Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 11. Местные налоги и сборы




Виды местных налогов и сборов, порядок их установления и введения

Местные налоги и сборы вводятся на соответствующих территориях с целью создания стабильных доходных ис­точников местных бюджетов. В соответствии с законода­тельством Республики Беларусь в настоящее время суще­ствует довольно обширный перечень местных налогов и сборов, допускающий выбор тех налогов и сборов, кото­рые в наибольшей степени отвечают интересам развития местных территорий.

В соответствии со ст. 121 Конституции Республики Бе­ларусь к исключительной компетенции местных Советов депутатов относится установление местных налогов и сбо­ров, реализация которых происходит в соответствии с за­коном о бюджете на конкретный год.

В соответствии со ст. 8 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» областные, Минский городской Со­веты депутатов, Советы депутатов базового территориаль­ного уровня вправе вводить на территории соответствую­щих административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы:

■■— налог с продаж товаров в розничной торговле;

— налог на услуги, оказываемые объектами сервиса;

— целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, исполь­зуемого на маршрутах в городском пассажирском, приго­родном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района));

— сборы с пользователей; ,

— сб,ор с заготовителей;

— курортный сбор.

Налог с продаж товаров в розничной торговле

Плательщиками налога с продаж товаров в розничной торговле являются организации и индивидуальные пред­приниматели (за исключением индивидуальных пред-

112

принимателей — плательщиков единого налога с индиви­дуальных предпринимателей и иных физических лиц, а так­же индивидуальных предпринимателей м организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и организаций, уплачивающих единый налог для произво­дителей сельскохозяйственной продукции), осуществляю­щие розничную торговлю товарами через торговые и иные объекты (далее — розничная торговая сеть) в соответствии с законодательством Республики Беларусь на территории соот­ветствующих административно-территориальных единиц. По налогу с продаж товаров в розничной торговле:

— объектом налогообложения являются операции по реа­лизации в розничной торговой сети товаров (за исключением социально значимых товаров по перечню, определяемому Со­ветом Министров, а также бензина и дизельного топлива);

— налоговая база определяется как выручка от реали­зации плательщиками товаров исходя из розничных цен без включения в них налога с продаж товаров в рознич­ной торговле;

— налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем: при реализации товаров, ввезенных на та­моженную территорию Беларуси и выпущенных в свобод­ное обращение в Беларуси, — 15 % налоговой базы, других товаров — 5 % налоговой базы. *

Сумма налога с продаж товаров в розничной торговле устанавливается как надбавка к цене реализуемых товаров с учетом НДС и исключается из выручки при исчислении налогов, сборов и иных платежей, уплачиваемых в бюд­жет и государственные целевые бюджетные фонды.

Курортный сбор

Плательщиками курортного сбора являются физические лица, находящиеся в санаторно-курортных и оздоровитель­ных учреждениях, за исключением направляемых на оздо­ровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в со­ответствии с законодательством Республики Беларусь.

По курортному сбору:

объектом налогообложения является нахождение физического лица в санаторно-курортных и оздоровитель­ных учреждениях, расположенных на территории соответ­ствующих административно-территориальных единиц;

налоговая база определяется исходя из стоимости путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учре­ждения;

налоговые ставки устанавливаются в зависимости от вида санаторно-курортного и оздоровительного учрежде­ния и не могут превышать 3 % налоговой базы.

Сборы с пользователей

Плательщиками сборов с пользователей являются ор­ганизации, индивидуальные предприниматели и физиче­ские лица (за исключением индивидуальных предприни­мателей - плательщиков единого налога с индивидуаль­ных предпринимателей и иных физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и организаций, при­меняющих упрощенную систему налогообложениями ор­ганизаций, уплачивающих единый налог для производи­телей сельскохозяйственной продукции).

По сборам с пользователей:

объектами налогообложения являются:

парковка (стоянка) в специально оборудованных местах;

осуществление торговли на территории соответствую­щих административно-территориальных единиц;

владение собаками и (или) использование их в пред­принимательской деятельности;

размещение наружной рекламы на иностранных язы­ках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках;

осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных еди­ниц;

налоговая база определяется в зависимости от объекта налогообложения;

налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта налогообложения в размерах, кратных базовой величине, и являются едиными для всей территории об­ласти, г. Минска.

Уплата сборов с пользователей организациями и ин­дивидуальными предпринимателями производится за счет прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении после налогообложения.

114

Налог на услуги

Плательщиками налога на услуги Являются организа­ции и индивидуальные предприниматели (за исключени­ем индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также индивидуальных предпри­нимателей и организаций, применяющих упрощенную сис­тему налогообложения, и организаций, уплачивающих еди­ный налог для производителей сельскохозяйственной продукции), осуществляющие на территории соответствую­щих административно-территориальных единиц операции по оказанию услуг, являющихся объектом налогообложения.

По налогу на услуги:

объектом налогообложения являются операции по оказанию организациями и индивидуальными предпри­нимателями услуг рынков, ярмарок, выставок-продаж; гостиниц (кемпингов, мотелей); ресторанов (баров, кафе); дискотек, бильярдных, боулинг-клубов; парикмахерских (салонов красоты), соляриев, косметических салонов, оказывающих косметологические услуги; услуги с недви­жимым имуществом; сотовой радиотелефонной и радио-пейджинговой связи; кабельного телевидения; по техни­ческому обслуживанию и ремонту транспортных средств; туристических услуг;

налоговая база определяется как выручка от реализа­ции плательщиками услуг без включения в них налога на услуги;                                       ' ■ (

налоговые ставки устанавливаются в размере, не пре­вышающем 10 % налоговой базы.

Сумма налога на услуги устанавливается как надбавка к цене реализуемых услуг с учетом НДС и исключается из выручки при исчислении налогов, сборов и иных плате­жей, уплачиваемых в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды.

Сбор с заготовителей

Плательщиками сбора с заготовителей являются орга­низации и индивидуальные предприниматели (за исклю­чением индивидуальных предпринимателей и организаций

применяющих упрощенную систему налогообложения, и организаций, уплачивающих единый налог для- произво­дителей сельскохозяйственной продукции). По сбору с заготовителей:

- объектом налогообложения является осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья расти­тельного происхождения, сельскохозяйственной продукции в целях их промышленной переработки или реализации;

- налоговая база определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовитель­ных (закупочных) цен;

- налоговые ставки устанавливаются в зависимости от вида заготовленной (закупленной) продукции и не4 могут превышать 5 % налоговой базы.

Сумма сбора с заготовителей относится на себестои­мость товаров (работ, услуг) и включается в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.

Сбор с заготовителей не уплачивается, если при заготов­ке дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения соот­ветствующей организацией или индивидуальным предприни­мателем внесена плата за побочное лесное пользование.

11.7. Целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района))

Плательщиками целевых сборов являются организа­ции и индивидуальные предприниматели (за исключе­нием индивидуальных предпринимателей - плательщи­ков единого налога с индивидуальных предпринимате­лей и иных физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упро­щенную систему налогообложения, и организаций, уплачивающих единый налог для производителей сельско­хозяйственной продукции).

По целевым сборам:

*- объектом налогообложения является осуществление предпринимательской деятельности на территории соот­ветствующих административно-территориальных единиц;

налоговая база определяется:

для плательщиков-организаций - как сумма прибыли, остающаяся в распоряжении организации после налого­обложения;

для плательщиков■- индивидуальных предпринимате­лей - как сумма дохода, остающаяся в распоряжении ин­дивидуального предпринимателя после налогообложения;

- налоговые ставки устанавливаются в размере, не пре­вышающем (по совокупности) 3% налоговой базы.

Уплата целевых сборов плательщиками производится за счет прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении после налогообложения.

Порядок уплаты целевых сборов организациями, имею­щими филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, устанавливается Министерством по нало­гам и сборам,

Тема 12. Ответственность за нарушение ---------------налогового законодательства

12.1. Понятие и виды ответственности за налоговые правонарушения

Юридическая ответственность означает применение наказаний (взысканий) компетентными органами и долж­ностными лицами в установленном законодательством Рес­публики Беларусь порядке за нарушение налогового зако­нодательства.

Виды юридической ответственности: финансовая, дис­циплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

Финансовая ответственность — мера государственного принуждения, выражающаяся в денежной форме, применяемая уполномоченными на то государственными орга­нами и их должностными лицами к юридическим и физи­ческим лицам за совершение правонарушений в сфере финансовых отношений с целью обеспечения обществен­ных и государственных финансовых интересов.

Дисциплинарная ответственность наступает при совер­шении дисциплинарного проступка, под которым пони­мается виновное противоправное неисполнение или не­надлежащее исполнение трудовых обязанностей или не­осуществление либо превышение правомочий, обеспечи­вающих процесс труда, работником, состоящим в трудо-'вых правоотношениях с конкретным нанимателем, за со­вершение которого трудовым правом предусмотрено при­менение дисциплинарных взысканий.

Гражданско-правовая ответственность ~ основанное на гражданско-правовом законодательстве имущественно-правовое воздействие на правонарушителя, выражающее­ся в лишении его определенных имущественных прав или возложении на него имущественных обязанностей.

Административная ответственность наступает при со­вершении административного правонарушения, под ко­торым понимается противоправное виновное (умышлен­ное или неосторожное), а также характеризующееся ины­ми признаками, предусмотренными Кодексом Республи­ки Беларусь об административных правонарушениях, дея­ние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Административные правонарушения против порядка налогообложения КоАП 2003 г.: нарушение срока поста­новки на учет в налоговом органе (ст. 13.1); уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 13.2); наруше­ние срока представления информации об открытии (за­крытии) счета в банке (ст. 13.3); нарушение срока пред­ставления налоговой декларации (расчета) (ст. 13.4); на­рушение правил учета доходов (расходов) и иных объек­тов налогообложения (ст. 13.5); неуплата или неполная уплата плательщиком суммы налога, сбора (пошлины) (ст. 13.6); невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбо­ра (пошлины) (ст. 13.7); непредставление налоговому ор­гану документов, сведений для осуществления налогового контроля (ст. 13.8); нарушение банком порядка открытия

счета плательщику (ст. 13.9); нарушение порядка и срока исполнения поручения, решений налоговор* и таможен­ного органа о перечислении налога, сбора (пошлины), пени (ст\ 13.10); неисполнение банком решения налогово­го или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика* налогового агента (ст. 13.11); не­законные начисление и выплата премий (ст. 13.12).

Уголовная ответственность наступает при совершении преступления, под которым понимается совершенное винов­ное общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголов' ным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.

Согласно УК преступления против порядка налогооб­ложения: незаконное открытие счетов за пределами Рес­публики Беларусь (ст. 224); незаконная предприниматель­ская деятельность (ст. 233); легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным пу­тем (ст. 235); ложное банкротство (ст. 238); сокрытие бан­кротства (ст. 239); преднамеренное банкротство (ст. 240); уклонение от уплаты налогов (ст. 243).

12.2. финансовая ответственность и ее особенности. Основания финансовой ответственности. Состав и классификация налоговых правонарушений

Финансовая ответственность — мера государственного принуждения, выражающаяся в денежной форме, приме­няемая уполномоченными на то государственными орга­нами и их должностными лицами к юридическим и физи­ческим лицам за совершение правонарушений в сфере финансовых отношений с целью обеспеченияюбществен-ных и государственных финансовых интересов.

Финансовая ответственность как разновидность юри­дической ответственности возникла относительно недав­но в связи с образованием финансового права как само­стоятельной отрасли права. Финансово-правовая ответст­венность в настоящее время находится в стадии формиро­вания, в силу чего сохраняется ряд дискуссионных вопро­сов и неясностей в определении не только понятия фи-

нансовой ответственности, но и ее места в системе юри­дической ответственности.

В национальном законодательстве о финансовой от­ветственности упоминается в Законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Данный Закон (ст. 9) определяет, что плательщики налогов несут уста­новленную законодательством Республики Беларусь ответ­ственность за правильность исчисления, своевременность уплаты налогов в бюджет и соблюдение действующего за­конодательства о налогообложении.

Законодатель установил меру принуждения, выражаю­щуюся в денежной форме, применяемую уполномоченны­ми на то государственными органами и их должностными лицами к налогоплательщикам за совершение налоговых правонарушений.

Финансовая ответственность устанавливается за нару­шение не только налогового, но и законодательства, регу­лирующего бюджетные отношения, т. е. данный вид ответ­ственности имеет отраслевую принадлежность.

Финансовая ответственность обладает всеми признака­ми, характерными для юридической ответственности: уста­новление ответственности государством и применение к пра­вонарушителям финансовых санкций; наступление ответст­венности лишь за совершение правонарушения; реализация ответственности в определенной процессуальной форме.

По своей правовой природе финансовая ответствен­ность сходна с административной ответственностью, так как аналогичным образом вытекает из правоотношений, ос­нованных на властном подчинении одной стороны другой.

' В то же время финансово-правовая ответственность обладает рядом специфических признаков:

- ее основанием является финансовое правонаруше­ние; устанавливается в финансово-правовых нормах;

— влечет для правонарушителя наступление отрицатель­ных последствий, как правило, имущественного (денеж­ного) характера.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...