![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Билет 7. Внимание, его особенности, свойства и виды. Развитие внимания в онтогенезе.
В = направленность психики (сознания) на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость + предполагает повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Свойства В: Избирательность В – Лежит в основе овладения человеком своим вниманием. Осуществляется как на уровне автоматических процессов(непроизвольное внимание, связано со свойствами нервной системы и особенностями объекта), так и на сознательном уровне (произвольное В, сознательная регуляция выбора объекта внимания). Объем В. – измеряется количеством обектов, кот воспринимаются челом одновременно, или идей, осознаваемых ясно и отчетливо. Взрослый чел :объем =7+/- 2 элемента. В реальных ситуациях величина зависит от времни экспозиции, характера стимульного материала, степени знакомства с ним, специфики деятельности и поставленной цели. Концентрация В. – Хар-ся степенью сосредоточенности сознания на объекте и выражает интенсивность связи субъекта с объектом. Макимальная величина концентрации при восприятии 1го объекта. Чем > объем внимания, тем < концентрация. Развитие концентрации предполагает использование спец приемов организации деятельности с объектом –выделения в нем новых аспектов, их анализа и сравнения и тд. устойчивость В длительность времени, в течение кот сохраняется сосредоточенность внимания на объекте. Интенсивность сосредоточения зависит от ряда условий: хар-р деятельности, содержание предмета, наличие интереса и т.д.; Степень устойчивости В увеличивается со степенью сложности объекта колебания В = изменения интенсивности В, человек не может быть долго сосредоточенным на одном объекте, однако мы можем оставаться внимательными в течение продолжительного времени при выполнени к-л работы переключение В = быстрый сознательный переход от одной деят-ти к другой; необходимо учитывать индив. способности к переключению (быстро, легко / медленно, с трудом) * Рациональное переключение Вуу имеет важное значение для поддержания активности, необходимого уровня работоспособнсти распределение В à обуславливает успешность одновременного выполнения 2ух или более видов деят-ти одновременно; уровень распределения В зависит от ряда факторов: хар-р совмещаемых видов деят-ти, степень их сложности, индив. особенности Л Отрицательная сторона В - рассеянность (состояние утомления, психич. расстройств) Ф-ции В Ø установление связи субъекта с объектом, накот направлено сознание чела, и обеспечение ясности и четкости отражения объекта. Ø отбор значимого, релевантного в данном виде деят-ти, сознание пропукает только наиболее важную инфу Ø улучшение качества деятельности, на которую внимание направлено. В. функционирует в различных сферах человеческого сознания: чувственной, мнемической, интеллектуальной. Формирование Вуу в учебном процессе ¨ отбор материала > интересный, доступный ¨ живая, яркая, эмоциональная подача материала ¨ разнообразные виды работы ¨ поддержание динамичного темпа урока ¨ для развития произвольного В необходимо формирование направленности Л (воспитание воли, формиров. интересов, дисциплины и т.д.) ¨ обеспечение контроля
Билет 8. Память как познавательный процесс. Классификация видов памяти, их характеристика. Чел живет не только в мире образов окр-щей действ-ти, но и в мире образов, сохр-ся от прошлого опыта: 1) биологическая/видовая память (эволюция нервной системы на уровне ДНК), 2) историческая/социальная память (опыт всего человечества в виде письменности), 3) индивидуальная/психологическая память (опыт, приобретенный в процессе индив-ной жизни) Осн-е предназначение памяти – актуализировать прошлый опыт для выработки решений возникающих проблем, осуществляет связь м/упрошлыми состояниями психики, настоящими и буд-ми псих-ми процессами, обеспечивает связность и устойчивость жизненного опыта, делает возможным накопление знаний об окруж-м мире, приобретения навыков и умений – основа всего сознания. Память – это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта. Память — это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось. Образы П. в отл. от образов восприятия относятся к представлениям – образам предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но были восприняты ранее, и возникают под воздействием раздражителей, к-рые оживляют ранее образованные связи. Чем богаче представления о чем-либо, тем адекватнее восприятие внешних объектов. Пр-я меняются под влиянием новых восприятий. Пр-я П. хар-сяполнотой (кол-во связей данного объекта с другими) и обобщенностью (связывание со старыми пр-ми). Павлов: память – временная связь, возникающая в рез-те одновременного и послед.д-вия 2 или нес-ких раздражителей. Механизм образования пр-й П. Создание и закрепление временных связей в коре головного мозга. Есть 2 физиологические теории – нейронная (нейроны образ-т замкнутые цепи, по кот.циркулируют биотоки) и молекулярная (информация записывается и хранится на особых белковых молекулах). Временные связи отраж-т реальные ассоциации предметов и явлений действ-ти – связи между различными предметами действ-ти и ее отражением в сознании, когда представление об одном объекте вызывает появление мысли о другом. По характеру А. бывают простые (связь по смежности – близость в пространстве или времени, по сходству – наличие общих или подобных черт, контрасту – наличие противоположных черт), и сложные (причинно-след-е, существенные смысловые связи). Понятие о простых ассоциациях сложилось еще со времен Аристотеля. Виды памяти По хар-ру психической активности П. П. Блонский
Преобладание того или иного вида памяти индивидуально, определяется направленностью личности По длительности сохранения:
По характеру цели:
2 группы приемов запоминания: 1) на основе выявления внутренних связей в запоминаемом материале: осмысливание, понимание, выделение основного, деление на смысловые части и т.д. 2) на основе применения искусственных связей, или мнемотехнических приемов: число П 3,1416 можно запомнить с пом. фразы «что я знаю о кругах» (по кол-ву букв в словах). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 449. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |