Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ

С ДИЗАРТРИЕЙ

 

Направление: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: магистратура

Направленность (профиль): «Психолого-педагогическое сопровождение 

                                                 лиц с нарушениями речи»

 

 

Челябинск, 2018



Лист согласования

 

 

Разработчики:  

 

 

 

   

 

 

 

   

 

 

 

(занимаемая должность)  

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

   

 

 

 

(занимаемая должность)  

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

Программа утверждена на заседании кафедры

«   »

____

20__ Протокол  
   

 

 

 

Заведующий кафедрой  

 

 

 

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

   

 

 

 

Одобрено представителем работодателя

 

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия, должность, место работы)

Руководитель ОПОП  

 

 

 

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

Декан факультета  

 

 

 

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

                         

 


 

 



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………..5

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………....8

3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

   ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………17

4 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО

   КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ………………20

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО

   ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………..27

6 ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ………………..29

7 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ …………...29

8 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ ………………………...29

   ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ …………………………………………………...31

 

 






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Указание места дисциплины в структуре образовательной программы (базовая, вариативная часть), трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

         В процессе обучения и практической подготовки будущих магистров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения ключевая роль принадлежит курсу «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с дизартрией».  Трудоемкость дисциплины на дневной форме обучения составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 32 часа аудиторная работа (12 часов – лекционные занятия, 20 часов семинарские занятия) и 22 часа самостоятельная работа студентов; 54 часа отводится на подготовку и сдачу экзамена. Трудоемкость дисциплины на заочной форме обучения составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 16 часов аудиторная работа (4 часа – лекционные занятия, 12 часов семинарские занятия ) и 83 часа самостоятельная работа студентов; 9 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается  в течение 3 семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений магистров. Курс завершается экзаменом в 3 семестре.

Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Для освоения дисциплины магистрам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социо-гуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов логопедии, специальной психологии. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций, систематизации методов и методик исследования, необходимых для написания магистерской работы.

Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты-магистры  актуализируют знания по педагогическим, медицинским дисциплинам,  знакомятся с новыми  базовыми понятиями логопедии, основными факторами и видами нарушений психического развития. Благодаря этому курсу у магистров должны  актуализироваться и сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности нарушенного развития, его закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им понимать психологические механизмы нарушений различных сторон речи и  психики при разнообразных поражениях и применять полученные знания в практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.

 Курс «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с дизартрией » тесно связан с дисциплинами «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с системными нарушениями речи », «Логопедическое сопровождение лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением темпо-ритмической организации речи», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей лиц с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи.  Материал излагается в соответсвии с Государственным образовательным стандартом.

1.4. Цели дисциплины:

- Формирование у магистров необходимых представлений о теоретико-методологических основах логопедии, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психического развития при различных видах нарушений, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития.

- Формирование у студентов-магистров  системы знаний и умений, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, вопросами коррекции, компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации детей, подростков и взрослых с ограниченными возможностями здоровья.

- Формирование понимания сущности  дизартрии, как речевой патологии;

- Формирование понимания сущности дизартрии как наиболее сложной формы нарушения речевой организации;

- Формирование умений и навыков по выявлению причино-комплекса  дизартрических нарушений;

- Формирование умения организовывать психолого-педагогическую и логопедическую коррекцию нарушений речи у детей разных возрастных групп.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям).

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п

 

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1.   2.     3. ПК-1 Готов к проектированию и осуществлению образовательной работы с использованием инновационных психолого-педагогических технологий     ПК-2 Способен к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ     ПК-5 Готов к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения     З.1 – общие и специфические закономерности возникновения речи З.2 – причины возникновения дизартрии, механизмы дизартрии с точки зрения различных теоретических обоснований;  З.3 – адекватные методики обследования при различных формах дизартрии с использованием инновационных технологий; З.4 – формы коррекционной работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая с созданием инновационных психолого-педагогических технологий с целью оптимизации образовательно-коррекционного процесса;     З.5 – проектировать, апробировать и внедрять психолого-педагогические технологии выявлений нарушений в развитии; З.6 – анализировать и систематизировать результаты исследований по дизартрии, подготовка научных отчетов, публикаций, презентаций, использование их в профессиональной деятельности;   З.7 – знать, как изучать, проектировать, реализовывать процесс изучения, образования, абилитацию, реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию лиц с дизартрией с использованием инновационных технологий. У.1 – реализовывать умения и навыки по выявлению причино-комплекса нарушения речи при дизартрии; У.2 – обосновывать теоретическое и практическое значение организации речи при дизартрии для диагностики, и коррекционно-логопедической работы и научно-исследовательской работы;   У.3. – изучать и систематизировать достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний по дизартрии; У.4 – осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;     У.5 – проектировать инновационное развитие коррекционно-педагогических систем для детей с дизартрией; У.6 – осуществлять комплексное психолого-педагогическое изучение с целью выявления особенностей психофизического развития и организации медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с дизартрией. В.1 – навыками анализа основополагающих исследований в области логопедии; В.2 – навыками анализа причин и механизмов  возникновения дизартрии     В.3 – знаниями о проектировании и апробации психолого-педагогических технологий по выявлению нарушений у детей с дизартрией; В.4 – знаниями анализировать и систематизировать результаты исследований, подготовка научных отчетов, публикаций, презентаций, использование их в профессиональной деятельности;   В.5 – знаниями проектировать научно обоснованных психолого-педагогических технологий    


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов

(в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 3 4 5 6 7
I Раздел I.Методологическое и методическое значение курса.   4 - 6 8 18
I.1 Основные предпосылки и механизмы развития речевой деятельности. Дизартрия, как вид нарушения речевого развития. 2 - 2 3 7
I.2 Различные научные подходы к классификации дизартрий. Характеристика дизартрий. Механизмы и формы дизартрий. 2 - 4 5 11
II Раздел II. Сущность и организация диагностики дизартрий. 4 - 6 6 16
II.1 Организация работы по проведению логопедического обследования детей с дизартрией. 2 - 4 4 10
II.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией.   2 - 2 2 6
III Раздел III. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с дизартрией. 4 - 8 8 20
III. 1 Особенности логопедической работы с детьми в доречевой период. 2 - 3 3 8
III.2 Система логопедической работы при дизартрии. 2 - 3 3 8
Ш.3 Проблемы изучения дизартрии на современном этапе. - - 2 2 4
  ИТОГО: 12 - 20 22 54
  Контроль         54
  ВСЕГО:         108

 


Таблица 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...