Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Введение или пути профессионального самоопределения




Введение в должность

Социального педагога

(Материалы для специалиста

образовательного учреждения)

 

 

Санкт-Петербург

2000 год

 

 

Авторы-составители: к.п.н. Нагавкина Л.С.

                               к.ф.н. Крокинская О.К.

                                          Косабуцкая С.А.

 

Под редакцией к.п.н., доцента, заведующей кафедры педагогики социального творчества СПбГУПМ Нагавкиной Л.С.

                                     

 

Рецензенты: Иванова В.П. - ведущий специалист Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга.

              Левашова Т.Н. - к.п.н., директор ППМС-центра Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Данный сборник является первым шагом к созданию серии информационно-методических материалов, которые помогут начинающим социальным педагогам на пути их профессионального самоопределения. Содержание данного издания очерчивает следующие ориентиры должностного самоопределения:

-современное состояние и перспективы развития специальности в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга;

-нормативно-правовая база деятельности социального педагога в системе образования;

-некоторые условия и показатели результативности профессиональной деятельности специалистов.

 

 

Оглавление

 

Введение или пути профессионального самоопределения.   4 стр.
Современное состояние и перспективы развития специальности.   8 стр
Нормативно-правовая база профессиональной деятельности в системе образования.     14 стр.
Планирование социально-педагогической работы.   23 стр.
Показатели и условия успешной работы специалиста в образовательном учреждении.     29 стр.
Приложения   43 стр.

 

 

Введение или пути профессионального самоопределения

 

Вот уже целое десятилетие мы наблюдаем как усиливается роль образовательного и воспитательного учреждения в решении насущных жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого оказываются дети, сталкивается с лавиной неразрешенных проблем, их количество постоянно возрастает, происходит усиление социальной функции государственных учреждений, назначаются на роль социального работника, социального педагога специалисты, происходит утверждение нормативно-правовой и финансовой базы для их деятельности, возникает система подготовки и повышения квалификации специалистов.

Как и всякая новая специальность, социальная педагогика первоначально возникает в виде разрозненного спонтанного практического опыта, в виде отдельных научных идей и учебных дисциплин. При этом неизбежно временное состояние нечеткости предмета и недостаточная определенность метода, что создает специфические трудности для подготовки кадров.

В Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства обращаются за консультацией сотни, вновь приступающих или, уже переживающих трудности в работе, специалистов. Одни работают в условиях культурного центра города, другие - в, так называемом, “спальном районе"; в общеобразовательном или в коррекционном, в сиротском учреждении; под давлением диктата администрации или при полной свободе полета фантазии. Одни утверждаются в оптимистическом порыве по установлению правопорядка и справедливости в развитии гуманизма и материнской заботы о несчастных детях; другие пребывают в полной растерянности перед безысходностью судьбы, бесправием и полным истощением духовных, физических сил.

Социальные педагоги очень часто работают на этой должности по совместительству или, работая на полную ставку, выполняя много другой работы, не входящей в их компетенцию, не оформляют своевременно свои функции через должностную инструкцию и приказ директора. Как следствие - нестабильность и неудовлетворенность работой, проблемы, которых можно было бы избежать.

Дать совет удобный для каждого специалиста, решить его проблемы никто не в состоянии. Остается одно: убедить человека в том, что ему самому необходимо установить равновесие между эмоциональными реакциями и рациональными способами выхода из сложившейся ситуации. Для этого прежде всего надо соотнести социальный заказ государства, предоставляющего социальному педагогу работу, свои собственные возможности и местные условия для результативной профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение - это единственно возможный и верный путь, который приведет специалиста к равновесию и к успеху.

Как показывает наблюдения, для успешного становления социального педагога необходимо воссоздание целостного видения им человека, обретения как можно более полного представления об условиях жизни и развития ребенка; накопление знаний о месте и о роли педагога в решении жизненно важных проблем развития ребенка - все это можно считать качественными характеристиками профессионального самоопределения социального педагога.

Самоопределение специалиста в наше время происходит при определенных трудностях:

1. До сих пор идут поиски источников развития профессии -социальный педагог.

2.  Нет четкости в определении методологических основ, не сложилась философия специальности.

3.  Не разработана теория социальной педагогики как специфической области науки.

4. Не сформировалась система социально-педагогической практики и инфраструктура государственных учреждений по ее осуществлению.

5. Не определены точно общепринятые границы, критерии оценки, функции специалиста по социально-педагогической работе.

Если понятие “проблема” трактовать как “задача, которую невозможно решить из-за возникших на пути непреодолимых препятствий”, то можно констатировать: на пути профессионального самоопределения социального педагога масса препятствий, а значит и множество проблем. Поэтому особую роль играет поиск своего собственного пути профессионального становления. Направлениями его могут быть: профессионально-личностное, профессионально-педагогическое, профессионально-должностное самоопределение.

Профессионально-личностное самоопределение это: осознание ведущих ценностей и смыслов в собственной социальной жизни; определение характера своих отношений с окружающими людьми (коллегами, детьми и их родителями, с представителями других организаций и т.д.); установление жизненных принципов при разрешении проблемных ситуаций.

Профессионально-педагогическое самоопределение -  это определение собственной позиции в теории и практике педагогики на фоне современных условий полипарадигмальной педагогической реальности.(И.А.Колесникова).

 Подробнее данным вопросам будут посвящены следующие издания информационно- методического сборника.

Профессионально- функциональное (должностное ) самоопределение - это определение предмета социально-педагогической работы. Если “функция” это зависимость одних переменных величин от других и прежде всего от “аргумента” как независимой величины, то для определения функции социального педагога, как переменной величины, надо непременно искать устойчивые аргументы (В.В.Семенцов): это состояние физического, психологического и социального развития ребенка, состояние его ближайшего окружения и общественно-государственной системы социального обеспечения жизни ребенка. Предметом приложения сил социального педагога является двухсторонний процесс: процесс становления ребенка как субъекта социальной жизни и процесс создания педагогически целесообразной среды. При этом объект его внимания - всегда конкретная трудная жизненная ситуация, а цель - создание условий для успешного развития вышеназванного двухстороннего процесса. Другими словами: задача социального педагога - создать условия для выхода из трудной жизненной ситуации, когда ребенок сможет самостоятельно осуществлять собственные жизненные функции и для этого будет создана благоприятная социальная среда.

Данное пособие может послужить ориентиром в определении границ профессиональной деятельности для начинающего социального педагога. Социальный педагог - прежде всего педагогическая специальность, но в должности социального педагога мы находим черты:

· правоведа - защита юридических прав ребенка;

· социального работника - жизнеобеспечение ребенка;

·  социолога - социологические исследования в окружающей среде;

·  социального психолога - изучение и корректировка межличностных отношений;

·  педагога-психолога - изучение состояния и коррекция психического развития ребенка;

·  администратора и управленца - представление интересов ребенка в государственных структурах.

· педагога-организатора -проведение социально-культурных событий.

Должностная инструкция может вобрать в себя некоторые их перечисленных функций, если человек имеет специальную подготовку к их исполнению, но все же социальный педагог должен прежде всего уделять свое рабочее время ребенку, педагогической работе с ребенком, находящимся в трудной жизненной ситуации, его социальному становлению.

Должностное самоопределение будет зависеть от типа образовательного учреждения:

· в сиротском учреждении - это прежде всего жизнеобеспечение и педагогическая основа жизненного самоопределения ребенка;

·  в коррекционном учреждении - это социальная защита интересов ребенка, его прав и воспитание ответственности за собственную жизнь;

· в дошкольном образовательном учреждении, в гимназии и в общеобразовательном учреждении с “благополучным” социальным составом обучающихся - это, в основном, профилактика трудных жизненных ситуаций, конфликтов, девиантного поведения, всевозможных зависимостей и насилия;

·  в учреждениях, где преобладает неблагополучный социальный состав семей, уделяется основное внимание изучению условий жизни, учету изменений и оказанию помощи детям через связь со многими другими социальными институтами;

·  в центрах ППМС - службы еще не сложилась устойчивая картина социально-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка. Функциональное наполнение должности социального педагога зависит от количества и качества работы социальных педагогов в школах района, но прежде всего определяется на основе Устава ППМС - центра. Как правило - социальный педагог это тот, кто проводит первичную диагностику состояния, проблем жизни ребенка по обращениям родителей и педагогов, а иногда и самих детей. В дальнейшем он осуществляет патронаж ребенка и координирует связь семьи со специалистами центра и другими учреждениями района, города. В настоящее время ППМС - центры имеют договоры со школами и тогда социальные педагоги центра осуществляют плановую работу с детьми через других специалистов образовательного учреждения, либо проводят обследование и корректировку социального развития, непосредственно работая с ребенком. Усиливается у социальных педагогов ППМС - центров и методическая функция, им вменяется в обязанность консультирование, помощь, а иногда и обучение социальных педагогов, родителей и других специалистов образовательных учреждений.

 Содержание данного сборника определено теми вопросами, которые наиболее часто задают люди, приступающие к работе в роли социального педагога. Одни имеют специальное педагогическое образование и педагогический стаж, другие пришли в сферу образования из другой отрасли и решили применить свой практический опыт по выживанию во благо детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Вот эти вопросы:

1. Когда и на каких основах введена должность социального педагога в образовательном учреждении?

2. Каково современное состояние и перспективы развития специальности в системе образования?

3.  Каковы условия успешной работы в должности социального педагога?

4.  Как планируется работа социального педагога?

5.  Как подвести итоги и определить результативность работы социального педагога?

Хочется надеяться, что ответы на эти вопросы, построенные на анализе практического опыта специалистов образовательных учреждений нашего города, помогут новичку - социальному педагогу реализовать свои возможности, определить ожидания коллег, детей и их родителей, увидеть социальную и педагогическую значимость своего труда в образовательном учреждении.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...