Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТорстенВеблен: теория праздного класса




 

Другим учёным, изучавшим общество потребления, был американский экономист ТорстенВеблен. Он обосновывал принцип функционирования общества потребления через термин «демонстративное потребление». Этот термин связан с понятием престижа, который как феномен возник сразу после появления частной собственности. Первой частной собственностью были, однако, не предметы обихода, потому что они не мыслились в подобном ключе. Ей являлись угнанные из чужих племён женщины, которые брались в жёны и принадлежали уже исключительно одному человеку. Вместе с самими женщинами присваивались и продукты их труда, вследствие чего появилось и закрепилось право собственности на вещи. Эти два института закрепились в форме обычаев и стали знаковыми символами, подтверждающими достижения и силу их владельцев [7,с. 33].

Следующий этап развития права собственности связывается Вебленом с производственной деятельностью. Период, когда показателем твоей доблести были военные трофеи, выигранные в последней битве, уходит в прошлое, оставляя за собой привычку определять социальное положение и статус человека на основании его накопленного богатства. Таким образом, в любом обществе, где существует хоть малейшее разделение труда и налажена производственная деятельность, будет существовать и негласный мотив конкуренции, которая выражается в том, что индивиды не просто стараются достичь определённого уровня богатства, а вместе с ним и места в социальной иерархии, они так же стараются обладать определённым набором знаков и символов, отождествлённых с определённым социальным положением[7, с. 35].

Как только владение собственностью воспринимается как основа для уважения людей, оно становится также необходимым и для самоуважения индивида. Так, человеку для обретения душевного спокойствия необходимо владеть той же частью материальных ценностей, что и другие в своем классе; но особое удовлетворение приносит обладание хоть немного большим, чем другие. Однако, увеличивая свой уровень потребления и повышая свой уровень благосостояния, индивид перестает получать удовольствие от прежнего уровня и стремится к следующему, более растратному. Если же результат сравнения оказывается неудовлетворительным, индивид будет испытывать чувство дискомфорта и неудовлетворенности. Это денежное соперничество Веблен объясняет, главным образом, психологическими причинами: «Появление частной собственности было экономически неизбежно.[8, c. 1] Частная собственность базируется на “завистническом” сопоставлении –склонность человека сравнивать результаты своей деятельности с результатами деятельности других людей. Эта склонность порождается инстинктом мастерства. Завистливое сравнение вынуждает человека к соперничеству, вызывает желание превзойти других.Это превосходство человек может реализовать своим приобщением к праздному классу, почетной, непроизводственной деятельности. Таким образом, человек получает всеобщее уважение[9, с. 1].

 

Итак, демонстративное потребление включает в себя не только экономическое содержание, но и социальное, поскольку финансовое благополучие «подчеркивает» стиль потребления и занимаемое положение в обществе. Потребительские предпочтения высшего класса, всевозможные поддельные вещи в большей степени «иллюзорны». Следовательно, в обще-стве существует определенный «социокультурный» код, согласно которому индивиды распознают формы знаково-символической системы. В обществе с признанием «финансового» статуса индивида происходит принятие норм потребления[10, с. 2]Им, как правило, не могут заниматься малоимущие классы, заработка которых хватает только на поддержание жизни (однако встречаются и такие примеры, отдающие немногие имеющиеся у них деньги за вещь, которую обычно могут позволить себе более состоятельные люди). Тенденция подкреплять свой социальный статус уровнем своего потребления увеличивается по мере продвижения от низших слоёв к высшим. У высших слоёв больше средств, они могут (в теории) себе позволить купить большее количество вещей, а значит, они должны делать это и на практике, потому что самим характером установлена чёткая корреляция между доходами и расходами.

У каждого социального класса существует некоторая доля материальных ценностей, базовый набор благ, которым необходимо владеть человеку, который хочет соотносить себя или соотносит с данной группой. По мере продвижения вверх по социальной лестнице человеком движет мотив «денежного соперничества»: целью становится приобретение большего денежного капитала, а значит и власти, признания, уважения со стороны остальных членов общества. Достигнув некоторого желаемого экономического состояния, данный стандарт подменяется новым и человек вынужден снова и снова приобретать вещи, чтобы его считали представителем того класса, с кем он себя сравнивает [7, с. 36].

Подобное экономическое поведение поддерживает и выводит на новый уровень существовавшую с варварских культур социальную страту, которую Веблен называет праздным классом. Этим термином обозначается класс собственников, ведущих праздный образ жизни: они не занимаются тяжелым физическим трудом, покупают собственность и товары, недоступные для большинства других слоев, причем характер приобретения товаров и услуг носит демонстративный и показательный характер, а все их приобретения и символическая власть, связанная с владением данными богатствами, выставляется на обозрение всему остальному обществу. Термин «праздный» здесь употребляется в смысле непроизводительного потребления времени.

Именно праздность в обществе становится одним из самых важных критериев оценки высокого статуса. Ещё с древних времён труд ассоциировался с рабами и бедняками, он считался недостойным для человека с высоким социальным положением. В капиталистическом обществе такой статус труда сохранился и даже укрепился, так как стал традицией, укоренился в культуре.

Для людей с высоким социальным положением, в отличие от менее привилегированных слоёв, главными факторами, определяющими их поведение, становятся не само денежное соперничество, а его вторичные факторы, которые можно обозначить как культурное сопровождение экономического достатка. Таким фактором издавна было воздержание от производительного труда, таким фактором является связанное с ним демонстративное потребление, которое для демонстрации статуса требует сделать богатство и власть очевидными.

Демонстративному потреблению способствует индустриализация, сопровождающая индустриализацию и развитие общества потребления. Жизнь в городе характеризуется большой степенью анонимности: человек постоянно находится в огромных незнакомых толпах, чувствует себя одиноко. В однородной толпе выделить себя можно лишь через демонстративное потребление, без которого не подчеркнёшь свой социально-экономический статус. Поскольку человек пересекается с другими членами общества в такой ситуации лишь мимолётно и косвенно, то и средства, с помощью которых он выделяет себя, должны быть максимально яркими и простыми для восприятия.

Подобная стратегия поведения не имеет смысла в деревне: там взаимодействие между жителями намного больше, «всех у всех на виду», поэтому нельзя будет скрыть свою бедность — твой социальный статус виден твоему окружению. Совершенно иная ситуация в городе. Здесь люди судят друг о друге в основном по отдельным штрихам, которые нередко являются сознательно сконструированными символами в виде стиля потребления или использования отдельных вещей. Поэтому горожане тратят на поддержание благопристойного вида существенно больше, чем деревенские жители[11].










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...