Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Профессиональной деятельности в системе образования




Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Социальный педагог обеспечивает условия для практического осуществления прав ребенка в образовательном учреждении. В его компетенцию входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребенка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур, в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей, социальный педагог изучает и использует нормативно-правовые основы должностного самоопределения.

 

Конвенция ООН о правах ребенка

Международный закон имеющий высокое социально-нравственное, правовое, педагогическое значение для развития человеческого сообщества.

"Международные конвенции - одно из названий международного договора, устанавливает взаимные права и обязанности государств, как правило, в какой-либо области." (Советская энциклопедия. М.: 1980).

Из истории:

( Здесь использованы справочные материалы “Конвенция о правах ребенка” Составитель: Трухачева Т.В. СПб.-1994).

В рамках Лиги Наций в 1924 году была принята Женевская декларация прав ребенка.

В 1945 году образован Детский Фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) - главный механизм международной помощи детям.

В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую Декларацию прав человека, которая провозглашает: “Дети должны быть объектом особой заботы и помощи”.

В 1959 году Генеральная Ассамблея принимает Декларацию прав ребенка.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Объединенных Наций принимает Конвенцию о правах ребенка. Журналисты провозгласили ее “великой хартией вольности для детей, мировой конституцией прав ребенка”.

Главная цель и назначение.

( Здесь использованы материалы Научно-исследовательского института детства Российского детского фонда: Права ребенка - ред.-сост. Е.М.Рыбинский, М. 1992.)

Это документ высокого социально-нравственного звучания, провозглашает новую этику, основанную на признании ребенка частью общества, имеющего приоритет интересов над интересами общества. Объектом особого внимания, заботы общества называются проблемы социально депривилегированных групп детей: сирот, беженцев, инвалидов, правонарушителей и т.п.

Это правовой документ высокого международного стандарта: провозглашает ребенка субъектом права, гражданином с момента его рождения; обязует каждое государство, ратифицирующие Конвенцию, привести национальную законодательную базу в соответствии с этим международным актом; определяет правовые нормы ответственности государства за ее осуществление; вводит механизм контроля.

Это педагогический документ осуждающий сущность авторитаризма как наднационального явления, недопустимость его существования в современном обществе как источника многих катастроф человечества.

Конвенция помогает утверждать в педагогике гуманно - демократические отношения, когда дети и взрослые - равные субъекты социальной жизни, отношения, которые строятся на основе уважения прав, ответственности каждого перед законом и правами других людей.

Цель и содержание

( С полным текстом Конвенции можно ознакомиться как в отдельных изданиях, сборниках документов, так и в журналах: “Воспитание школьников” №№ 3-6, 1993,1994; “Народное образование” - № 5, 1993)

Главная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Ее положения можно свести к следующим основным требованиям, которые должны обеспечивать права детей на: выживание, развитие, защиту и активное участия в жизни общества. Здесь приводим некоторый путеводитель по статьям.

Часть I.

 ст. 1-4 - понятие ребенок;

ст. 5-11 - право на жизнь, имя, гражданство, сохранение индивидуальности, право на воспитание в семье;

ст. 12-17 - право на защиту личной жизни, выражение собственных взглядов, своего мнения, свободы совести, мысли, религии, на создание детских сообществ, на доступ к информации;

ст. 18-19 - право на исполнение ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка;

ст. 20-26 - права депривелигированных детей;

ст. 27 - право на уровень жизни, необходимый для развития;

ст. 28-31 - право на образование, на отдых и досуг;

ст. 32-36 - право на защиту от эксплуатации, наркомании, сексуального совращения, похищений;

ст. 37-40 - права тех, кто нарушил закон, права во время вооруженных конфликтов, войн.

Часть II.

Ст. 41-45 - механизм контроля за выполнением обязательств государствами;

Часть III.

Ст. 46-54 - процедурно-правовые меры осуществления Конвенции.

О методике работы с текстом Конвенции ООН

1. Когда анализируешь русский текст международного документа много встречаешь трудностей, противоречий, непривычен язык, не всегда сразу проясняется смысл статьи. Главное не буква , а дух закона, надо вычленить те цели, ценности и смыслы, которые позволяют видеть нормы жизни цивилизованного общества, без низ невозможны не только свобода, добро и справедливость, но и выживание человеческого рода.

2. Читая статью, надо соотнести ее содержание с реальной действительностью, подумать о путях реализации, о системе контроля за выполнением, об актуальности, значимости тех или иных сведений для конкретных лиц, возрастных групп.

3. Формы разъяснения должны быть доступны, актуальны, в ходе изучения статей Конвенции необходимо иллюстрировать их смысл конкретными фактами, наглядным материалом.

4.  Для осуществления конкретных статей, реализации Конвенции необходимо активное участие самих субъектов права, социальные инициативы отдельных социальных групп, общественных организаций как взрослых, так и детей.

Таким образом, для успешной реализации Конвенции на местах необходимо придерживаться трех принципов: знание, понимание, осуществление.

Конвенция лишь предлагает некие минимальные стандарты, - предлагает общую этическую и юридическую схему. Дело каждого конкретного государства было ратифицировать Конвенцию, создать национальные Программы действий до 2000 года, подготовить собственную законодательную базу для ее реализации и один раз в два года готовить объективные отчеты в Комитет ООН.

24 июля 1998 года в России принят Федеральный Закон, обеспечивающий гарантии прав ребенка с учетом условий и традиций нацией страны.

 

Федеральный Закон

“Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. Наше государство утверждает этим законом признание детства важным этапом в жизни человека. Какие же приоритеты выдвигаются:

· подготовка детей к полноценной жизни в обществе;

· развитие у детей общественно-значимой и творческой активности;

· воспитание в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Документ содержит три главы.

I глава - общие положения, основной смысл государственной политики в интересах детей.

II глава - основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации - раскрывает законодательные основы гарантий прав ребенка, механизм содействия ребенку в реализации его законных прав и интересов, меры по их защите.

III глава - организационные основы гарантий прав ребенка - роль каждого звена государственной структуры и мероприятия по осуществлению гарантий прав ребенка.

IV глава - гарантии исполнения настоящего Федерального закона - порядок разрешения споров при исполнении настоящего закона.

V глава - заключительные положения - сроки вступления в силу отдельных статей и Закона в целом, необходимость приведения всей законодательной системы государства в соответствие с настоящим Федеральным законом.

При изучении и использовании текста Закона на практике желательно обратить внимание прежде всего на основные понятия, которые определяют                                                                   смысл социальной политики государства.

Ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), в наших документах может быть назван несовершеннолетним, привлекает внимание социального педагога прежде всего потому, что он находится в трудной жизненной ситуации. Направление работы в плане социального педагога могут быть определены в соответствии с тем, проблемы какой социальной группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, становятся объектом его внимания. Фактически каждый ребенок может попасть в такую группу, если его жизнедеятельность нарушена в результате сложившихся обстоятельств и он не может преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

При этом социальный педагог обеспечивает условия для социальной адаптации данного ребенка, как внутреннего процесса принятия норм общественной жизни и поведения, преодоления последствий психологической или моральной травмы. В этой ситуации социальный педагог создает условия для становления ребенка как субъекта социальной жизни.

Социальный педагог занимается и социальной реабилитацией ребенка, как внешним процессом, проводит мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем окружающих. Социальный педагог создает условия для становления педагогически целесообразной социальной среды.

Социальному педагогу нужно хорошо изучить, кто по закону обеспечивает социальное обслуживание и жизнеобеспечение детей, чем занимаются социальные службы, и что такое социальная инфраструктура для детей. Какое место здесь занимает система образования?

Все правовые документы социального педагога должны быть сориентированы на цели государственной политики в интересах детей. (ст. 4). Мотивация обращения в те или иные органы власти социального педагога может быть подкреплена материалами Закона (ст. 5).

Статья 7 поможет социальному педагогу в решении вопроса о полномочиях и ответственности различных общественных структур за содействие в реализации и защите его прав и законных интересов.

1. Органы государственной власти - содействуют ребенку в реализации и защите его интересов и прав через принятие соответствующих нормативно-правовых актов, проведение методической информационной работы, поощрение ребенка и тех, кто способствует осуществлению его прав и законных интересов.

2. Родители  и лица их заменяющие содействуют осуществлению самостоятельных действий самим ребенком по осуществлению своих прав и законных интересов.

3.  Педагоги и другие специалисты несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоровья, социальную защиту и социальное обслуживание ребенка, но только в рамках, которые определили им компетентные органы государственной власти и в соответствии с Законодательством РФ.

4. Общественные и некоммерческие организации могут тоже осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав, к исполнению обязанностей и могут получить в этом методическую и иную помощь от органов исполнительной власти.

Далее социальный педагог может ознакомиться с тем, какие устанавливаются минимальные стандарты и меры по осуществлению гарантий прав ребенка (ст. 8-14), изучить какие особые меры гарантирует государство для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 15), сроки вступления в силу действия тех или иных органов местного самоуправления (ст. 17), государственная поддержка общественных организаций (ст. 18), государственный заказ (ст. 19) и целевые программы (ст. 20), а также порядок финансирования мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей (ст. 21).

Для успешной реализации данного Закона необходимо сделать его достоянием педагогов, детей, родителей, специалистов других государственных учреждений и общественных деятелей.

На основе текста Закона можно корректировать “Устав ОУ”, планы социально-педагогической работы, формулировать обращения в органы исполнительной власти, регулировать отношения между семьей и школой. Закон о гарантиях прав ребенка в будущем должен быть соотнесен Законодательными органами с текстом Закона РФ “Об образовании”.

 

Закон РФ “Об образовании”

Данный Закон является ведущим нормативным документом государственной политики в области образования, гарантом осуществления права ребенка на образование.

Глава 1. Общие положения  - провозглашение области образования как приоритетной в государственной политике и права на образование - необходимым конституционным правом граждан Российской Федерации. Раскрыты принципы, задачи, государственные гарантии.

Глава 2. Система образования  - совокупность взаимодействующих программ, сети учреждений, органов управления.

Глава 3. Управление системой образования - разграничение компетенции органов государственной власти различного уровня, органов государственной власти и органов управления образованием, государственных и негосударственных образовательных учреждений, формы государственного контроля за качеством образования.

Глава 4. Экономика системы образования - отношение и права собственности, государственной гарантии в финансировании различных типов ОУ, платные дополнительные услуги и предпринимательская деятельность в ОУ, возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием.

Глава 5. Социальные гарантииреализации прав граждан на образование, - права и социальная защита обучающихся, воспитанников, родителей, работников ОУ.

Глава 6. Международная деятельность в области образования.

Социальному педагогу важно подробно ознакомиться со всеми статьями Закона. Наиболее значимой в конкретный период может оказаться любая из них. Но прежде всего, социальному педагогу надо знать, что государственный заказ к образовательному учреждению выражен в “государственном образовательном стандарте” (ст. 7), государственные гарантии прав граждан РФ в области образования (ст. 5), обеспечивают на разных уровнях (ст. 18-24) учреждения разного типа (ст. 12). Каждое ОУ отражает основы и особенности своей деятельности в Уставе (ст. 13) и все последующие локальные акты, нормативно-правовые документы не могут противоречить Уставу. Содержание социально-педагогической работы определяется прежде всего на основе определения социальных гарантий права граждан на образование (ст. 50-51).

Заслуживает внимания ст. 51 “Права и обязанности родителей, законных представителей”. Перед подписанием должностной инструкции и трудового договора следует ознакомиться со ст. 53-56.

Таким образом Закон “Об образовании” является наиболее общей мерой в процессе регулирования отношений между образовательными учреждениями и органами государственной исполнительной власти, между отдельными образовательными учреждениями, между работниками ОУ и родителями при решении проблем осуществления прав ребенка на образование.

 Более конкретно государственный заказ, права и обязанности субъектов образовательного процесса представлены в “Типовом положении об образовательном учреждении”, которое утверждено Правительством Российской Федерации и в соответствии с которым создан Устав любого образовательного учреждения.

 

Федеральный Закон

“Об основах системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних”

Данный Закон принят 24 июня 1999 года, является шагом в разработке мер по осуществлению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно: устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с жизненной ситуацией детей, находящихся в социально опасном положении . Поскольку в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних участвует большая сеть социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций, данный Закон уточняет задачи государственных структур по управлению этой деятельностью и контролю.

Глава I. Общие положения - основные смыслы, задачи, принципы, участники и содержание профилактической работы.

Глава II. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Границы компетентности работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст.11), системы социальной защиты населения и социального обслуживания (ст. 12), специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (ст. 13), системы образования (ст. 14-15), органов опеки и попечительства (ст. 16), органов и учреждений по делам молодежи ( ст. 17), системы здравоохранения (ст. 18), службы занятости ( ст. 19), органов внутренних дел (ст. 20,23), финансовое обеспечение системы профилактики (ст. 25).

Глава III. Производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Глава IV. Заключительные положения -порядок вступления в силу настоящего Закона.

Для социального педагога ОУ важно осознать особенные черты той группы детей, которая оказалась в особо опасном положении и те меры по профилактике, которые входят в его компетенцию, как педагога - работника образовательного учреждения. Определение понятий (ст. 1) позволяет более точно оформлять документы, составлять характеристику сложившейся ситуации в соответствии с Законом, что должно способствовать установлению общего языка и смысла профилактической работы сотрудников различных ведомств.

Очевидно, что в компетенцию социального педагога ОУ прежде сего входит индивидуальная профилактическая работа по выявлению детей и семей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогическая реабилитации, предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. Кроме того он может стать координатором в работе других специалистов по профилактике безнадзорности и правонарушений как явлений общественной жизни. Основные задачи и принципы (ст. 2) профилактической работы могут лечь в основу деятельности социального педагога в ОУ, а знание органов и учреждений системы профилактики (ст. 4) будет способствовать совершенствованию системы социальных связей образовательного учреждения.

Знакомство с классификацией лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (ст. 5) и последующие статьи (6-10) помогут более точно отобрать средства социально-педагогической работы и меру ответственности, которую имеет возможность взять на себя социальный педагог. При этом проводится работа и с родителями, которые нарушают права несовершеннолетних, не используют свои обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию в порядке установленном законодательством.

Знакомство со статьями второй главы помогает более четко выстроить социально-педагогическую работу по этому направлению в системе образования (ст. 14-15), отрегулировать отношения и определить меру ответственности за результат каждого учреждения и ведомства государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Социальный педагог в своей работе опирается на Гражданское, Семейное, Трудовое и Жилищное право. Незнание закона, как известно, не ограждает граждан от ответственности, но правовая некомпетентность населения - типичное явление в нашей жизни и это очень усложняет социально-педагогическую работу. Поэтому правовое образование детей, правовое просвещение педагогов и родителей может стать одним из направлений в деятельности социального педагога.

Кроме основных Федеральных Законов и Программ, руководящими документами являются региональные законы, например, Закон Санкт-Петербурга “О молодежи и молодежной политике”, городские целевые программы: “Молодежь Санкт-Петербурга”, “Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге”. Социальный педагог может принимать участие в совершенствовании социальной политики в отношении детства, разрабатывая и предлагая на конкурс программы, которые могут получить государственную поддержку и финансирование. Важно, чтобы их содержание соответствовало Положению о федеральной, городской или районной программе, которые принимаются законодательными органами на довольно длительный период, а Положение о конкурсе программ - ежегодно. Об этом можно получить информацию в Комитете по делам семьи, детства и молодежи Администрации Санкт-Петербурга.

Комитет по образованию Администрации Санкт-Петербурга также проводит конкурсы на лучший проект или программу в рамках Проекта “Петербургская школа”, затем лучшие материалы ложатся в “Программу развития петербургской школы” и утверждаются правительством города на пять лет, что может обеспечить правовую поддержку социально-педагогической деятельности, вошедшей в Программу. Материальную и другую поддержку можно также получить, участвуя в других конкурсах, в том числе и на международном уровне, информацию о них можно получить в многочисленных общественных организациях и фондах.

 

Как было отмечено во введении к данному разделу, точное определение границ профессиональной деятельности, эффективная реализация прав и обязанностей социального педагога невозможны без знания нормативно-правовой основы должностного самоопределения.

В настоящее время идет формирование правовой базы профессиональной деятельности социального педагога, которая складывается как отражение реального профессионального опыта социально-педагогической работы.

Решение Коллегии Министерства образования РФ “О практике социально-педагогической работы в России и перспективах ее развития” № 19/1 от 27.10.93 года констатирует, что в ряде территорий (в том числе и в Санкт-Петербурге) ведется целенаправленная работа по развитию социально-педагогической помощи, поддержки детей и подростков. В высших и средних учебных заведениях, введена специальность “Социальная педагогика”, ведется переподготовка и повышение квалификации специалистов. Таким образом, можно считать, что в 90-х годах специальность “Социальный педагог” получила свою путевку в жизнь и утвердилась в государственной образовательной системе.

Началом этого процесса явились решения Коллегии Госкомитета СССР по народному образованию “О введении института социальных педагогов” от 13.07.90 г. № 14/4, “Об организации социальной службы помощи детям и молодежи” , от 22.04.91. № 8/10 , решение Коллегии МО РФ “Социально-правовая и психолого - медико - педагогическая помощь детям и подросткам” от 14.04.93 г. № 6/1 .

В Санкт-Петербурге источником формирования современной нормативно-правовой базы специальности социальный педагог можно считать Постановление Правительства Санкт-Петербурга “О мерах по обеспечению всеобщего основного, 9-летнего и развитию среднего образования” от 27.10.93 г. № 23, где указано на необходимость организации достоверного учета детей школьного возраста, движения учащихся, подлежащих обязательному обучению, относящихся к “группе риска” и на введение в образовательных учреждениях специалиста - социального педагога. За ним последовал Приказ Комитета по образованию Мэрии Санкт-Петербурга “О мерах по развитию социально-педагогической службы в образовательных учреждениях города” № 507 от 04.11.95 г. , и Приложение “Положение о социальном педагоге образовательного учреждения Санкт-Петербурга”.

Данный документ подготовлен на основе тарифно-квалификационной характеристики социального педагога, утвержденной Приказом МО РФ от 10.11.92 г. № 405.

Правительство Российской Федерации приняло Постановление “Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи” от 31 июля 1998 года № 867 . Ранее же были приняты Приказы Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга, например, «Об уточнении штатных расписаний территориальных психолого-педагогических медико-социальных служб Санкт-Петербурга» от 20.03.98 г. № 175.

Все эти документы ложатся в основу решений районных органов управления и руководителей учреждений о введении должности социального педагога в штатное расписание образовательных учреждений и о возложении на них обязанностей в соответствии с вышеназванными характеристиками.

При приеме на работу социальный педагог проходит тарификацию, для определения разряда оплаты труда необходимы сведения об уровне образования и педагогическом стаже, “Положение о социальном педагоге” в совокупности с Тарифно-квалификационной характеристикой дают исходный материал для определения должностной инструкции социального педагога (см. Приложение ). Окончательно текст должностной инструкции складывается и подписывается социальным педагогом после его знакомства с предшествующим опытом и условиями социально-педагогической работы в данном учреждении. Далее на основе изучения социального состава обучающихся, социальных ожиданий детей, родителей, педагогов, изменения условий социально-педагогической работы, обретения опыта или повышения квалификации социальным педагогом текст должностной инструкции может быть изменен. Согласование мнений, соглашение директора школы и социального педагога может быть оформлено как изменение или дополнение к основному тексту должностной инструкции.

 Как показывает опыт, социальный педагог становится хорошим специалистом только в том случае, если неустанно изучает нормативно-правовые основы своей профессиональной деятельности.

Планирование










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...