Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современное состояние и перспективы развития специальности.




 

С 1992 года в ГУПМ реализуется исследовательский проект “Социальный педагог образовательного учреждения: становление профессии в мегаполисе”. Проект был утвержден в Центре социальной педагогики РАО (ныне институте Педагогики социальной работы).                                                                                                                  

В рамках проекта кафедрой педагогики социального творчества совместно с кафедрой социологии был составлен тест “Социальный педагог. Самостоятельный анализ деятельности”. Он позволил изучить состояние профессионального самоопределения и самооценки социальных педагогов, проанализировать содержание социально-педагогической работы, выявить ее основные средства. Всего было опрошено 280 человек.

Опираясь на анализ полученных материалов, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день профессиональное сообщество социальных педагогов сложилось, так как более 63 % опрошенных считают, что данная профессия необходима обществу и не дублируется никакими другими профессиями. Они не ощущают искусственности своего положения в образовательных учреждениях 80 %, сделали осознанно выбор данной профессии, думают, что будут работать по данной специальности достаточно длительное время.

Среди причин, побудивших выбрать профессию социального педагога особо отмечается желание помочь детям и взрослым в решении их проблем (48 %), наличие собственного опыта в решении трудных жизненных ситуаций (38 %), наиболее полная реализация своих способностей и творческого потенциала (45 %).

Оценивая свое психическое, эмоциональное состояние, только 50 % социальных педагогов констатируют, что не испытывают дискомфорта в общении с детьми и взрослыми, ощущают эмоциональный подъем от встреч с новыми людьми, задачами и удовлетворены результативностью своей деятельности.

80 % специалистов высказывают тревогу, что они не могут качественно делать свою работу и помогать детям в решении проблем их социальной жизни, так как отмечают высокую степень трудностей, главным образом это связано:

· с нечеткостью их социального и правового статуса, конкретных функциональных обязанностей;

· с недостаточной профессиональной готовностью к решениям и действиям в трудных жизненных ситуациях;

· с недостатком конкретных знаний по психологии и законодательству.

 Около 80 % социальных педагогов указывают на необходимость повышения квалификации и расширения профессионального общения для обмена опытом.

Как возможные формы повышения квалификации, указываются следующие: знакомство с работой опытных социальных педагогов, практические занятия, анализ конкретных ситуаций, деловые игры, активные методы обучения, проблемные семинары, курсы лекций.

Проанализировав профессиональное самоопределение социального педагога можно сказать, что сообщество социальных педагогов уже сложилось, имеет свои неповторимые черты.

Что же представляет из себя содержание социально - педагогической работы, как его видят социальные педагоги, что представляет собой реальная практика.

Около 60 % социальных педагогов, анализируя свою деятельность, выделяют, как ведущие или чаще всего используемые, следующие методы работы: доверительная беседа, разъяснение учащимся их положения в конфликтной или сложной ситуации, анализ и совместное осмысление стихийно сложившейся ситуации, поучительное слово, т.е. словесные методы педагогической работы, а не методы, выработанные в рамках данной специальности .

Прежде всего надо отметить, что данным специалистам приходится сталкиваться с самыми разнообразными проблемами социальной жизни ребенка и не всегда они готовы к их разрешению. Поле профессиональной деятельности социального педагога определяется современным состоянием социальной и педагогической реальности, социальными ожиданиями детей, родителей и коллег. При этом объектом внимания специалиста всегда является проблемная (трудная) жизненная ситуация.

Для начинающих социальных педагогов знакомство с материалами анализа содержания социально-педагогической работы может быть полезным, так как позволит увидеть вопросы и проблемы, с которыми придется встретиться в первую очередь.

В тесте прозвучали два вопроса:

1. Какие из ниже перечисленных проблем входят, по Вашему мнению, в профессиональную компетенцию социального педагога?

2. Знаете ли Вы как разрешаются эти проблемы?

Набор проблем, которые представлены в тесте, составлен на основе предварительного мониторингового исследования. В течение пяти лет проводилось анкетирование заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей и самих социальных педагогов. При анализе ответов социальных педагогов, проходивших тестирование в последние два года, удалось решить следующие задачи:

- разделить все проблемы на четыре блока по их содержанию и условиям, в которых они возникают;

- проранжировать блоки по степени включенности тех или иных проблем в компетенцию современных социальных педагогов;

- выявить проблемы, которые вызывают наибольшие трудности у социальных педагогов, (они не знают как эти проблемы решать);

- определить ведущие функции в социально-педагогической работе;

- рассмотреть средства решения проблем социальной жизни ребенка и самооценку готовности к их применению социальных педагогов.

В самом общем виде перечень проблем и отнесение их к компетенции социального педагога можно представить в таблице.

Название блока, содержание процент
 Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде. · “трудные дети” (т.е. неуправляемые, педагогически запущенные, ведут себя вызывающее, агрессивно) · дурная компания, криминальный контакт, причастность к криминальным обстоятельствам, состоят на учете в милиции · употребление детьми алкоголя, наркотиков · адаптация к новой среде (новом классе, школе, детском коллективе) · дезадаптация к нормам социальной жизни в коллективе и как следствие одиночество, дефицит общения 74 %     83 %   72 % 69 % 59 %   48 %
Проблемы семьи ·  психологическое неблагополучие в семье, семьи “социального риска", тяжелое материальное положение, беспризорность детей, алкоголизм и наркомания родителей · Соблюдение, охрана и защита прав детей и подростков, нуждающихся в правовой, социальной и педагогической, медицинской и психологической помощи · опека, попечительство, сиротство · агрессия, насилие детей родителями, родственниками, соседями 68 %     85 %   83 % 78 % 62 %
Проблемы связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе · агрессия учителей: придираются, кричат, конфликты между учителями и учениками, отказ учителей работать с учениками · угнетенность из - за непонимания учебного материала, низкая успеваемость, уклонение от обучения, отсутствие интереса · конфликты в среде сверстников (один на один, все на одного) · многосторонние конфликтные ситуации с участием детей, родителей, учителей, администрации и т.д. 56 %     79 %   63 % 60 %   55 %
 Проблемы связанные с сохранением психического здоровья детей, развитием личности и самоопределением детей и подростков · профессиональное самоопределение подростков, с учетом возможностей социальной среды · психологическая дезадаптивность, тревожность, страхи · саморазвитие ребенка и реализация его способностей в соц. среде · личностное самоопределение, рефлексия ( Кто я? Какой я?) 48 %     72 % 59 % 54 % 45 %

Изучив проблемное поле профессиональной деятельности социальных педагогов можно отметить, что наибольшие трудности они испытывают при решении следующих проблем:

· проблемы детей, которые не находят себе места в нормальном социуме, дезадаптираванные по отношению к нормам социальной жизни и к жизни в коллективе - это как правило, дети, которые имеют криминальный контакт;

· проблемы тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность и нежелание заниматься полноценным воспитанием детей;

· разрешение проблем психологического состояния ребенка при наличии многосторонних иерархических конфликтов между администрацией школы, родителями и учениками.

На основе изучения содержания профессиональной деятельности социальных педагогов были выявлены три ведущие функции в процессе социально-педагогической работы. 

Профилактическая:

· профилактика трудной жизненной ситуации ребенка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка, совместное с ним преодоление трудностей на пути к решению жизненно важных задач.

Защитно-охранная:

· защита и охрана прав ребенка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации. Защита ребенка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней и защита социальной среды от деструктивного влияния на нее ребенка.

Управленческая:

· координация действий или средств, которые способствуют выходу ребенка из трудной жизненной ситуации; разворачивание социальных связей для использования возможностей различных людей, организаций, приобщение их к решению проблем социальной жизни ребенка и активное включение самого ребенка в эти связи.

Как показывает опыт, при реализации этих функций социальный педагог выполняет роли наставника, посредника, координатора и поэтому применяет определенные механизмы разрешения проблем различных групп детей.

Выполняя в своей деятельности эти три функции, социальный педагог может применять одни и те же средства для работы с различными группами проблем.

Рассмотрим средства, которые используются в деятельности социальными педагогами при реализации данных функций, а также отметим готовность социальных педагогов к использованию следующих средств. /Таблица 2./

средства готовность
1. Профилактическая функция · С помощью социологических опросов, социометрических методик, личностного и профессионального самоопределения, тестирования, валеологической экспертизы изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определение его социального развития, психологического и физического состояния, статуса семьи, · Первичная профессиональная диагностика с применением методик определения профессиональной направленности, интересов ребенка и семьи. готовы   86 %     74 %
    · Включению элементов социального воспитания в предметы базового учебного цикла. · Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, учителей, учащихся. · Учебные и практические занятия, ролевые игры, тренинги. не готовы   64 %   52 % 48 %
2. Защитно-охранная функция · Создание картотеки, банка данных о наблюдаемых семьях, детях, о проблемных или конфликтных ситуациях · Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных учреждениях социального обеспечения и правоохранительных органах. · Помощь и оформление в ПТУ, сменную школу, помощь в трудоустройстве детей и подростков, помощь в прохождении медицинской комиссии, врачебном обследовании. · Индивидуальные беседы и групповые занятия с участниками сложных и конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта. готовы   76 %   72 %     70 %     68 %
      · Комплексный, многосторонний анализ проблемной ситуации на основе определения концептуального подхода к социальной педагогике · Подготовка семей, детей, учителей к осуществлению самопомощи в критической ситуации не готовы     58 % 55 %
3. Управленческая функция · Организация тематических консультаций специалистов с приглашением юристов, психологов, врачей для учеников, родителей, учителей. ·  Обеспечение консультативной и практической помощи родителям, учителям, учащимся ·  Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с родительскими общественными организациями школы, района, города. · Организация школьных мероприятий (бесплатное питание, льготные проездные билеты для учащихся) · Организация досуга и отдыха, через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования. готовы   59 %     58 %   55 %   53 %   52 %  
    · Выработка решений и рекомендаций, разработка программы действий · Разработка рекомендаций по организации социально-ориентированного учебно-воспитательного процесса в ОУ · Связь со спонсорами, шефами, организация гуманитарной и материальной помощи не готовы   45 %   44 %   43 %

Таким образом, материалы исследования позволяют сделать следующие выводы:

· социальные педагоги, по их мнению, в основном готовы применять конкретные средства для решения многих сложных задач, но надо заметить, что готовность отмечается ими там, где сама педагогическая реальность представляет им такую возможность, при этом решение задач рассматривается весьма поверхностно;

· оценка неготовности к использованию средств социально-педагогической деятельности носит скорее эмоциональный, субъективный характер, не является следствием тщательного изучения объективной реальности, что не дает возможности социальным педагогам подходить рационально, системно к разрешению сложных жизненных ситуаций. 

Чтобы более точно оценивать готовность и неготовность специалистов к профессиональной социально-педагогической работе, необходимо более углублено и длительно изучать значение, смыслы и причины применения тех или иных средств, в конкретных ситуациях, что и предстоит осуществить в ближайшем будущем.

Как показывают наши наблюдения:

- все большее значение приобретает ориентация деятельности социального педагога на проблемы в жизни ребенка, а не на формальные признаки административного порядка, что создает предпосылки для развития истинной гуманности в профессиональной деятельности социального педагога;

- упорядоченным становится содержание деятельности социальных педагогов, документация, отражающая ее течение и результат;

- четко определяется место специалиста ОУ в социально-педагогической работе и роль социального педагога в разных типах образовательных учреждений;

- значимым являются методы социологического исследования, социальный портрет школы, изучение социальных связей.

Эти тенденции указывают на внутренние резервы развития специальности социального педагога. Существуют и другие, пока еще неиспользованные, ресурсы в становлении специальности. Органы государственной власти разного уровня все чаще обращаются к вопросам социальной защиты детства, но им предстоит проделать большую работу по упрочению законодательной основы, статуса социально-педагогической работы с детьми в государственной структуре. Исполнительные органы также должны принять меры по социальной защите положения специалистов в системе образования, чтобы иметь возможность предъявлять более высокие требования к результату работы социальных педагогов .

С целью оказания помощи и поддержки социальным педагогам создается система методической службы на городском и районном уровне, разрабатывается методическая база для их аттестации и повышения квалификации. Но сегодня, становление специальности: социальный педагог в основном зависит от того, как складывается опыт социально-педагогической работы в каждом конкретном образовательном учреждении, ибо до настоящего времени этот процесс протекает стихийно, часто зависит от личностных качеств специалиста и общественного мнения среди субъектов образовательного процесса. Поэтому очевидным становится тот факт, что профессиональное самоопределение является ведущим фактором на данном этапе становления специальности.

Объединение усилий социальных педагогов в этом направлении может принести ощутимый результат в общем деле. Так, каждый социальный педагог может сделать свой вклад в создании единого информационного банка данных, в обогащение арсенала социально-педагогических технологий путем использования активных форм взаимодействия с ребенком, переноса и адаптации отдельных форм социально-культурной, психолого-педагогической, валеологической работы в область социальной педагогики, могут быть приняты меры по оформлению профессиональных сообществ, например: ассоциация социальных педагогов детских домов, коррекционных учреждений; помимо, уже созданного городского методического объединения, должны возникнуть и районные методические объединения, необходимо возродить и постоянно действующие круглые столы, создать городской научно-методический совет экспертов и консультантов по разработке целевых комплексных программ развития социально-педагогической деятельности. 

Нормативно-правовая база










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...