Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение объема кратковременной вербальной памяти




 

Развитие психофизиологических функций взрослых людей. Ред. Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова. — М., 1976.

Оснащение.Список из 12 слов, секундомер, карандаш, бумага.

Материалом для запоминания служат 12 слов:

 

Молоток Цех
Крик Мысль
Существо Мотор
Завод Речь
Песня Причина
Жизнь Звонок

(слова подбирались с учетом частоты их употребления в русском языке).

 

Инструкция испытуемому.Сейчас Вам будут названы 12 слов. Ваша задача запомнить их, а затем записать в любом порядке.

Исследователь зачитывает слова, время экспозиции 12 слов — 24 сек.

После окончания предъявления слов, испытуемый записывает их, а исследователь регистрирует время воспроизведения.

Обработка и интерпретация результатов.При обработке результатов учитывается количество воспроизведенных слов, количество допущенных ошибок, время воспроизведения. На первом этапе обработки рассчитываются точность памяти (b) и среднее время, затраченное на воспроизведение одного слова (t), при этом:

,

где с — количество правильно воспроизведенных слов; m — количество ошибочно воспроизведенных слов; n — количество пропущенных слов.

Затем находят B — шкальная оценка точности памяти b, получаемая по табл. 17. Т — шкальная оценка среднего времени t, получаемая по табл. 15.

 

Таблица 15. Соотношение среднего времени и Т баллов

Среднее время (с) Т (баллы)
< 3,4 1
3,4-11,4 0
11,4-17 -1
>17 -2

 

Интегральный показатель кратковременной вербальной памяти вычисляется по формуле:

А = В + Т

 

Определение объема кратковременной образной памяти

 

Оснащение.Карточка с изображенными на ней геометрическими фигурами (рис. 25), секундомер, бумага, карандаш.

Инструкция испытуемому.Сейчас Вам будут показаны 9 геометрических фигур по порядку и только один раз. Ваша задача запомнить их, а затем зарисовать.

Фигуры предъявляются последовательно, время экспозиции 9 фигур — 18 сек.

После окончания предъявления испытуемый рисует их в протоколе, исследователь регистрирует время воспроизведения.

Обработка и интерпретация результатов.При обработке результатов учитывается количество воспроизведенных фигур (с), количество ошибочно воспроизведенных фигур (m), количество пропущенных фигур (n); среднее время воспроизведения одной фигуры (t).

 

Рис. 25. Набор фигур для изучения кратковременной образной памяти.

 

На первом этапе обработки рассчитываются среднее время (t) и точность памяти (b):

Затем находят B — шкальная оценка точности памяти b, получаемая по табл. 17. Т — шкальная оценка среднего времени t, получаемая по табл. 15.

Таблица 17. Шкальные оценки кратковременной вербальной (KB) и кратковременной образной (КО) памяти

Оценка в баллах

Точность памяти

KB КО
19
18 101
17 90 и > 100
16 88-99
15 79-87
14 79-89 78
13 68-78 77
12 67-76
11 63-67 57-66
10 50-56
9 52-62 42-49
8 50-51 37-41
7 30-36
6 42-49 21-29
5 20
4 37-41 15-19
3 33-36 7-14
2
1 24-32
0 10-23 0-6

 

Интегральный показатель кратковременной образной памяти вычисляется по формуле:

А = В + Т

Смысл перевода первичных оценок в шкальные заключается в том, чтобы получить возможность сопоставления индивидуальных данных с нормативной шкалой и определить уровень развития функции памяти в целом, определив соотношение вербальной и образной памяти.

 

Внимание

 

Внимание определяет направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение. Все перечисленные характеристики внимания представляют функциональное единство. Но для целей экспериментального изучения прибегают к их раздельному рассмотрению.

Наиболее распространенную группу лабораторных методов изучения внимания составляют бланковые методы, объединенные общим названием «корректурные пробы». Корректурные пробы могут состоять из разного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур, текстов. Задача испытуемого заключается в обнаружении среди других стимулов заданного и в фиксировании его на бланке тем или иным способом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...