Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Права и обязанности субъектов финансовых правоотношений




Республика Беларусь Выступает субъектом финансовых правоотношений в силу конституционно закрепленных прав и обязанностей по управлению финансовой систе­мой государства. Президент Республики Беларусь, в соот­ветствии со ст. 84 Конституции, с согласия Совета Респуб­лики назначает на должность Председателя и членов Прав­ления Национального банка.

Административно-территориальные единицы имеют свою финансовую базу в виде местных бюджетов и терри­ториальных внебюджетных фондов. Свою правосубъектность в этой области они реализуют также через вступление в финансовые отношения с Республикой Беларусь и друг с другом. Например, в отношения, связанные с государст­венным долгом при выпуске облигаций государственных займов, при использовании банковского кредита для по­крытия недостатка бюджетных средств, при привлечении денежных средств путем проведения государственных де-

нежно-вещевых лотерей. Выполнение финансовых обязан­ностей перед другими субъектами обеспечивается при этом за счет средств соответствующего государственного или местного бюджета.

Органы государственной власти и управления общей компетенции (см. подробнее с. 4) осуществляют общее ру­ководство процессом сбора, распределения и использова­ния централизованных и децентрализованных государст­венных денежных фондов. Путем принятия нормативных правовых актов устанавливают правила поведения других участников финансовых отношений.

Правительство Республики Беларусь в соответствии со ст. 107 Конституции:

— разрабатывает и представляет Президенту для внесе­ния в Парламент проект республиканского бюджета и от­чет о его исполнении;

— обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики.

Местные Советы депутатов (ст. 121 Конституции): ут­верждают местные бюджеты и отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы; определяют в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения коммунальной соб­ственностью.

Специализированные финансовые органы (см. подробнее с. 4) проводят работу по обеспечению выполнения уста­новленных представительной властью предписаний в об­ласти финансов. Они руководят и несут ответственность за деятельность органов финансовой системы, выполняют как внешние функции, так и внутренние, связанные с функ­ционированием органов финансовой системы. Они наделе­ны таким объемом прав, который позволяет выполнить им эти функции, а также имеют обязанности перед другими участниками финансовых правоотношений. Например, Министерство финансов в соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержден­ным постановлением Совета Министров Республики Бела­русь от 31 ноября 2001 г. № 1585, имеет право:

требовать и получать от республиканских органов го­сударственного управления и организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финан-

14

совых ресурсов, материалы, необходимые для бюджетно-финансового планирования, бухгалтерские отчеты, балан­сы и прочие документы, необходимые длязрсуществления контроля за выполнением организациями финансовых обязательств перед государством;

взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средст­ва, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодатель­ства, задолженность организаций по бюджетным займам, бюджетным ссудам;

вкладывать свободные средства республиканского бюд­жета в хозяйственную деятельность, акции и другие цен­ные бумаги и др.

Физические лица имеют юридические права и несут обя­занности в случаях: а) когда они являются налогоплатель­щиками; б) являются получателями бюджетных ссуд.

Тема 4. Финансовый контроль в Республике Беларусь

Понятие, цель, значение и задачи финансового контроля

Финансовый контроль — это контроль компетентных государственных органов за законностью, правильностью и экономической целесообразностью деятельности участ­ников финансовых отношений по планомерному образо­ванию, распределению и использованию государственных денежных средств.

Контроль - важнейший элемент управленческой дея­тельности, организационного руководства, одна из форм претворения в жизнь принятых компетентными государ­ственными органами решений.

Цель финансового контроля - установление Достовер­ности расходования и оприходования материальных цен­ностей и денежных средств, проверка законности и эф­фективности действий по образованию, распределению и использованию денежных средств государства.

Финансовый контроль имеет важное значение, так как он является важнейшим звеном государственного контро­ля за количеством и качеством труда, за мерой труда и

мерой потребления, необходимость которого обусловлена действием экономических законов, последовательным осу­ществлением важнейшего принципа хозяйствования — режима экономии.    *»

Основные задачи финансового контроля — проверки:

- выполнения финансовых обязательств перед государ­ством;

- законности распределения финансовых ресурсов;

- целевого характера эффективного использования го­сударственных средств;

- правильности совершения финансовых операций;

- соблюдения государственной финансовой дисцип­лины.

Виды финансового контроля.

Государственный вневедомственный финансовый контроль. Ведомственный финансовый контроль. Независимый финансовый контроль (аудит). Внутрихозяйственный финансовый контроль. Общественный контроль

Государственный контроль за исполнением республи­канского бюджета, использованием государственной соб­ственности, исполнением актов Президента, Парламен­та, Правительства и других государственных органов, ре­гулирующих Отношения государственной собственности, хбзяйственные, финансовые и налоговые отношения, осу­ществляет Комитет государственного контроля, а также финансовые и налоговые органы, Национальный банк.

Национальное собрание и местные Советы депутатов осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении соответствующих бюджетов, заслушивании отчетов исполнительной власти о результатах и ходе ис­полнения бюджета.

Постоянные комиссии, депутаты Палаты представите­лей, члены Совета Республики Национального собрания в процессе своей деятельности обсуждают, анализируют и. проверяют информацию о ходе исполнения бюджета, рас­сматривают проект республиканского бюджета на предмет его соответствия действующему законодательству.

16

Внутриведомственный финансовый контроль осуществ­ляют министерства, государственные комитеты, ведомст­ва, другие органы управления (объединения и т. д.) по отношению к подведомственным им организациям. В этих целях в их составе создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы и т. д.).

В системе ведомственного контроля важное значение имеет внутрихозяйственный финансовый контроль, осуще­ствляемый аппаратом бухгалтерии и финансовых служб организаций. Главная задача этого вида контроля — непре­рывное наблюдение за состоянием финансово-хозяйствен­ной (Деятельности, выявление внутрихозяйственных резер­вов, обеспечение сохранности денежных средств и мате­риальных ценностей, устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудито­ры при наличии лицензии. Аудиторские организации и част­ные аудиторы оказывают помощь в организации бухгалтер­ского учета, исчислении налогов, проверке финансовых опе­раций до проверок, проводимых государственными финан­совыми органами. Этот контроль - платный. Между аудито­ром и клиентом заключается соответствующий договор.

Общественный финансовый контроль осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создавае­мые в организациях на общественных началах. К данному виду контроля Относятся обращения граждан в правоохра­нительные, контрольные органы, средства массовой ин­формации, которым сообщается о фактах злоупотребле­ний в финансовой сфере.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...