Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

I.2. Зрительное и психологическое восприятие




Природной среды

 

Психоэмоциональное воздействие различных форм и пространств на человека было замечено ещё в древности и использовалось на всём протяжении истории. Для утверждения власти и порядка из палитры композиционных средств в качестве главных выбирались симметрия, метр, крупномасштабность форм и пространств, подавляющая человека (Древний Египет, Древний Рим, Классицизм Франции эпохи абсолютизма). Для выражения свободы предпочитались лёгкие пропорции, соразмерные, масштабные человеку формы и пространства, асимметрия (Древняя Греция, Возрождение, Романтизм, Модерн).

В ландшафтном проектировании необходимо учитывать зрительно-психологическое восприятие человеком пространства, тех или иных объемов, характера их размещения в пространстве, вызывающие самые различные эмоциональные реакции.

На основе глубокого знания общих законов психологии восприятия в древнем Китае строились так называемые пейзажи настроения, которые по производимому на человека впечатлению подразделялись на «устрашающие», «смеющиеся» и «идиллические».

 Известный американский ландшафтный архитектор Джон Ормсби Саймондс определил ряд эмоционально-психологических ощущений, которые вызывают разные пространства, сформированные различными приемами ландшафтного дизайна, дополненные современным цвето-световым и звуковым оформлением.

Так, напряжение вызывают: «неустойчивые формы; дробная композиция; пронзительные звуки; непрерывная интенсивность цвета; незнакомые элементы; резкий ослепляющий или вибрирующий свет; жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности».

Напротив, «простота, мягкий свет, успокаивающий звук, объем, который может меняться от интимного до грандиозного, но при этом насыщен спокойными цветами: белыми, серыми, синими, зелеными; плавные линии, горизонтальность» - все это способствует эмоциональной разрядке, отдыху.

«Ощущаемое ограничение; очевидная западня; отсутствие точек ориентации; скользкая плоскость пола; опасность; наклоненные, искаженные или разбитые плоскости; острые выступающие элементы; тусклость, темнота, мрачность; бледный, трепещущий или, наоборот, ослепляющий свет; ненормальный монохроматический цвет» – безусловно вызывают у людей отрицательные эмоции, испуг.

В то же время «свободное пространство; гладкие, плавные формы и узоры; возможность вихревого движения; теплые, яркие цвета; возможность театрализованности; веселые бодрые звуки; мимолетный, сверкающий, мерцающий свет; движение и ритм, выраженные в сооружении; отсутствие ограничений – все это условия для создания атмосферы веселья и непринужденности.

Если же требуется обстановка, способствующая созерцанию, то требуется «отсутствие резких отвлекающих контрастов; ощущение изолированности, уединения, отрешенности, безопасности и покоя; низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием; мягкий рассеянный свет; спокойные нейтральные цвета».

Известно, что желтый цвет вызывает ощущение тепла, солнечного света, веселья. Оранжевый цвет, тоже теплый, праздничный, вызывает радость. Наиболее активен красный цвет, повышающий настроение. Совершенно иные эмоции вызывают другие тона спектра: ощущение холода, строгости и тяжести характеризует синий цвет. Голубые оттенки действуют как чистые, ясные. Зеленый цвет, преобладающий во всех растениях, успокаивает, объединяет, связывает воедино растительные композиции. Нейтрален и одновременно контрастирует со всеми цветами белый цвет.



I.3. Типы архитектурно-планировочного и пространственного решения садово-парковых пространств (на примерах исторических садов)

 

В истории садово-паркового искусства Европы сложилось несколько типов пространственных композиций, которые появились в разные исторические периоды и были отражением мировосприятия человека. В соответствии с представлениями о комфортном пространстве выбирались определённые приёмы его построения, складывавшиеся в набор и формировавшие тип пространства, характерный для того или иного исторического периода.

На основе анализа особенностей мировосприятия и концепций отношения к пространственным характеристикам выявляются следующие исторические типы пространств:

Точечно-центрический тип пространственной организации

(Греческий сад-перистиль, римский атриумно-перистильный сад, клуатр средневековья)

Композиционные приёмы: Замкнутое, защищаемое стенами миниатюрное пространство, изолированное от внешнего окружения. Центричная композиция. Все виды внутренние. Композиционный центр – мегарон, очаг, бассейн для воды, символический элемент – фонтан, розовый куст.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 506.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...