Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 7. Внимание, его особенности, свойства и виды. Развитие внимания в онтогенезе.




В = направленность психики (сознания) на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость + предполагает повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Свойства В:

Избирательность В –

Лежит в основе овладения человеком своим вниманием. Осуществляется как на уровне автоматических процессов(непроизвольное внимание, связано со свойствами нервной системы и особенностями объекта), так и на сознательном уровне (произвольное В, сознательная регуляция выбора объекта внимания).

Объем В.

– измеряется количеством обектов, кот воспринимаются челом одновременно, или идей, осознаваемых ясно и отчетливо. Взрослый чел :объем =7+/- 2 элемента. В реальных ситуациях величина зависит от времни экспозиции, характера стимульного материала, степени знакомства с ним, специфики деятельности и поставленной цели.

Концентрация В. –

Хар-ся степенью сосредоточенности сознания на объекте и выражает интенсивность связи субъекта с объектом. Макимальная величина концентрации при восприятии 1го объекта. Чем > объем внимания, тем < концентрация. Развитие концентрации предполагает использование спец приемов организации деятельности с объектом –выделения в нем новых аспектов, их анализа и сравнения и тд.

устойчивость В

длительность времени, в течение кот сохраняется сосредоточенность внимания на объекте. Интенсивность сосредоточения зависит от ряда условий: хар-р деятельности, содержание предмета, наличие интереса и т.д.; Степень устойчивости В увеличивается со степенью сложности объекта

колебания В

= изменения интенсивности В, человек не может быть долго сосредоточенным на одном объекте, однако мы можем оставаться внимательными в течение продолжительного времени при выполнени к-л работы

переключение В

= быстрый сознательный переход от одной деят-ти к другой; необходимо учитывать индив. способности к переключению (быстро, легко / медленно, с трудом)

* Рациональное переключение Вуу имеет важное значение для поддержания активности, необходимого уровня работоспособнсти

распределение В

à обуславливает успешность одновременного выполнения 2ух или более видов деят-ти одновременно; уровень распределения В зависит от ряда факторов: хар-р совмещаемых видов деят-ти, степень их сложности, индив. особенности Л

Отрицательная сторона В - рассеянность (состояние утомления, психич. расстройств)

Ф-ции В

Ø установление связи субъекта с объектом, накот направлено сознание чела, и обеспечение ясности и четкости отражения объекта.

Ø отбор значимого, релевантного в данном виде деят-ти, сознание пропукает только наиболее важную инфу

Ø улучшение качества деятельности, на которую внимание направлено. В. функционирует в различных сферах человеческого сознания: чувственной, мнемической, интеллектуальной.

Формирование Вуу в учебном процессе

¨ отбор материала > интересный, доступный

¨ живая, яркая, эмоциональная подача материала

¨ разнообразные виды работы

¨ поддержание динамичного темпа урока

¨ для развития произвольного В необходимо формирование направленности Л (воспитание воли, формиров. интересов, дисциплины и т.д.)

¨ обеспечение контроля

 

 

Билет 8. Память как познавательный процесс. Классификация видов памяти, их характеристика.

Чел живет не только в мире образов окр-щей действ-ти, но и в мире образов, сохр-ся от прошлого опыта:

1) биологическая/видовая память (эволюция нервной системы на уровне ДНК),

2) историческая/социальная память (опыт всего человечества в виде письменности),

3) индивидуальная/психологическая память (опыт, приобретенный в процессе индив-ной жизни)

Осн-е предназначение памяти – актуализировать прошлый опыт для выработки решений возникающих проблем, осуществляет связь м/упрошлыми состояниями психики, настоящими и буд-ми псих-ми процессами, обеспечивает связность и устойчивость жизненного опыта, делает возможным накопление знаний об окруж-м мире, приобретения навыков и умений – основа всего сознания.

Память – это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта. Память — это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось.

Образы П. в отл. от образов восприятия относятся к представлениям – образам предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но были восприняты ранее, и возникают под воздействием раздражителей, к-рые оживляют ранее образованные связи. Чем богаче представления о чем-либо, тем адекватнее восприятие внешних объектов. Пр-я меняются под влиянием новых восприятий. Пр-я П. хар-сяполнотой (кол-во связей данного объекта с другими) и обобщенностью (связывание со старыми пр-ми).

Павлов: память – временная связь, возникающая в рез-те одновременного и послед.д-вия 2 или нес-ких раздражителей.

Механизм образования пр-й П. Создание и закрепление временных связей в коре головного мозга. Есть 2 физиологические теории – нейронная (нейроны образ-т замкнутые цепи, по кот.циркулируют биотоки) и молекулярная (информация записывается и хранится на особых белковых молекулах).

Временные связи отраж-т реальные ассоциации предметов и явлений действ-ти – связи между различными предметами действ-ти и ее отражением в сознании, когда представление об одном объекте вызывает появление мысли о другом. По характеру А. бывают простые (связь по смежности – близость в пространстве или времени, по сходству – наличие общих или подобных черт, контрасту – наличие противоположных черт), и сложные (причинно-след-е, существенные смысловые связи). Понятие о простых ассоциациях сложилось еще со времен Аристотеля.

Виды памяти

 По хар-ру психической активности П. П. Блонский

  • Образная – сохраняет следы ощущений и восприятий, по ведущему анализатору делится на зрительную, слуховую, осязательную, вкусовую и обонятельную.
  • Словесно-логическая – основа овладения языками и всей суммой знаний.
  • Двигательная– формирование моторных навыков, умений и привычек, очень прочная.
  • Эмоциональная– сохранение и воспроизведение пережитых чувств.

Преобладание того или иного вида памяти индивидуально, определяется направленностью личности

По длительности сохранения:

  • Сенсорная(мгновенная) П. осуществляется на уровне рецепторов и сохраняет стимулы в течение 1/4 – 2 сек. При направленности внимания чела переводится в краткосрочную, если нет – стирается.
  • Кратковременная– хранение до 30 сек., поступает из сенсорной или долговременной в виде воспоминания. Информация обрабатывается мозгом и принимается решении о стирании или переводе в долговременную П. Кр. П. имеет ограниченный объем – впервые измерил Эббингауз, А. Миллер экспериментально вывел формулу объема р. П. – 7+/- 2 элемента независимо от характера материала. Подвид кр. П. – оперативная П.: время хранения в ней определяется конкретной задачей, операцией деятельности.
  • Промежуточная память обеспечивает сохранение информа­ции в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память.
  • Долговременная– практическое неограниченное время хранения материала и объема. В ней весь накопленный жизненный опыт чела, но доступ к нему определяется характером связей в структуре памяти, условиями запоминания, организацией психических процессов и т.д.

По характеру цели:

  • Непроизвольное запоминание – запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. АА. Смирнов изучал условия непроизвольного запоминания: это обычно что-то яркое, привлекающее внимание. П.И.Зинченко выяснил, что чел непроизвольно запоминает также то, что имеет отношение к содержанию и целям его деятельности.
  • Произвольное – закрепление в П. с осознанной, мнемической целью. Чел прикладывает усилия в мнемическойдеят-ти. Это основа любого учебного процесса.

2 группы приемов запоминания:

1) на основе выявления внутренних связей в запоминаемом материале: осмысливание, понимание, выделение основного, деление на смысловые части и т.д.

2) на основе применения искусственных связей, или мнемотехнических приемов: число П 3,1416 можно запомнить с пом. фразы «что я знаю о кругах» (по кол-ву букв в словах).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 398.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...