Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 2. Психика как субъективный образ объективного мира. Мир психических явлений.




Билет 1. Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

 

Психология— это наука, изучающая поведение и психические процессы людей и животных.

В буквальном смысле слова психология – это учение о психике. Психея, или психе, в греч. Мифологии олицетворение души, дыхания.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Объект изучения – человек

Предмет изучения – психика

Психика – это свойство высокоорганизованной системы, обеспечивающей человеку или животному способность отражать воздействия предметов и явлений окружающего мира. Психика многообразна и проявляется в различных формах.

Психика человека – это его мысли, чувства, переживания, намерения – все то, что составляет его субъективный мир, который проявляется в поступках, действиях, взаимоотношениях с другими людьми.

Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).

Донаучный период заканчивается примерно в VII-VIв до н.э. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и религиозных верованиях.

Первое представление о душе, возникшее на основе мифов и ранних религиозных представлениях, выделили несколько функций души : энергетическую(побуждающую тело к активности), познание (душа явл. Главным орудием в познании мира).

Мыслители того времени пришли к идее о том, что душа материальна, т.е. состоит из тех же частиц, что и окружающий мир.

Платон выделил память как отдельный психический процесс , подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний.

Аристотель выделил такие познавательные процессы, как воображение и речь.

Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат греческого философа Аристотеля «О душе».

II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).

Французский философ Декарт устранил понятие души как посредницы между духом(разумом) и телом. Он противопоставил телесное и духовное(дуалистическая концепция). Декарт ввел метод итроспекции(intro –лат. -смотрю внутрь), т.е. внутренний мир может изучаться с помощью самонаблюдения(интуиции).

Достоинством метода является то, что он позволяет получить достоверное, очевидное знание. Несостоятельность интроспективной психологии сознания побудила одних ученых обратиться к исследованию бессознательного, других заняться изучением поведения, а не сознания.

III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.

 

На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.

Таким образом, сформировались основные принципы психологии:

1) признание причинной обусловленности психических явлений материальной действительностью;

2) изучение психических явлений в развитии;

3) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;

4) исследование психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов.

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

2) научиться управлять ими;

3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;

4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук;

5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

 

Билет 2. Психика как субъективный образ объективного мира. Мир психических явлений.

Психика – складывающийся в мозгу субъективный образ объективного мира, на основании и при помощи которого происходит регуляция поведения и деятельности.

Отражение человека - это единство субъективного (зависимого от человека, присущего ей) и объективного (от человека не зависящего). Отражение объективно, поскольку оно является результатом влияния объективного мира и дает человеку достоверные представления и знания об этом мире. Но одновременно отражение имеет субъективный характер, поскольку:

•     отражает конкретный человек, субъект, личность со всеми своими особенностями и своеобразием

•     человек, познавая окружающую действительность, не остается беспристрастным наблюдателем того, что отражается в сознании, у него есть определенное отношение к предметам и явлениям действительности.

Поэтому отражение нашим мозгом предметов и явлений окружающего мира всегда является субъективным образом этого мира.

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Все психические явления неразрывно связаны между собой, но традиционно подразделяются на четыре группы: психические процессы, психические состояния, психические образования и психические свойства. Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией. Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического факта. Понятие «психическое свойство» выражает устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности. Под «психическими образованиями» понимают психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1633.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...