелёные ковры и кружевные партеры. Скульптуры лежат на фоне воды и газонов, не нарушая грандиозной горизонтальности композиции. Сильная горизонтальная композиция с обширными дальними перспективами создаёт иллюзию того, что и за пределами видимости, вся земля устроена в таком же строгом порядке. Здесь частное подчинено общему. Нельзя отвлечься красотой отдельного растения – цветы собраны в ковровые композиции, а деревья в стриженые массивы. Пропорциональный строй, в котором вертикали незначительны и обеспечивают только один, всё подчиняющий себе центр – дворец.

 

Плоскостной-полицентрический тип пространственной организации

3.1. Пейзажный сад эпохи Просвещения

Композиционные приёмы: Сад создаётся либо на основе существующего естественного пейзажа, либо в подражание ему. Пространство разрабатывается как сценарий сменяющихся пейзажных картин, образованных растениями, водоёмами, полянами, холмами. В саду отсутствуют прямые аллеи, поскольку их нет в природе. Выявляются достоинства естественного пейзажа. Созданные растительные композиции гармонично сливаются с окружающей местностью. Однако архитектурные сооружения и скульптура эффектно «позируют» на природном фоне.

3.2. Сад модерна

Композиционные приёмы: Композиция центричная, в центре – дом, вокруг него развиваются пространства полян. Подчинение небольшого пространства короткими видами, строящимися из внутренних помещений дома. Круговое развитие композиции. Открытость в космос.

В доме центром является холл с камином, перекрытый шатром, объединяющий в целое различные функциональные зоны. В основании шатра – ряд окошек, подчёркивающих связь дома с парком, природой. Т.е. и внутреннее и внешнее пространства развиваются на основе принципа подобия. Садовые пространства также представляют собой вариации на тему какого-либо одного композиционного приёма. Садовые композиции небольшие, пластические, асимметричные, динамически уравновешенные. Сад разбит на ряд разносюжетных пространств. В качестве композиционных фокусов многочисленных видов использовалась растительность.

 

I.4. Приёмы архитектурно-планировочной и объёмно-пространственной композиции

I.4.1. Приёмы планировочной и глубинно-пространственной организации ландшафтных пространств

При создании «точечно-центрических» ландшафтных композиций применяются следующие приёмы:

1 Главным пространствоорганизующим элементом является один доминирующий центр;

2 Компактное замкнутое пространство делится на ряд равнозначных микропространств со своими центрами, сгруппированных вокруг главного центра и подчинённых ему;

3 Задаётся несколько равноценных направлений движения от и к главному центру;

4 В построении пейзажей участвуют короткие внутренние виды или перспективы, строящиеся веерообразно от и к главному композиционному центру;

5 Если необходимо зрительное удлинение пространства, то для усиления глубинности применяется приём «ложной перспективы» (сужение аллей, уменьшение пространственного ритма). При этом группы растений на переднем плане должны быть крупнее и плотнее, ярче по цвету, а на заднем плане – высаживают ажурные, «прозрачные» и более низкие растения, желательно холодных, сине-голубых тонов. Расстояния между деревьями сокращают. Это создает иллюзию линейной перспективы.

Для «линейно-осевых» композиций характерны следующие приёмы:

1 Главным пространствоорганизующим элементом является ось, которая имеет композиционное начало (напр., дом, видовую площадку) и завершение (напр., водоём, фонтан, поляну), т.е. два доминирующих центра;

2 Главные композиционные центры (дворец, здание усадьбы, партеры, водоёмы, фонтаны, главная аллея и т.д.) располагаются на оси;

3 Организация движения осуществляется по двум схемам: вдоль оси и параллельно ей или организуется кольцевая дорожно-тропиночная сеть, многократно пересекающая ось в перпендикулярном направлении;

4 Вдоль оси строится главная перспектива пространства, для её обогащения создаются кулисы;

5 Разнообразию зрительных впечатлений служат короткие разнонаправленные перспективы, сопутствующие движению вдоль главной оси и подчиняющиеся главной перспективе;

6 Если необходимо создание постепенного перехода от более мелкого масштаба камерных пространств вокруг дома к более крупному масштабу на периферии сада применяется приём «обратной перспективы», который заключается в возрастании пространственного ритма за счёт постепенного укрупнения пространств и расширения открывающихся видов;

7 Водоём располагают перпендикулярно или вдоль главной оси:

а) периферийное расположение водоёма перпендикулярно оси определяет его фронтальное использование в парковой композиции преимущественно с двух сторон и фронтальное расположение видовых точек. В построении пейзажей участвуют: перспективы вдоль главной композиционной оси, сопутствующие короткие перспективы, панорамы берегового пространства;

б) расположение водоёма вдоль главной композиционной оси обеспечивает его использование в парковой композиции минимально с трёх сторон и даёт возможность устройства большего количества видовых точек. В построении пейзажей участвуют: перспективы вдоль главной композиционной оси, сопутствующие короткие перспективы, панорамы ближнего и дальнего видов, панорамы береговых пространств.

В «плоскостных-полицентрических» композициях применяются следующие приёмы:

1 Главным пространствоорганизующим элементом является планировочный элемент, задающий многовариантное разнонаправленное криволинейное движение;

2 Пространство содержит множество сопоставимых по композиционному значению центров;

3 Построение перспектив и видов подчинено идее направления движения по криволинейной траектории – применяется система «центробежных фокусов». Суть композиционного построения заключается в том, что линия, соединяющая точку зрения с фокусом перспективы или вида, всегда перепендикулярна радиусу данного криволинейного участка, что и создаёт эффект центробежной силы;

4 Для разделения пространства организуется система перетекающих ложно-замкнутых микропространств.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 914.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...