Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

I.1 Свойства форм и средства композиции




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Московский государственный университет леса»

 



Факультет ландшафтной архитектуры

Архитектурная и компьютерная графика

 

 

«СОГЛАСОВАНО»   «УТВЕРЖДАЮ»
Декан ФЛА, канд. с/х.н.,доцент   Проректор по учебной работе, к.т.н., профессор
     
                        Фролова В.А.                           Тулузаков Д.В.
     
«   »                              2016 г.   «   »                              2016 г.

 

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

“ графика и композиция”

 

Направление подготовки

Ландшафтная архитектура

                                                    (уровень бакалавриата)

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

    

                     

                                                                       

 

Мытищи 2015 г.

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ГЛАВА I. ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОЙ КОМПОЗИЦИИ (ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ)

I.1. Свойства форм и средства композиции

I.2. Зрительное и психологическое восприятие природной среды

I.3. Типы архитектурно-планировочного и пространственного решения садово-парковых пространств (на примерах исторических садов)

I.4. Приёмы архитектурно-планировочной и объёмно-пространственной композиции

I.4.1. Приёмы планировочной и глубинно-пространственной организации ландшафтных пространств

I.4.2. Приёмы объёмно-пространственного построения композиционных центров

ГЛАВА II. ГРАФИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

II.1. Приемы графического изображения проектов

II.2. Способы изображения природных элементов на чертежах

 

 




ГЛАВА I. ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ ЛАНДШАФТНЫХ ОБЪЕКТОВ (ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ)

I.1 Свойства форм и средства композиции

 

  При проектировании ландшафтных объектов решаются в комплексе функциональные, конструктивные и художественные задачи. Функциональное решение включает в себя размещение на территории объекта всех элементов в соответствии с их назначением и прокладку удобной дорожно-тропиночной сети. Жизнеспособность и прочность проектируемого объекта обеспечивается инженерно-технологическим и конструктивным решением. Создание художественного образа достигается при помощи законов и приемов архитектурной композиции.

Под композицией следует понимать художественное построение произведения. Композиция является средством раскрытия идейного и художественного содержания того или иного произведения. Материалом ландшафтной композиции, так же как и архитектурной, является пространство. Пространство организуется при помощи форм (объёмных и плоскостных). В качестве плоскостных форм выступают поверхность земли с покрытием, газоном и цветниками, плоскостные водные устройства, площадки, разные по функциональному назначению и, наконец, соединяющие их пешеходные и транспортные дороги; объемных - группы растений, малые архитектурные формы, скульптура, визуальные коммуникации, элементы оборудования, сооружения. Взаимосвязь пространства, плоскости и объема определяется объемно-пространственной композицией, в которой учитываются свойства форм, их взаимное расположение в пространстве, а также соотношение форм и пространства. В создании ландшафтного пространства участвуют все три вида архитектурно-ландшафтной композиции: фронтальная, отличающаяся распределением элементов формы по двум координатам в вертикальном и горизонтальном направлениях; объёмная, развитая по трём координатам, предусматривающая круговое восприятие; и глубинно-пространственная, строящаяся на развитии пространства в глубину. Объединение их в единую гармоничную систему и является главной задачей ландшафтной композиции. При этом последовательно решаются задачи плоскостной композиции - планировочное решение; фронтальной композиции – разработка растительного фона, панорам; глубинно-пространственной композиции – построение видов, перспектив и объёмной композиции – решение композиционных центров.

Проектируя пространство, нужно учитывать, что пространство воспринимается человеком не только функционально и эстетически, но и эмоционально-психологически. Пространство может возбуждать либо успокаивать, но может и раздражать, угнетать, утомлять. Характер, эмоциональная окраска чувств, вызываемых пространством, определяется формами его организующими, а именно рядом зрительно воспринимаемых свойств форм, таких как:

Геометрический видосновное свойство формы, определяется соотношением размеров формы по трём координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все три измерения относительно равны, форма имеет характер точечного объёма. Если одно измерение намного меньше двух других, форма имеет характер плоскостной или пластинообразный. Если одно измерение намного больше других форма имеет линейный характер.

Величинапротяжённость формы по высоте, ширине, глубине по отношению к размерам человека и в сравнении с другими смежными формами.

Положение в пространстве рассматривается: фронтальное, профильное, горизонтальное, вертикальное (по отношению к зрителю); ближе, дальше, выше, ниже (относительно линии горизонта).

Масса в зрительном восприятии – эмоциональное восприятие веса формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы (точечные) и меньшей – многопустотные (с ажурной сквозной кроной).

Фактура – свойство, характеризующее объёмный характер поверхности (напр., кроны), в то время как текстура (рисунок) отражает линейную структуру материала поверхности.

Важным средством достижения художественной выразительности является использование цветаи сезонной динамики растений. Цвет – свойство поверхности отражать или излучать свет разного спектрального свойства. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности). Колорит – соотношение цвета в пейзаже по тону и насыщенности цвета. Различают колорит тёплый и холодный.

Цвета подразделяются на две группы: хроматические (красный, оранжевый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый со всеми оттенками и переходами между ними) и ахроматические (белый, чёрный и все серые тона). Для первой группы характерны цветовой тон и его насыщенность, а для второй – светлота.

Цвета разделяют на выступающие и отступающие. Тёплые цвета (красный, оранжевый, насыщенный жёлтый) как бы приближаются, выступают вперёд, а холодные (синий, фиолетовый) – как бы отступают, кажутся дальше. По эмоциональному воздействию выделяют активные цвета, которые действуют на человека возбуждающе (красный, оранжевый) и пассивные (серо-зелёный, сиренево-серый) – успокаивающие.

На восприятие цвета оказывают влияние условия освещенности ландшафтных объектов в зависимости от их ориентации по сторонам света и удаленности точек обзора. С большого расстояния лучше воспринимаются яркие цвета в контрастных сочетаниях и в форме достаточно крупных цветовых пятен. Передний план ландшафтной композиции, напротив, должен быть тщательно прорисован, даже несколько раздроблен, поскольку он воспринимается с близкого расстояния, где можно рассмотреть детально все его элементы.

Цветовые соотношения композиций строятся на основе цветовой гармонии как контрастные или нюансные. Заметим, что глаз человека, прежде всего, воспринимает свет, затем цвет, а после этого уже форму предметов – крон деревьев, характер строения ветвей и другие качества и признаки, и это нужно учитывать при проектировании и создании ландшафтных объектов.

Светотень – свойство, выявляющее распределение светлых и тёмных участков на поверхности формы. Светотень усиливает и облегчает зрительное восприятие формы.

Пространство также может характеризоваться геометрическим видом (точечным - центричные компактные композиции; линейным - линейный сад, бульвар, променад; плоскостным – пейзажный сад), величиной, массой, цветом, светотенью, фактурой, горизонтальным (сад на плоском рельефе) или вертикальным развитием (сад на террасах, висячий сад, вертикальное озеленение).

Приведение всех перечисленных свойств форм и пространств к гармоничному единству в объёмной или пространственной композиции осуществляется при помощи ряда композиционных и художественных средств. Важными композиционными средствами являются:

Симметрия – закономерное расположение одинаковых частей формы или одинаковых форм относительно одной или нескольких осей.

Масштабность – соразмерность формы или пространства человеку и окружению.

Пропорции – соотношение размеров частей целого (формы или пространства), т.е. частей между собой.

Масштаб – степень расчленённости формы или пространства, крупность частей по отношению к целому.

Масштабность, масштаб и пропорции способствуют выявлению композиционной целостности, художественной выразительности, рассказывают о восприятии мира и общества человеком в период создания объекта.

Чаще всего масштабность определяют как соответствие величины объекта физическим размерам человеческой фигуры. Иногда поэтому отдельные объекты, имеющие чересчур увеличенные или слишком уменьшенные размеры, считаются немасштабными (например, огромные выставочные комплексы и миниатюрные японские сады). Критерием масштабности можно считать оптимальные размеры объекта, соответствующие его функциональному содержанию. Например, чтобы рационально и экономично эксплуатировать газон с учетом механизации работ, следует укрупнять участки, проектируя их на площади не менее 100 кв.м. Спортивные комплексы диктуют создание крупномасштабных элементов площадью не менее 4000 кв.м. Однако, требования эстетики могут корректировать функциональный масштаб в таких объектах как мемориальные комплексы, торжественные эспланады и площади. История архитектуры и садово-паркового искусства содержит примеры того, как для создания определённого художественного образа и выражения мировоззрения некоторых стилей нарочно нарушалась масштабность форм и пространств. Так Классицизм пользовался монументальным немасштабным человеку пространством, а в произведениях Барокко сосуществовали немасштабно крупные и измельчённые формы и пространства. Существуют и другие формы масштабных связей: отношение элементов друг к другу и к целому и отношение объекта к архитектурной и природной среде.

Понятия масштабность и масштаб тесно связаны. Масштаб или крупность членений формы и пространства влияют на восприятие масштабности. В ландшафтном дизайне применяются четыре условных масштаба, определяемых функцией объекта:

1. Первый масштаб – основной масштаб элементов, соразмерный антропометрическим размерам взрослого человека;

2. Второй масштаб – индивидуальный, соразмерный антропометрическим данным той или иной возрастной группы детей

3. Третий масштаб (миниатюрный) – масштаб малых интерьерных постранств с включением композиций карликовых растений – «бонсай»

4. Четвертый масштаб (монументальный) – масштаб скульптуры и элементов символики в ландшафтном пространстве. Он особенно ярко выявляет художественный образ крупного ландшафтного объекта.

Пропорциональность представляет собой соразмерность отдельных частей ансамбля, гармоническое соотношение между его составными частями. В архитектуре издавна пользовались пространственными отношениями, в основу которых были положены простые и иррациональные числа. «Золотое число», как его именовал великий Леонардо да Винчи, в наше время принято называть «золотым сечением». Оно применялось и в зодчестве, и в ландшафтной архитектуре. Это пропорция, которая представляет собой математическое уравнение, где больший отрезок прямой (а) относится к меньшему (b) так же, как их сумма – (a+b) к большему отрезку (а):

                       [а : b = (a + b) : a].

Соразмерность пространств парка предопределяется общими пропорциями его плана, размерами открытых пространств, объемов и соразмерностью всех элементов, составляющих структуру парка.

Наиболее активными средствами, с помощью которых достигается особая художественная выразительность объекта, являются ритм и метр. Метр – закономерное повторение одинаковых элементов. Ритм – закономерное расположение закономерно изменяющихся элементов. Это может быть чередование или простейший повтор линий, объемов, цветников, скамей, однопородных кустарников и т.п., которое воспринимается пешеходом при движении. При этом даже три-четыре повторяющихся явления вызывают впечатление об их периодичности. Глаз человека пытается уловить ритм как определенный порядок в окружении. Восприятие ритма зависит от скорости движения человека или транспорта в пространстве ландшафтного объекта. Отмечается, что повторные впечатления обычно ослабевают, в то время как важен элемент новизны, неожиданности. Поэтому нежелательны постоянные повторения одного и того же ритма.

В объектах ландшафтного дизайна используются такие закономерности построения пространственных форм, кактождество, подобие, контраст и нюанс. Они представляют собой степень сходства или различия между свойствами и качествами элементов: их размерами, формой, фактурой, цветом. При этом тождество означает полное сходство соизмеримых признаков, линейных размеров и служит выражением равновесия и статичности композиции. Подобие – сопоставимость сравниваемых качеств.

 Однако чаще применяется контраст – резкое противопоставление одних качеств другим, когда высокое противопоставляется низкому, темное – светлому, гладкое – шероховатому, горизонтальное – вертикальному. Так, вертикальная форма кроны тополя пирамидального контрастирует с плакучей кроной ивы или с группой низкого стелющегося кустарника; светлое цветущее деревце вишни выделяется на темном фоне группы из вечнозеленых лавров, а гладкая, блестящая листва низкой магонии оттеняет мягкие серебристые листья лоха. Наиболее частым видом контраста является прием противопоставления темных и узких аллей хорошо освещенным солнечным полянам и внезапное раскрытие красивого пейзажа в парке.

Нюанс, то есть незначительное отличие друг от друга сходных элементов, чаще всего применяется в составлении групп из однородных предметов или растений, либо при создании постепенного перехода от природной среды к сооружению. Если при контрастных соотношениях преобладают различия и даже противоположность однородных признаков, то при нюансных эти отличия мало заметны, - они построены на оттенках, тонкостях. Часто в цветниках из многолетников одного рода используются сочетания сортов, сходных по форме цветков и цветовой гамме с тем, чтобы получить плавный переход оттенков одного цвета, например, в композиции из флоксов теплых тонов – от нежно – розового к оранжевому, затем к алому, карминно-красному, ярко красному и к малиновому.

Тектоника – художественное выражение закономерностей построения, характерных для определённой породы или вида растений, а также другим природным компонентам.

Существует три главных признака или закона композиции: целостность (внутреннее единство композиции, тяготение элементов друг к другу, их взаимосвязь и взаимопроникновение), подчинённость главному второстепенного и уравновешенность(эмоционально воспринимаемое состояние равновесного покоя; симметричные композиции, как правило, отличаются статической уравновешенностью, а асимметричные – динамической уравновешенностью). При формировании любых объектов ландшафтного дизайна особенно важно определить главное и второстепенное. Выявление главного и соподчинённого – достигается введением контраста в ряд подобных качеств.

Главным считается центр композиции, его доминанта. В зависимости от творческого замысла и принятой планировочной структуры центр композиции может быть размещен у входа, в геометрическом центре территории или в глубине ландшафтного объекта. По существу это основной акцент любого пространства. На больших территориях должно быть также несколько второстепенных акцентов, и все они должны иметь продуманные видовые точки, то есть места, откуда наилучшим образом воспринимается вид.

Неменьшее внимание при проектировании уделяется выявлению композиционных осей. Композиционная ось представляет собой направление развития ландшафтного пространства и приводит к центру композиции или к одному из акцентов, причем главная ось обычно совпадает с направлением движения по территории, а второстепенные могут либо пересекать ее, либо идти параллельно главной оси. Главная ось может быть трактована как аллея, отличающаяся от второстепенных большей шириной и оригинальным оформлением (мощение, цветники, водные устройства, скульптура, выбор наиболее декоративных пород деревьев и т.п.). Аллея должна иметь композиционное завершение (сооружение, памятник, площадка с фонтаном, цветником, эффектной древесно-кустарниковой группой) или раскрываться на окружающий ландшафт.

При создании осевой композиции именно ось становится доминантой, а остальные элементы должны быть прямо или косвенно связаны с ней. В парке дороги и сооружения, поляны, примыкающие к главной оси, должны быть композиционно подчинены ей и формой, и характером построения.

В композиции ландшафтного пространства различают панораму, т.е. свободное обозрение обширного пространства, перспективу – узкое ограниченное по сторонам пространство, направленное на удалённый объект или пейзаж и вид – визуально ограниченное, но более широкое и менее длинное, чем перспектива, пространство, как правило, выделенное по сторонам рамкой из зелёных насаждений или архитектурным обрамлением. Перспектива, вид, пейзаж направляют взгляд на наиболее интересный элемент ландшафтной композиции – группу деревьев, скульптуру, архитектурное сооружение. Кулисы – группа деревьев или кустарников, иногда массив, ограничивающий вид на открывающееся пространство. Зелёные кулисы бывают глухие и ажурные, в зависимости от фактуры кроны растений.

Линейная перспектива отражает изменения видимых форм и их размеров в зависимости от их положения в пространстве. Основные её законы заключаются в следующем: чем дальше предмет, тем меньшим он кажется; все вертикальные линии в перспективе остаются вертикальными; линии, перпендикулярные картинной плоскости, сходятся на линии горизонта. Воздушная перспектива зависит от плотности воздуха. Чем меньше плотность воздуха, тем более он прозрачен. При большой плотности воздух приобретает синеватую окраску, стушёвываются, бледнеют краски, обобщаются, сглаживаются формы удалённых предметов.

Парковая перспектива – многоплановый парковый пейзаж, построенный по композиционным законам линейной и воздушной перспективы. В зависимости от удалённости видовой точки и фокуса парковой перспективы она может быть малой (50-100 м), средней (100-500 м) и большой (свыше 500 м) глубины. Учитывая расстояние между зрителем и фокусом, целенаправленно используя законы линейной перспективы, можно уменьшить или увеличить глубину паркового пейзажа, парковой перспективы, зрительно изменить величину и удалённость парковых элементов, т.е. создать иллюзию увеличения или уменьшения пространства.

Объективно воздействуют на человека основные характеристики пространства – его величина (площадь), масса (соотношение открытых и закрытых пространств, а также ширины, высоты, глубины, заполненность элементами) и геометрические очертания. Все это может возбуждать у человека определенные ассоциации, в том числе связанные с функциональным назначением объекта. При этом использование или игнорирование законов композиции будет способствовать созданию выразительности, привлекательности пространства, либо его монотонности, невыразительности.

Так формы с необходимыми свойствами, подобранные или разработанные соответственно композиционному замыслу, выстраиваются средствами композиции в определённом соподчинённом порядке единого пространства и создают материальную и психоэмоциональную среду ландшафтного произведения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 586.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...