Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Финансовые основы государственного управления
Экономическую основу государственного управления составляет государственная собственность.Государственная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам РФ (ст. 214 ГК РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, либо муниципальных образований, являются государственной собственностью субъекта РФ. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Экономическая природа собственности состоит в обладании возможностью извлекать из вещей, имущества полезные свойства, потреблять определенным образом для удовлетворения интересов и желаний, получать выгоду. Отношения, возникающие между людьми, организациями, органами власти по поводу принадлежности, присвоения, раздела, передела объектов собственности, принято называть отношениямисобственности.Это, с одной стороны, экономические отношения, так как в их основе лежат экономические процессы и интересы, с другой - правовые отношения, так как они регулируются законами. Правовая основа собственностизаключается в наличии юридически установленных, признанных прав определенных лиц на обладание вещами, ценностями и вытекающих из этих прав узаконенных возможностей распоряжаться объектами собственности, использовать их по своему усмотрению. В гражданском праве РФ государство признается особым, самостоятельным субъектом права (наряду с гражданами и юридическими лицами) (ст. 124,212 ГК РФ). Право государственной собственности в России характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация и ее субъекты, но не их органы власти или управления (ст. 214 ГКРФ). Последние выступают от имени соответствующего государственного образования и, исходя из своей компетенции, установленной законом, осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК РФ). Концепция управления федеральным имуществом на период до 2018 года (далее – Концепция) определяет основные цели, принципы, направления, задачи и мероприятия по реализации государственной политики по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года. Для целей настоящей Концепции: · под федеральным имуществом понимается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации и закрепленное на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями и федеральными казенными предприятиями, имущество казны Российской Федерации, в том числе находящиеся в федеральной собственности акции хозяйственных обществ, доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, а также находящиеся в федеральной собственности земельные участки; · под компаниями с государственным участием понимаются хозяйственные общества, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности, федеральные государственные унитарные предприятия; · под федеральными организациями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия, и федеральные государственные учреждения; · под объектами управления федеральным имуществом понимаются отдельные объекты федерального имущества, компании с государственным участием и федеральные организации; · под профессиональными директорами понимаются лица, которые избраны в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, в качестве независимых директоров и профессиональных поверенных. · недра, леса и другие природные ресурсы, принадлежащие Российской Федерации. Деятельность объектов, находящихся в государственной собственности, регламентируется экологическими, социальными и антимонопольными нормами, а также нормативами, отражающими эффективность их работы: рентабельность, рыночная капитализация (стоимость) объекта и другими конкретными показателями, отражающие результативность процесса управления. Классификация объектов муниципального имущества в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ приведена в таблице 1.
Таблица 1 – Классификация объектов муниципального имущества
Важность и значимость общественных форм собственности связаны это с ее спецификой и теми функциями, которые она призвана выполнять: 1. создает материальные предпосылки для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала, функционирующего в национальной экономике; 2. позволяет государству быть самостоятельным субъектом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом; 3. является гарантом обеспечения многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права; 4. обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей, производств, имеющих высокий уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь, обеспечение экономической безопасности и т.д.)[4]; 5. создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства; 6. обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ, важнейшей функцией государственной собственности является материальное обеспечение национальной безопасности; 7. материально обеспечивает сглаживание экономических кризисов, мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из кризиса. К функциям относятся: · создание материальных предпосылок для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала, функционирующего в национальной экономике; · обеспечение функционирования капиталоёмких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих значительных по объему капиталовложений, которые не под силу частному капиталу; · создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства (является материальной основой для создания новых и стимулирования развития существующих видов бизнеса, источником бюджетных расходов на формирование рыночной среды и т.д.); · обеспечение функционирования некоммерческой социальной сферы и производства общественных благ; · материальное обеспечение национальной безопасности; · обеспечение занятости части экономически активного населения.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 341. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |