Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6. Правовые нормы и этические принципы, регулирующие деятельность психолога




Профессиональная этика. Основные уровни рассмотрения этических проблем в психологии. Правовой уровень рассмотрения этических проблем в психологии. Моральный уровень рассмотрения этическихпроблем в психологии. Нравственный уровень рассмотрения этических проблем в психологии. Этическиепринципы. Этический кодекс. Этические принципы профессиональной деятельности психолога. Этические стандарты, принятые американской психологической ассоциацией. Этические проблемы в научно–исследовательской деятельности психолога.

1. Профессиональная этика

· Профессиональная этика – это нормы, правила профессионального поведения.

· Профессиональная этика, первоначально возникла как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп.

2. Основные уровни рассмотрения этических проблем в психологии

· Правовой;

· Моральный;

· Нравственный.

3. Правовой уровень рассмотрения этических проблем в психологии

· Правовой уровень, основанный на таких документах, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция (Основной Закон) РФ», «Закон РФ об образовании»,«Должностная инструкция педагога–психолога», и других нормативных документах, вплоть до «Уголовного кодекса РФ».

4. Моральный уровень рассмотрения этических проблем в психологии

· Моральный уровень, отражен в этических «Кодексах», «Уставах» и даже «Стандартах», где отмечаются такие принципы, как «Не навреди!», «Принимай клиента таким, каков он есть», «Сохраняй профессиональную тайну (принцип конфиденциальности)»и т. п.

· Опыт показывает, что многие из этих принципов нуждаются в уточнении и комментариях иначе часть психологов воспринимает их буквально, что нередко приводит к недоразумениям и даже к негативным последствиям.

5. Нравственный уровень рассмотрения этических проблем в психологии

· Нравственный уровень, предполагает ценностно–смысловую зрелость психолога, сформированное ценностно–нравственное ядро личности.

· Нравственный предполагает у психолога , с одной стороны, отсутствие стремления навязывать свою точку зрения клиенту, с другой стороны, предполагает и свою собственную точку отсчета (нравственный критерий) при отношении психолога к тем или иным событиям окружающего мира и к самому себе.

6. Этические принципы

· Этические принципы представляют собойоценочные суждения позволяющие регламентировать и контролировать деятельность специалистов разных областей.

· Этические принципы психолога описаны в этическом кодексе психолога и являются обязательными для всех психологов-практиков.

7. Этический кодекс

· Этический кодекс - это ряд принципов и правил этического поведения, предназначенных для контроля за решениями и действиями профессионалов.

8. Этические принципы профессиональной деятельности психолога

В психологии нет единой, общепризнанной системы этических принципов, хотя попытки создания таких систем неоднократно предпринимались и предпринимаются.

Наиболее часто упоминаются следующие принципы:

· Принцип конфиденциальности;

· Принцип не нанесения ущерба;

· Принцип компетентности психолога;

· Принцип беспристрастности психолога;

· Принцип социальной ответственности.

9. Этические стандарты, принятые американской психологической ассоциацией

· Ответственность;

· Компетентность;

· Конфиденциальность;

· Публичные заявления;

· Ошибочные представления;

· Моральные и правовые стандарты;

· Благополучие клиента;

· Взаимоотношения с клиентом;

· Безличностное обслуживание;

· Объявления об обслуживании;

· Внутрипрофессиональе отношения;

· Оплата;

· Неразглашение теста;

· Интерпретация тестов;

· Публикация теста;

· Меры предосторожности в исследованиях;

· Значимость публикаций;

· Ответственность перед организацией;

· Деятельность по продвижению

10. Этические проблемы в научно–исследовательской деятельности психолога

· Чрезмерное экспериментирование.

· Вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей

· Страх перед исследованием наиболее острых социально–психологических проблем.

· Проблема недобросовестности исследования.

· Некорректное соавторство и откровенный плагиат.

· «Кастовость» и «семейственность» в науке.

· Проблема «профессиональных секретов

· Проблема необоснованного «продвижения» в науке.

· Проблема излишней формализации научно–исследовательской деятельности.

· «Подстраивание» под чей–то научный авторитет или прикрытие этим авторитетом далеких от науки целей.

· Откровенная травля своих коллег по работе

· «Научное обоснование» и участие некоторых психологов в глобальных общественных манипуляциях.

11. Основные этические проблемы и «соблазны» практической психологии

· Проблема власти над сознанием клиента

· Проблема самокрасования

· «Соблазн» следования «методическим модам»

· Проблема платности психологических услуг

· Проблема близких отношений психолога с клиентом

· «Соблазн» работать с полной отдачей, забывая о своих личных интересах и здоровье

· Проблема «неинтересного» и «скучного» клиента

· Проблема «раннего прозрения клиента»

· Проблема «позднего прозрения» клиента

· «Прозрение» самого психолога

· Неверие в возможности клиента

· Работа без должной теоретической и методической подготовки

· Проблема критериев оценки эффективности психологической помощи

Тема 7. Жизненные и творческие пути известных психологов

Степень автономности/зависимости профессионального пути от личностных особенностей и жизненных коллизий «адепта» (на примере профессионального пути З. Фрейда, В. Франкла, Б. Беттельхейм,Э.Фромма, М. Эриксона, А. Маслоу, Л.С. Выготского).

1. З. Фрейд и его школа

2. В. Франкл и его школа

3. Б. Беттельхейм и его школа

4. Э.Фромм и его школа

5. М. Эриксон и его школа

6. А. Маслоу и его школа

7. Л.С. Выготский и его школа










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 372.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...