![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 6. Правовые нормы и этические принципы, регулирующие деятельность психолога
Профессиональная этика. Основные уровни рассмотрения этических проблем в психологии. Правовой уровень рассмотрения этических проблем в психологии. Моральный уровень рассмотрения этическихпроблем в психологии. Нравственный уровень рассмотрения этических проблем в психологии. Этическиепринципы. Этический кодекс. Этические принципы профессиональной деятельности психолога. Этические стандарты, принятые американской психологической ассоциацией. Этические проблемы в научно–исследовательской деятельности психолога. 1. Профессиональная этика · Профессиональная этика – это нормы, правила профессионального поведения. · Профессиональная этика, первоначально возникла как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп. 2. Основные уровни рассмотрения этических проблем в психологии · Правовой; · Моральный; · Нравственный. 3. Правовой уровень рассмотрения этических проблем в психологии · Правовой уровень, основанный на таких документах, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция (Основной Закон) РФ», «Закон РФ об образовании»,«Должностная инструкция педагога–психолога», и других нормативных документах, вплоть до «Уголовного кодекса РФ». 4. Моральный уровень рассмотрения этических проблем в психологии · Моральный уровень, отражен в этических «Кодексах», «Уставах» и даже «Стандартах», где отмечаются такие принципы, как «Не навреди!», «Принимай клиента таким, каков он есть», «Сохраняй профессиональную тайну (принцип конфиденциальности)»и т. п. · Опыт показывает, что многие из этих принципов нуждаются в уточнении и комментариях иначе часть психологов воспринимает их буквально, что нередко приводит к недоразумениям и даже к негативным последствиям. 5. Нравственный уровень рассмотрения этических проблем в психологии · Нравственный уровень, предполагает ценностно–смысловую зрелость психолога, сформированное ценностно–нравственное ядро личности. · Нравственный предполагает у психолога , с одной стороны, отсутствие стремления навязывать свою точку зрения клиенту, с другой стороны, предполагает и свою собственную точку отсчета (нравственный критерий) при отношении психолога к тем или иным событиям окружающего мира и к самому себе. 6. Этические принципы · Этические принципы представляют собойоценочные суждения позволяющие регламентировать и контролировать деятельность специалистов разных областей. · Этические принципы психолога описаны в этическом кодексе психолога и являются обязательными для всех психологов-практиков. 7. Этический кодекс · Этический кодекс - это ряд принципов и правил этического поведения, предназначенных для контроля за решениями и действиями профессионалов. 8. Этические принципы профессиональной деятельности психолога В психологии нет единой, общепризнанной системы этических принципов, хотя попытки создания таких систем неоднократно предпринимались и предпринимаются. Наиболее часто упоминаются следующие принципы: · Принцип конфиденциальности; · Принцип не нанесения ущерба; · Принцип компетентности психолога; · Принцип беспристрастности психолога; · Принцип социальной ответственности. 9. Этические стандарты, принятые американской психологической ассоциацией · Ответственность; · Компетентность; · Конфиденциальность; · Публичные заявления; · Ошибочные представления; · Моральные и правовые стандарты; · Благополучие клиента; · Взаимоотношения с клиентом; · Безличностное обслуживание; · Объявления об обслуживании; · Внутрипрофессиональе отношения; · Оплата; · Неразглашение теста; · Интерпретация тестов; · Публикация теста; · Меры предосторожности в исследованиях; · Значимость публикаций; · Ответственность перед организацией; · Деятельность по продвижению 10. Этические проблемы в научно–исследовательской деятельности психолога · Чрезмерное экспериментирование. · Вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей · Страх перед исследованием наиболее острых социально–психологических проблем. · Проблема недобросовестности исследования. · Некорректное соавторство и откровенный плагиат. · «Кастовость» и «семейственность» в науке. · Проблема «профессиональных секретов · Проблема необоснованного «продвижения» в науке. · Проблема излишней формализации научно–исследовательской деятельности. · «Подстраивание» под чей–то научный авторитет или прикрытие этим авторитетом далеких от науки целей. · Откровенная травля своих коллег по работе · «Научное обоснование» и участие некоторых психологов в глобальных общественных манипуляциях. 11. Основные этические проблемы и «соблазны» практической психологии · Проблема власти над сознанием клиента · Проблема самокрасования · «Соблазн» следования «методическим модам» · Проблема платности психологических услуг · Проблема близких отношений психолога с клиентом · «Соблазн» работать с полной отдачей, забывая о своих личных интересах и здоровье · Проблема «неинтересного» и «скучного» клиента · Проблема «раннего прозрения клиента» · Проблема «позднего прозрения» клиента · «Прозрение» самого психолога · Неверие в возможности клиента · Работа без должной теоретической и методической подготовки · Проблема критериев оценки эффективности психологической помощи Тема 7. Жизненные и творческие пути известных психологов Степень автономности/зависимости профессионального пути от личностных особенностей и жизненных коллизий «адепта» (на примере профессионального пути З. Фрейда, В. Франкла, Б. Беттельхейм,Э.Фромма, М. Эриксона, А. Маслоу, Л.С. Выготского). 1. З. Фрейд и его школа 2. В. Франкл и его школа 3. Б. Беттельхейм и его школа 4. Э.Фромм и его школа 5. М. Эриксон и его школа 6. А. Маслоу и его школа 7. Л.С. Выготский и его школа |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 528. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |