Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Республики Беларусь, ее структура и принципы формирования
Налоговая система - это совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов. Основными элементами налоговой системы являются: - налогоплательщик (физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налог); - объект налогообложения (доход или имущество, на которое начисляется налог); - налоговая база (стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения); - налоговая ставка (величина налоговых отчислений на единицу налоговой базы с учетом налоговых льгот); налоговые льготы (предоставление возможности уплачивать налог в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере); — налоговые платежи (виды и группы налогов); налоговая нагрузка (общая величина налоговой суммы). Принципы налоговой системы: — законность; — согласованность; — обязательность; — стимулирование; — равноправие. 9.5. Налоговое право Республики Беларусь -основной финансово-правовой институт. Понятие, роль налогового права и его место в системе финансового права Налоговое право является институтом финансового права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения* связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение налогового законодательства. К предмету налогового права относятся общественные отношения, связанные с вопросами установления и взимания налогов с юридических и физических лиц, а также отношения, складывающиеся в процессе осуществления компетентными государственными органами налогового контроля с целью выполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов и привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение налогового законодател ьства. Налоговое право использует метод властных полномочий с присущими данному институту финансового права особенностями. Методу налогового права присущ императивный характер. Императивность означает, что субъекты налогового права не могут по своему усмотрению определять налоговые права и обязанности, осуществлять их, распоряжаться ими. Метод налогового права особенно отчетливо проявляется в Правовых средствах распорядительного типа, т. е. в предписаниях. Одна сторона (государство и его органы) обладает определенным кругом властных полномочий, посредством которых она обязывает другую сторону совершать определенные действия, т. е. субъекты налоговых правоотношений неравноправны. Метод налогового права предполагает односторонность волеизъявления одного из участников налогового отношения. Принадлежность налоговых правоотношений к финансовым подтверждается специфическим составом участников, одним из которых выступает государство в лице,уполномоченных органов. В связи с этим можно предположить, что налоговое право - институт финансового права. Для налогового права характерны следующие основные принципы: ..— публичности установления и взимания налогов и сборов; .; — законности; — юридического равенства налогоплательщиков; — принцип всеобщности (обязательности). Налоговое законодательство Республики Беларусь - система принятых на основании ив соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения по взиманию налогов с юридических и физических лиц. 9.6. Налоговые правоотношения и их особенности. Субъекть, объекты и содержание налоговых правоотношений Налоговый кодекс регулирует влажные отношения по установлению, введению, изменению, Прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности Плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством. Субъектами налоговых правоотношений являются: — организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом плательщиками; — организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами; — Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции; — Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни; — республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин); — Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы, иные уполномоченные органы — при решении водросов, отнесенных к их компетенции Налоговым кодексом и другим законодательством. Объектами налоговые правоотношений являются налоги, сборы и пошлины. Под содержанием налоговых правоотношений понимаются субъективные права и юридические обязанности их участников, реализуя которые, последние способствуют мобилизации, распределению и использованию государством необходимых денежных ресурсов. Тема 10. Правовое регулирование республиканских налогов Правовое регулирование взимания налога на добавленную стоимость. Плательщик налога, объект, налоговая база, налоговый период, ставка, порядок исчисления и сроки уплаты налога. Налоговые льготы Правовое регулирование взимания налога на добавленную стоимость осуществляется на основании Закона «О налоге на добавленную стоимость». Плательщиками налога являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (уча-64 стники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы, индивидуальные предприниматели, организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь. К объектам налогообложения относятся: 1. обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь, включая: — обороты по передаче внутри организации, а также индивидуальным предпринимателем для собственных нужд; — обороты но реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, реализуемых споим работникам; — обороты по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами на объекты интеллектуальной собственности; — обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, за исключением случаев безвозмездной передачи (безвозмездная передача — передача товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности без оплаты и освобождение от обязанности оплаты) (п.п. 1.1.4 ст. 2 Закона «О налоге на добавленную стоимость»); — передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности по соглашению о предоставлении отступного, а также предмета залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства .в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь; — передача лизингодателем объекта лизинга лизингополучателю; — передача арендодателем объекта аренды арендатору; — прочее выбытие товаров сверх норм естественной убыли, прочее выбытие основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства; 2. товары; ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь. Закон определяет случаи освобождения оборотов по реализации товаров (работ, услуг) от налогообложения (ст. 3). Например, рсвобождается*от обложения налогом на добавленную стоимость имущество, вносимое в качестве взноса (вклада) в уставный фонд организации в размерах, установленных учредительными документами; обороты по реализации строительных работ за пределами Республики Беларусь при определенных условиях. Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения, а также лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения по перечням, утверждаемым Президентом Республики Беларусь. Однако* указанные в Законе случаи освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость реализуются только при условии ведения и наличия отдельного учета доходов (оборота) по производству и реализации таких товаров (работ, услуг). Причем плательщик вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, подав соответствующее заявление в налоговый орган. Также определены категории товаров, освобождаемых от налогообложения при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь, и особенности применения налога при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь. При определении налоговой базы оборот от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах. Ставки налога: О % — при реализации экспортируемых товаров, работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров, экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ (услуг) по производству товаров из давальческого сырья (материалов); 10 % - при реализации производимой на-^герритории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства; при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь; 18 % - во всех других случаях реализации товаров (работ, услуг), а также при использовании товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми они были освобождены от налогообложения. При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности налог исчисляется по итогам каждого налогового периода по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, а также по всем изменениям налоговой базы в соответствующем налоговом периоде. Налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога предъявляется плательщиком при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. Общая сумма налога устанавливается по итогам налогового периода по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком, в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммами налоговых вычетов. Плательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные законодательством налоговые вычеты (вычету подлежат суммы налога, предъявленные продавцами плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности в установленных законодательством случаях). Налоговым периодом признается календарный месяц. Уплата налога при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности производится нарастающим итогом с начала года по окончании каждого налогового периода из фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. Плательщики ежемесячно представляют налоговым органам налоговую декларацию (расчет) до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сроки уплаты налога по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь, взимание налога по которым осуществляется таможенными органами, устанавливаются таможенным законодательством Республики Беларусь. . Особенности применения налога в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на территорию Республики Беларусь из государств-участников Содружества Независимых Государств или вывозимых с территории Республики Беларусь в государства-участники Содружества Независимых Государств, могут устанавливаться межгосударственными (межправительственными) соглашениями Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 219. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |