Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какие методы обучения использованы на уроке. Как соотносятся методы обучения иностранным языкам с общедидактическими методами обучения.




Педагоги дают различные определения понятию "метод". Н.А. Сорокин определяет метод, как "способ совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач". Ю.К. Бабанский пишет, что метод — это ''способупорядочивания взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на образование, воспитание и развитие в процессе обучения "
(Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. -М., 1981).

Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них.
При целостном подходе Ю.К. Бабанский считает необходимым выделить три большие группы методов обучения:
1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
В основу классификации методов в методике обучения ИЯ взята точка зрения
И.Л. Бим, которая определяет метод как "способ деятельности, в наибольшей степени обеспечивающий достижение цели". (Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М: Просвещение, 1988). Целью деятельности учителя в каждый данный момент обучения И.Л. Бим называет уровень обученности ученика. Именно это положение берется в качестве исходного пункта - критерия для выделения методов обучения.
По Бим, выделяются две большие группы методов:
1. методы преподавания/обучения (показ, объяснение, организация тренировки, применения, контроль);
2. методы учения (ознакомление, осмысление, тренировка, применение, самоконтроль).
На данном уроке со стороны учащихся имели место метод тренировки нового материала по данной теме и самоконтроля (при порождении реакции на реплику собеседника). Следует заметить, что при работе на уроке присутствовал взаимоконтроль учащихся. Со стороны учителя на данном уроке присутствовали методы объяснения, организации применения материала и контроля в скрытой форме.

7. Как учитель активизирует познавательную деятельность учащихся. Какие типы коммуникативно-познавательных задач чтения и говорения были предложены учащимся.

В методической литературе отмечаются следующие условия активизации познавательной деятельности учащихся:
1. Создание потребности общения (вводная беседа, анкетирование, с помощью которых у учащихся создается дефицит информации);
2. Создание проблемной ситуации;
3. Четкая постановка коммуникативное задачи или ее формулирование самими учащимися;
4. Достаточно автоматизированные лексические и грамматические навыки;
5. Наличие опор как условий решения задачи, постепенное из убывание;
6. Коммуникативные задачи должны апеллировать к сложным мыслительным процессам;
7. Учет интересов учащихся, их возрастных, индивидуальных, групповых особенностей, жизненного опыта.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке происходит за счет постановки коммуникативно-познавательных задач и их решения учащимися. Исходя из четырех основных функций общения (коммуникативно- познавательная, коммуникативно-регулятивная, аффективно - коммуникативная или ценностно-ориентационная, конвенциональная), И.Л. Бим выделяет четыре основных, обобщенных типа коммуникативных задач и по несколько конкретизированных типов КЗ внутри каждого из них.
|Основные цели(функции) |Основные |Конкретизированные тины|
|иноязычного общения |обобщенные тины КЗ |КЗ |
|Познавательная |Информирование |• Запросить информацию |
| | |• Сообщить информацию |
| | |• Подтвердить |
| | |• Возразить |
| | |• Описать явление, |
| | |процесс |
| | | |
|Регулятивная |Побуждение |• Выразить просьбу |
| | |• Советовать не... |
| | |• Запрещать |
| | |• Объяснять |
|Ценностно - | Выражение мнения |• Выражать |
|ориентационная |(оценки) |чувства: радость, |
| | |желание, огорчение |
| | |• Рассказать |
| | |• Одобрять |
| | |• Хвалить |
| | |• Критиковать |
| | |• Убеждать |
|Конвенциональная |Установление контакта |• Делать обращение. |
|(речевой этикет) | |• Приветствовать |
| | |• Поздравлять |

.

На данном уроке учащимся предложены следующие типы коммуникативно- познавательных задач говорения:
• Информирование (сообщить информацию): a)”…tell us about your dreams.”

Ценностно-ориентационные (выражение мнения, оценка): Agree, disagree with me.

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся, повышения мотивации изучения ИЯ решается в рамках коммуникативного и личностно- деятельностного подходов, признанных в методике ИЯ и основывающихся на работах Леонтьева А.Н. и Зимней И.А. На данном уроке познавательная деятельность учащихся активизировалась с помощью решения коммуникативных задач.












































Аргументируйте адекватность упражнений для формирования и совершенствования навыков и развития речевого умения поставленным задачам урока. Охарактеризуйте их с точки зрения коммуникативной, направленности и ситуативности.

В дидактике дается следующее определение "Упражнение -это сознательное, многократное выполнение учащимися заданий для закрепления знаний и навыков в учебной 'работе ".

И.Л. Ким определяет упражнение в методике преподавания ИЯ как
"основное непосредственно материальное средство организации деятельности учащихся и учителя, учащихся друг с другом или ученика и учебника при самостоятельной работе".

Упражнения являются единицей деятельности, и структура упражнений должна отвечать структуре деятельности. Таким образом, упражнения состоят из трех частей:
1) установка (задание, КЗ);
2) языковой материал, подлежащий усвоению;
3) указание на осуществление контроля или самоконтроля и их формы.

Адекватность упражнений означает их соответствие тому виду речевой деятельности, который развивается на данном уроке.
Упражнения классифицируются в методической литературе на речевые
(коммуникативные) - УРУ и РУ - и языковые. (Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1985)'
. Данный урок посвящен формированию лексических и грамматических навыков.
Важнейшим видом работы на уроках I типа являются УРУ и УРУ1.

1. наличие речевой стратегии и тактики говорящего. При решении КЗ высказывания на уровне предложения ученики имели определенную задачу – согласиться с партнером и выразить свое мнение.
2. актуализирование взаимоотношений учащихся. Ученикам легче общаться на уроке, если их связывают определенные отношения, развитие речевой активности и самостоятельности говорящего, что не означает отказ от использования опор, а их постепенное изживание как способ воспитания самостоятельности: сначала можно использовать содержательные, затем смысловые и, наконец, отсутствие опор. Смысловые опоры на данном уроке поры были представлены в написанном виде на карточках, которые использовались учащимися при выполнении УРУ.
4. Речевое упражнение – это всегда новая ситуация, благодаря чему обеспечивается вербальное и структурное разнообразие высказывания, его новизна. На данном уроке присутствовали коммуникативные задачи на слушание речи учителя, своих одноклассников; КЗ на чтение заданий в учебнике и на карточках; КЗ в говорении для отработки материала.
.
9. Аргументируйте целесообразность содержательных и смысловых опор, исходя из поставленных задач урока и факторов учебной ситуации.

Учителя иностранных языков широко применяют опоры в обучении. В дидактическом плане опоры способствуют реализации принципов посильности и доступности, речевой активности, и ндивидуализации обучения. С точки зрения психологии речи, опоры принимают участие в формировании самостоятельности
-одной из основных характеристик речевого умения.
В методической литературе опора рассматривается как речевая поддержка, она задает движение мысли и способствует ее развертыванию. Однако необходимо, подчеркивает Е.Ф. Иванова, учитывать "временный характер опоры, ее функцию промежуточного рабочего средства в процессе развития речевого умения, на последней стадии которого опора, интериоризуясь, исчезает." (Иванова Е.Ф.
Методика разработки и использования опор для монологической речи. - Улан-
Удэ: Издательство Бурятского пединститута, 1994).

Согласно И.Л. Бим и Е.И. Пассову при разработке и использовании опор следует учитывать:
1. адекватность опоры определенной стадии формирования речевого умения;
2. методическое единство опоры и установки в речевом упражнении;
3. рациональную последовательность опор с постепенной их интериоризацией и исчезновением.

Вообще же опоры делятся на вербально - иллюстративные и смысловые.
Первый тип -это картинки, фильмы, диафильмы и т. д., а второй тип - слова, как опорные вехи, схемы - иллюстрации.

На рассматриваемом уроке в качестве опор были использованы карточки с КЗ для класса. Я полагаю, на данном уроке такие смысловые опоры были уместны, так как материал для них является новым и на данном этапе учащиеся ещё затрудняются общаться в свободных монологических высказываниях, им необходимы опоры.


10. Как учитываются возрастные особенности учащихся при определении задач, содержания, структуры урока, сложности коммуникативно-познавательных задач, используемых приемов обучения.

Возрастная периодизация, как отмечает И.А. Зимняя. представляет собой одну из сложных проблем психологии. В психологической литературе распространена возрастная классификация Эльконина Д.Б., в которой дана классификация возрастов с учетом личности и познавательной сферы. И так, а) младший школьный возраст - 7-1 1 лет; 6) подростковый возраст -11-15 лет; в) старший школьный возраст - 15-17 лет. Остановимся на подростковом возрасте. В этом возрасте ведущим является общение в системе общественно-полезной деятельности (учебной, .общественно-организационной, трудовой и др.). В этом процессе новообразованиями в данный период являются формирования самооценки, критического отношения к окружающим людям, стремление к взрослости и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни.

При определении задач, содержания, структуры данного урока, сложности коммуникативно - познавательных задач, используемых приемов обучения, учитывались возрастные особенности учащихся. Во-первых, практические задачи, их решения достаточно познавательные, учащиеся подросткового возраста постоянно расширяют свой кругозор, поэтому поставленные КЗ будут способствовать более осмысленной работе учащихся над материалом в дальнейшем. При определении содержания данного урока учитывались базовые знания детей, а так же стремление подростков к общению, в реальных ситуациях. Постепенное усложнение КПЗ, самостоятельность высказываний были направлены на удовлетворение потребностей учащихся данного возраста в общении, стремлении самостоятельно преодолевать трудности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...