Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Средства и формы физической культуры.




 

Основными средствами физической культуры студентов является физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы (см. рис. 1).

Каждый из трех средств физической культуры может примениться отдельно или в комплексе с другими средствами. Каждая группа объединяет определенное количество типичных средств.

Физические упражнения – это целенаправленное специально организованные двигательные действия, применяемые для решения задач физвоспитания.

Перечень основных видов физупражнений, используемых преподавателем в работе со студентами, определяется учебной программой (разделами программы). Каждый вид занятий физической культурой имеет свои виды физупражнений. Например, легкая атлетика включает изучение бега, прыжков, метаний и т.д.

Все упражнения делятся на группы:

- на развитие двигательных качеств;

- по структурным приемам;

- по характеру режима деятельности личности (динамические, циклические, статические);

- по акатемическому признаку;

Естественные силы природы – солнце, горы, вода, песок и т.д., оказывают положительное воздействие на него и являются средствами физической культуры. Они способствуют закаливанию организма студента, укреплению его нервной системы, улучшает обмен веществ.

Закаливание – обливание, обтирание тела холодной водой, купание в холодной воде, воздействие холодного воздуха на организм человека.

При закаливании повышается сопротивляемость организма холоду, жаре, резкому перепаду температур, устойчивость к инфекционным заболеваниям и работоспособность, сопротивляемость к действию радиации, укачиванию вибрациям, воспитывается волевые качества. Закаливание в сочетании с физупражнениями дает хороший оздоровительный эффект.

Гигиенические факторы условно можно поделить на две группы. Первая – личная и общественная гигиена труда, быта, отдыха, питания, которые обеспечивают жизнедеятельность человека вне занятий физической культурой. Вторая – санитарное состояние мест занятий и оборудования, обеспечивающее физвоспитание студентов.

Применение этих факторов в комплексе с физупражнениями и оздоровительными силами природы дает максимальный эффект.

Формы физического воспитания студентов представлено на рис. 2.

Учебные занятия – основная форма физического обучения и воспитания студентов.

Широкое применение разнообразных форм учебных и вне учебных занятий физической культурой позволяет обеспечить научно-обоснованный объем двигательной активности студентов – не менее 7-9 часов в неделю, что необходимо для нормального функционирования организма.

 

Организация учебного процесса по физической культуре.

 

Организация учебного процесса по физической культуре предполагает использование определенных элементов и условий, обеспечивающих обучение и воспитание студентов (проведение учебных занятий, тренировок по видам спорта, спортивно-массовых мероприятий, а также соревнований).

Содержание физического обучения и воспитания студентов составляет:

- планирование;

- подготовка и проведение родных форм занятий физкультурой;

- материально-техническое обеспечение;

- финансовое обеспечение;

- медицинское обеспечение;

- научно-исследовательская работа.

Планирование различных форм физической работы предусматривает работу на перспективу процесса обучения и воспитания студентов. Он осуществляется на основе учебного плана и расчета часов, организационных указаний, руководства. На основе учебного плана составляется учебная и рабочая программа по физической культуре.

При планировании физической роботы со студентами на учебный год необходимо подбирать средства и методы с целью максимального повышения качества обучения, учитывать объективные формирования знаний двигательных умений и навыков студентов, воспитания у них физических и психических качеств, учитывать задачи обучения и воспитания студентов, систематичность форм обучения и воспитания, сочетание общей физической нагрузки в течение учебной недели, года, учитывать местные условия.

Связь физического обучения с общими задачами образовательной системы ВУЗа обусловлена необходимостью повышения профессионального уровня и работоспособности студентов, освоению ими учебных дисциплин.

Систематичность физического обучения и воспитания предполагает регулярность и определенной последовательности в использовании различных средств и методов, что обеспечивается:

- проведением занятий физической культурой не менее двух раз в неделю;

- ежедневными занятиями утренней гимнастикой;

- проведение спортивных тренировок не менее двух раз в неделю.

Сочетание различных форм физической культуры и ее видов должно быть согласовано по срокам и основному содержанию с учебными занятиями в зависимости от сезонных факторов. Например, весной и осенью целесообразно планировать занятия на воздухе (легкая атлетика, футбол и др.). Начиная с конца осени по начало весны – занятия в спортивных залах.

Равномерное распределение общей физической нагрузки в течение учебной недели. Нежелательно ставить учебные занятия физической культурой два дня подряд. Недопустимо в расписании ставить две пары физической культуры в один день.

Учет местных условий предполагает учет:

- уровень физической подготовки студентов, состояние их здоровья;

- материально-техническое обеспечение занятий;

- месторасположение ВУЗа относительно спортивных сооружений, парков, экологически зараженных объектов;

- учет климатических факторов.

Чем выше уровень физической подготовки студентов, тем сложнее может быть содержание физических упражнений. При низком уровне физической подготовки студентов должно широко применяться система подводящих упражнений.

Материально-техническое обеспечение занятий должно быть таким, чтобы обеспечить качественное освоение студентами учебного материала программы. Планировать занятия физической культурой надо так, чтобы обеспечить максимальную пропускную способность мест занятий (спортивных залов, бассейна).

Финансовое обеспечение предусматривает выделение средств, необходимых для приобретения инвентаря и оборудования, ремонта и при необходимости аренды спортивных залов, бассейна, стадиона.

Медицинское обеспечение предусматривает:

- контроль медперсонала ВУЗа за проведением мероприятий по физической культуре и спорту;

- контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий;

- привития навыков самоконтроля, гигиены, закаливания;

Контроль за всеобщей диспанц-ей сотрудников;

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 578.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...