Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Республики Беларусь, ее структура и принципы формирования




Налоговая система - это совокупность налогов, уста­новленных законодательной властью и взимаемых испол­нительной властью, а также методы и принципы построе­ния налогов.

Основными элементами налоговой системы являются:

- налогоплательщик (физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено обязатель­ство платить налог);

- объект налогообложения (доход или имущество, на которое начисляется налог);

- налоговая база (стоимостная или физическая харак­теристика объекта налогообложения);   

- налоговая ставка (величина налоговых отчислений на единицу налоговой базы с учетом налоговых льгот);

налоговые льготы (предоставление возможности уп­лачивать налог в меньшем по сравнению с другими нало­гоплательщиками размере);

— налоговые платежи (виды и группы налогов); нало­говая нагрузка (общая величина налоговой суммы).

Принципы налоговой системы:

— законность;

— согласованность;

— обязательность;

— стимулирование;

— равноправие.

9.5. Налоговое право Республики Беларусь -основной финансово-правовой институт. Понятие, роль налогового права и его место в системе финансового права

Налоговое право является институтом финансового права и представляет собой совокупность правовых норм, регули­рующих общественные отношения* связанные с возникно­вением, изменением и прекращением налоговых обяза­тельств, а также отношения, возникающие в процессе нало­гового контроля и привлечения виновных лиц к ответствен­ности за нарушение налогового законодательства.

К предмету налогового права относятся общественные отношения, связанные с вопросами установления и взима­ния налогов с юридических и физических лиц, а также от­ношения, складывающиеся в процессе осуществления ком­петентными государственными органами налогового контроля с целью выполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов и привлечения виновных лиц к ответствен­ности за нарушение налогового законодател ьства.

Налоговое право использует метод властных полномо­чий с присущими данному институту финансового права особенностями.

Методу налогового права присущ императивный харак­тер. Императивность означает, что субъекты налогового права не могут по своему усмотрению определять налоговые права и обязанности, осуществлять их, распоряжаться ими.

Метод налогового права особенно отчетливо проявля­ется в Правовых средствах распорядительного типа, т. е. в

предписаниях. Одна сторона (государство и его органы) обладает определенным кругом властных полномочий, посредством которых она обязывает другую сторону со­вершать определенные действия, т. е. субъекты налоговых правоотношений неравноправны.

Метод налогового права предполагает односторонность во­леизъявления одного из участников налогового отношения.

Принадлежность налоговых правоотношений к финан­совым подтверждается специфическим составом участни­ков, одним из которых выступает государство в лице,упол­номоченных органов. В связи с этим можно предположить, что налоговое право - институт финансового права.

Для налогового права характерны следующие основ­ные принципы:

..— публичности установления и взимания налогов и сборов;          .;

— законности;

— юридического равенства налогоплательщиков;

— принцип всеобщности (обязательности). Налоговое законодательство Республики Беларусь -

система принятых на основании ив соответствии с Кон­ституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения по взи­манию налогов с юридических и физических лиц.

9.6. Налоговые правоотношения

и их особенности. Субъекть, объекты и содержание налоговых правоотношений

Налоговый кодекс регулирует влажные отношения по установлению, введению, изменению, Прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, воз­никающие в процессе исполнения налогового обязатель­ства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обя­занности Плательщиков, налоговых органов и других уча­стников отношений, регулируемых налоговым законо­дательством.

Субъектами налоговых правоотношений являются:

— организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом плательщиками;

— организации и физические лица, признаваемые в со­ответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;

— Министерство по налогам и сборам Республики Бе­ларусь и его инспекции;

— Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни;

— республиканские органы государственного управле­ния, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо на­логовых и таможенных органов, прием и взимание нало­гов, сборов (пошлин);

— Комитет государственного контроля Республики Бела­русь и его органы, Министерство финансов Республики Бе­ларусь и местные финансовые органы, иные уполномочен­ные органы — при решении водросов, отнесенных к их ком­петенции Налоговым кодексом и другим законодательством.

Объектами налоговые правоотношений являются на­логи, сборы и пошлины.

Под содержанием налоговых правоотношений пони­маются субъективные права и юридические обязанности их участников, реализуя которые, последние способству­ют мобилизации, распределению и использованию госу­дарством необходимых денежных ресурсов.

Тема 10. Правовое регулирование республиканских налогов

Правовое регулирование взимания налога на добавленную стоимость. Плательщик налога, объект, налоговая база, налоговый период, ставка, порядок исчисления и сроки уплаты налога. Налоговые льготы

Правовое регулирование взимания налога на добавлен­ную стоимость осуществляется на основании Закона «О на­логе на добавленную стоимость».

Плательщиками налога являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (уча-64

стники договора о совместной деятельности), хозяйст­венные группы, индивидуальные предприниматели, ор­ганизации и физические лица, признаваемые плательщи­ками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с законода­тельством Республики Беларусь.

К объектам налогообложения относятся: 1. обороты по реализации товаров (работ, услуг), иму­щественных прав на объекты интеллектуальной собствен­ности на территории Республики Беларусь, включая:

— обороты по передаче внутри организации, а также индивидуальным предпринимателем для собственных нужд;

— обороты но реализации товаров (работ, услуг), иму­щественных прав на объекты интеллектуальной собствен­ности, реализуемых споим работникам;

— обороты по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами на объекты интеллектуальной собственности;

— обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуаль­ной собственности, за исключением случаев безвозмезд­ной передачи (безвозмездная передача — передача товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интел­лектуальной собственности без оплаты и освобождение от обязанности оплаты) (п.п. 1.1.4 ст. 2 Закона «О налоге на добавленную стоимость»);

— передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав на объекты интел­лектуальной собственности по соглашению о предостав­лении отступного, а также предмета залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспе­ченного залогом обязательства .в случаях, предусмотрен­ных законодательством Республики Беларусь;

— передача лизингодателем объекта лизинга лизинго­получателю;

— передача арендодателем объекта аренды арендатору;

— прочее выбытие товаров сверх норм естественной убы­ли, прочее выбытие основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов не­завершенного капитального строительства;

2. товары; ввозимые на таможенную территорию Рес­публики Беларусь.

Закон определяет случаи освобождения оборотов по реа­лизации товаров (работ, услуг) от налогообложения (ст. 3). Например, рсвобождается*от обложения налогом на до­бавленную стоимость имущество, вносимое в качестве взноса (вклада) в уставный фонд организации в размерах, установленных учредительными документами; обороты по реализации строительных работ за пределами Республики Беларусь при определенных условиях. Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинско­го назначения, а также лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения по пе­речням, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

Однако* указанные в Законе случаи освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость реализу­ются только при условии ведения и наличия отдельного учета доходов (оборота) по производству и реализации таких товаров (работ, услуг). Причем плательщик вправе отказаться от освобождения таких операций от налогооб­ложения, подав соответствующее заявление в налоговый орган.

Также определены категории товаров, освобождаемых от налогообложения при ввозе на таможенную террито­рию Республики Беларусь, и особенности применения на­лога при перемещении товаров через таможенную грани­цу Республики Беларусь.

При определении налоговой базы оборот от реализа­ции товаров (работ, услуг), имущественных прав на объ­екты интеллектуальной собственности определяется исхо­дя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах.

Ставки налога:

О % — при реализации экспортируемых товаров, работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реа­лизацией экспортируемых товаров, экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а

также экспортируемых работ (услуг) по производству то­варов из давальческого сырья (материалов);

10 % - при реализации производимой на-^герритории Республики Беларусь продукции растениеводства (за ис­ключением цветов, декоративных растений), животновод­ства (за исключением пушного звероводства), рыбоводст­ва и пчеловодства; при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольствен­ных товаров и товаров для детей по перечню, утвержден­ному Президентом Республики Беларусь;

18 % - во всех других случаях реализации товаров (ра­бот, услуг), а также при использовании товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми они были освобождены от налогообложения.

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности налог исчисляется по итогам каждого налогового периода по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), имуще­ственных прав на объекты интеллектуальной собственно­сти, а также по всем изменениям налоговой базы в соот­ветствующем налоговом периоде. Налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога предъявляется плательщиком при реа­лизации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Общая сумма налога устанавливается по итогам нало­гового периода по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интел­лектуальной собственности.

Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком, в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммами налоговых вычетов.

Плательщик имеет право уменьшить общую сумму на­лога на установленные законодательством налоговые вы­четы (вычету подлежат суммы налога, предъявленные про­давцами плательщику при приобретении им на террито­рии Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственно­сти в установленных законодательством случаях).

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Уплата налога при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собст­венности производится нарастающим итогом с начала года по окончании каждого налогового периода из фактиче­ской реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Плательщики ежемесячно представляют налоговым органам налоговую декларацию (расчет) до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сроки уплаты налога по товарам, ввозимым на таможен­ную территорию Республики Беларусь, взимание налога по которым осуществляется таможенными органами, устанавли­ваются таможенным законодательством Республики Беларусь. . Особенности применения налога в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на территорию Республики Бе­ларусь из государств-участников Содружества Независи­мых Государств или вывозимых с территории Республики Беларусь в государства-участники Содружества Независи­мых Государств, могут устанавливаться межгосударствен­ными (межправительственными) соглашениями Респуб­лики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...