Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изучение наблюдательности (перцептивного внимания)




 

Перцептивное внимание заключается в умении быстро и точно заметить, выделить существенные детали объекта, окружения, внешнего облика человека. Это свойство является очень важным для врачей, психологов, всех работающих с людьми. В специальных исследованиях была установлена прямая корреляционная зависимость успешности перцептивного внимания и успешности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Самым непосредственным образом перцептивное внимание влияет на успешность диагностической работы рентгенолога. Как правило, для изучения перцептивного внимания испытуемым предлагают картинки с недостающими деталями и просят в ограниченное время определить, каких деталей не достает; либо предъявляют два одинаковых рисунка, отличающихся отдельными элементами. Мы предлагаем второй вариант.

Оснащение.2 картинки, отличающиеся в деталях (рис. 24), секундомер.

 

Рис. 24. Картинки для изучения наблюдательности.

 

Инструкция испытуемому.Внимательно рассмотрите картинки и назовите все замеченные несоответствия. Для того, чтобы сделать работу более динамичной, можно ограничить время, например — 20 или 30 с.

Обработка результатов.Показателем наблюдательности является количество элементов, правильно названных испытуемым.

 

Мышление

 

Мышление как обобщенное опосредованное отражение устойчивых и закономерных связей между предметами и явлениями осуществляется в вербально-логической, образной или предметно-действенной сферах.

 

Изучение вербально-логического мышления при помощи методики «Исключение понятий»

 

Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения.

Оснащение.Испытуемым предлагается 16 рядов понятий, сгруппированных по 5 слов.

1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.

4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

6. Дом, сарай, изба, хижина, здание.

7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.

9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.

11. Минута, секунда, час, вечер, сутки.

12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

13. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

14. Лист, почка, кора, дерево, сук.

15. Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.

16. Неудача, крах, провал, поражение, волнение.

Инструкция испытуемому.Вам предлагаются ряды, состоящие из 5 слов, в каждом из которых четыре сходны между собой, их можно объединить одним названием. Найдите в каждом ряду слово, не подходящее по смыслу к остальным, и назовите его, обозначьте одним словом оставшиеся.

Обработка и интерпретация результатов.При анализе оценивается уровень обобщения:

высший— при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);

средний— при применении функционального уровня обобщения (отнесение к классу на основании функциональных признаков);

низкий— при определенных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных признаков).

 

Исследование быстроты мышления

 

Методические материалы к лабораторным занятиям по общей психологии. — Кировоград, 1988.

Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может использоваться как индивидуально, так и в группе.

Оснащение.Бланк со словами, в которых пропущены буквы. Секундомер.

Инструкция испытуемому.Перед вами столбцы слов, в которых пропущены буквы. Ваша задача вставить недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе. Старайтесь работать как можно быстрее. Для выполнения задания дается 3 мин.

 

Образец бланка

Д-ЛО П-Л-А З-О-ОК С-Я-О-ТЬ
К-ША О-Р-Ч К-Н-А К-С-А-НИК
С-ДА К-Р-ОН С-Е-ЛО У-И-Е-Ь
В-ЗА З-Р-О К-Ы-А А-Е-Ь-ИН
Н-ГА В-С-ОК Т-А-А С-А-Ц-Я
М-НА С-Г-ОБ К-У-КА Ч-Р-И-А
Д-ЛЯ В-Т-А С-А-КА К-П-С-А
К-НО П-Д-АК С-У-А Т-У-О-ТЬ
Б-ДА П-Р-А С-А-А С-Е-О-А
Ч-ДО Б-ЛОН П-Е-А К-Н-О-А

 

Обработка и интерпретация результатов.Подсчитать количество правильно составленных слов.

Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов выступает количество составленных слов:

— Менее 20 слов — низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов;

— 21-30 слов — средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов;

— 31 слово и более — высокая быстрота мышления и подвижность нервных процессов.

 

Память

 

Память рассматривается как психический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания какой-либо стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести. Важным показателем памяти является ее объем.

Входе практических занятий предлагается определить объем кратковременной вербальной памяти и объем кратковременной образной памяти.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...