Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 13. Воображение: характеристика, виды, особенности. Роль воображения в жизни и деятельности человека.




Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Кто: Выготский – развитие В. в детском возрасте, Дьяченко, Карандашев – в дошкольном возрасте, Никифорова – психология художественного творчества.

Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в настоящие дни.

В настоящее время ничего не известно о механизме воображения, о его анатомо-физиологической основе: где локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных органических структур оно связано.

Воображение влияет на его психические процессы и состояния, и даже на организм. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.

Виды воображения:

1. Пассивное воображение: образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека (сновидения, грезы).

2. Активное воображение: характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

3. Продуктивное воображение: отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

4. Репродуктивное воображение: ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память.

5. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния.

6. Грёзы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым.

7. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

Функции воображения:

1. Представление действительности в образах и наличие возможности пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хота бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

3. Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций.

4. Формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

5. Планирование и программирование деятельности - составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Работа человеческого воображения проявляется в литературе, искусстве, а также в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

 

Билет 14. Сущность эмоций и чувств. Функции эмоций.

(из «Послушано»)

 

Функции и виды эмоций.

Эмоции –субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для человека и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

Эмоции сопровождают все проявления жизни и выполняют важные функции в регуляции поведения и д-сти:

1)сигнальная –сигнализирует о возможном развитии событий, их исходе;

2) оценочная – помогает оценить степень полезности или вредности событий;

3) регулирующая –помогает реализовать способы поведения и действий;

4) мобилизующая – повышает тонус организма, положительно влияя на результаты деятельности.

Виды:

По модальности: - страх; - гнев; -радость.

По характеру переживания: - положительные; - отрицательные.

3) по воздействию и влиянию: - стенические,повышают жизнедеятельность и активность;- астенические,понижают.

Формы:

- чувственный тон, многие ощущения имеют определенную эмоциональную окраску;

- ситуативная эмоция,кратковременная, мало выраженная эмоциональная реакция;

-аффект,ярко выраженная кратковременная поведенческая реакция,кот.полностью захватывает человека, тормозя другие процессы. Почти все пережитые аффекты запоминаются.

-страсть, стойкая и длительная эмоция, где активность направлена на достижение цели или предмета страсти;

-чувства, самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека.
Есть: высшие, моральные, интеллектуальные;

- настроение, целостное жизнеощущение, окрашивающее поведение человека;

- стресс, смена обычных эмоций беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом психологическом плане.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 658.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...