Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Личность профессионала




72. Модель специалиста по А.К. Марковой.

Модель специалиста – это отражение:

· объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств;

· знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества.

Различают:

1. модель специалиста (работающего, функционирующего);

2. модель подготовки специалиста.

73. Профессиограмма специалиста.

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) - этосистема признаков, описывающих профессию, включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых к этой профессии.

74. Профессионально–должностные требования.

Профессионально – должностные требования– этоминимально необходимые знания и умения для выполнения определённых профессиональных задач.

75. Квалификационный профиль.

Квалификационный профиль– этознания и умения работника в соответствии с тарифными разрядами оплаты труда.

76. Модель деятельности психолога по Аллену — Абрамовой.

Основные качества психолога

Квалифицированного Неквалифицированного

1. Цеди психологической помощи

Ориентирует клиента в его целях, предлагая ему максимально воз­можное число вариантов поведе­ния; свою задачу видит в расшире­нии возможностей клиента. Преследует свои цели, использу­ет клиента для реализации собст­венных склонностей, демонст­рации своей исключительности или решения собственных проб­лем.

2. Отклики и реакции в ситуации профессиональной деятельности

Дает разнообразные вербальные и невербальные отклики; избегая оценочных суждений, дает конст­руктивную обратную связь. Демонстрирует типичный, шаб­лонный стиль общения, дает сте­реотипные оценки.

3. Мировоззрение (концепция) практического психолога

Понимает сложность исследования человеческой индивидуальности и воздействия на нее, осознает невоз­можность многомерного ее описа­ния в рамках одной концепции и поэтому стремится использовать в работе множество концепций. Не имеет ясной концепции или имеет одну, содержание и проис­хождение которой не рефлекси-рует и ясно не осознает.

Основные качества психолога

Квалифицированного Неквалифицированного

4. Культурная продуктивность практического психолога

Способен к выработке множества идей и моделей поведения как в своей культуре, так и в рамках дру­гих культур, что позволяет ему при­соединиться к миру клиента, обрес­ти понимание жизненного пути, от­личного от собственного. Действует только в рамках собст­венной культуры, которую он понимает лишь через содержа­ние своей Я-концепции (часто неадекватной).

5. Конфиденциальность

Четко рефлексирует содержание получаемой психологической ин­формации, умеет хранить профес­сиональные тайны. Нарушает правила конфиденци­альности, склонен к распростра­нению конфиденциальной ин­формации.

6. Ограничения в деятельности практического психолога

Реально оценивает свои возможно­сти и границы компетентности, го­тов к сотрудничеству с представите­лями смежных профессий и колле­гами. Работает без ограничений, бе­рется за любую проблему, не же­лает работать с другими профес­сионалами, считает все свои дей­ствия правильными.

7. Межличностное влияние в работе практического психолога

Осознает и фиксирует взаимовлия­ние его и клиента, постоянно реф­лексирует свои чувства, мысли, же­лания; учитывает результаты меж­личностного влияния. Не понимает, не принимает и не учитывает межличностного вли­яния во взаимодействии с клиен­том.

8. Человеческое достоинство

Уважение достоинства клиента — это аксиома. В частности, обеспе­чивает адекватность для клиента ис­пользуемого психологического сло­варя. Может демонстрировать неува­жительное или даже оскорбитель­ное отношение к клиенту, при­дает сверхзначимость своей про­фессии, занимает позицию «сверху», использует псевдона­учный жаргон, перегружая речь специальной терминологией.

9. Обобщенная теория

Активно рефлексирует содержание обобщенной теории, постоянно осваивает новые теории и подходы; иногда способен к выработке собст­венной концепции психологиче­ской помощи, открыт для восприя­тия альтернативных точек зрения. Привязан к одному подходу, критично оценивает другие воз­можные точки зрения, принима­ет известный ему подход за един­ственно верный; не усваивает обобщенную теорию как личный способ мышления.

Основные качества психолога

Квалифицированного Неквалифицированного

10. Отношение к обобщенной теории

Видит в теории отражение реально­сти, которое может меняться в зави­симости от изменения психологи­ческой реальности клиентов, осоз­нает факт существования в любой теории предмета и разных способов его описания. Игнорирует способы мышления авторов разных теорий, не выде­ляет предмета теории и способов его описания,не соотносит свою теорию с другими.

77. Профессиональная компетентность психолога по В.Н. Карандашеву.

· профессиональные знания,

· профессиональные умения,

· профессиональные навыки;

· способности.

78. Профессиональные умения психолога.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники». Профессиональные умения предопределяют успешность практического психолога, его способность применять психологические знания на практике.

79. Профессиональные навыки психолога.

Профессиональные навыки - это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Профессиональные навыки это профессиональные действия, которые позволяют психологу легко и уверенно выполнять работу. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

80. Профессиональные умения и навыки психолога-исследователя.

энтузиазм по отношению к работе и ее задачам;

2) прилежание - способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду;

3) дисциплинированность;

4) способность к критике и самокритике;

5) беспристрастие;

6) умение ладить с людьми.

81. Профессиональные умения и навыки практического психолога.

Умения организовывать и лично проводить:

· психологическую диагностику;

· психологическую профилактику;

· психологическое консультирование;

· психологическую коррекцию;

· развивающую работу;

· психологическую реабилитацию;

· психологическое просвещение.

82. Профессиональные умения и навыки преподавателя психологии.

· Умение самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

· Владение логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями;

· Умение доступно объяснять учебный материал, обеспечивать его понимание и усвоение студентами;

· Обладание наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента;

· Умение создавать и поддерживать мотивацию студентов;

· Учтет возрастных, социально-психологических особенностей аудитории.

83. Профессиональные способности психолога.

· Психологическое просвещение – это распространение психологических знаний и повышение психологической культуры населения, формирование потребности в психологических знаниях и желания использовать их в жизни и практической деятельности

· Психологическая профилактика (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) – это работа по предупреждению социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения, снижению нервно-психической заболеваемости среди населения

· Психодиагностика (от греч. ψυχή — душа, и греч. διαγνωστικός — способный распознавать) – этоизучение индивидуально-психологических особенностей человека или группы людей и постановка психологического диагноза.

· Психологическое консультирование или психологический консалтинг (англ. consulting – консультирование) – это обеспечение человека необходимой информацией и создание условий для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах жизни.

· Развивающая работа – это вид деятельности практического психолога, направленный на дальнейшее развитие качеств, способностей, умений человека

Коррекционная работа или психокорре́кция(лат. correctio — исправление) -это целенаправленное, длительное, глубокое воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление отклонения, приведение показателей в соответствие с возрастной или иной нормой

· Профессиональные умения психолога включают в себяспособность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей.

Профессиональные навыки психолога– этоупрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу.

84. Личностные качества психолога- исследователя.

· коммуникативные качества (умение понимать других людей, вступать в диалог и д.р.);

· концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

· открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

· эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

· аутентичность (греч. authentikys — подлинный) поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

· энтузиазм (греч. ενθουσιασμός, ενθουσίασις — «вдохновение», «восторг», «воодушевление») и оптимизм (от лат. optimus — наилучший) , вера в способности участников группы к изменению и развитию;

· уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

· уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

· богатое воображение, интуиция;

· высокий уровень интеллекта.

Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей

85. Личностные качества практического психолога.

1) энтузиазм по отношению к работе и ее задачам;

2) прилежание - способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду;

3) дисциплинированность;

4) способность к критике и самокритике;

5) беспристрастие;

6) умение ладить с людьми.

86. Личностные качества преподавателя психологии.

· Самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.

· Профессиональное и личностное развитие психолога продолжается в течении всей профессиональной жизни.

87. Противопоказания для профессионального занятия психологией.

Ненависть к людям или мизантропия (греч. misanthropía, от miséo — ненавижу и ánthropos — человек).

2. Откровенное психическое нездоровье.

3.Неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе.

4. Лень при обучении и профессиональном саморазвитии.

88. Индивидуальный стиль психолога.

У опытных специалистов неизбежно формируется индивидуальный стиль трудовой деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности – это целесообразная систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат» (В.С. Мерлин)

«Парадокс» освоения профессиональной деятельности в ходе формирования индивидуального стиля труда заключается в том, что полноценное освоение профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять ее не только по нормативно-заданным образцам, а привносит в эту деятельность творческие элементы.

89. Профессиональные деструкции психолога.

· Личность трансформируется в процессе профессиональной деятельности. Трансформация проходит в двух противоположных направлениях.

· С одной стороны профессия формирует и развивает личность. С другой стороны процесс труда разрушает человека физически и психологически.

· Эффективное управление профессиональным развитием предполагает осознанное усиление первой тенденции и сведение к минимуму второй.

Профессиональная деструкция (от лат. destructio — «разрушение, рассыпание конструкции») — постепенно накопившееся негативное изменение способа деятельности и личности. Деструкции порождаются многолетним выполнением одной и той же работы и вызывают профессионально нежелательные качества. Их появление и развитие порождает психологическое напряжение и кризисы










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...