Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Тема 3. Стратегический анализ и перспективы развития рынка
Данную тему можно раскрыть по двум направлениям: анализ рынка определенной с.-х. продукции с точки зрения макросреды и анализ базового рынка как микросреды конкретного с.-х. предприятия
1. Анализ рынка определенной с.-х. продукции с точки зрения макросреды.
Данная тема основывается на анализе макросреды (STEEP), анализе отрасли и анализе рынка.
Особенностью данной темы является сопоставление емкости рынка мощностям производства отрасли.
Здесь необходимы разделы STEEP анализа, характеризующие степень государственного регулирования отрасли и рынка, сравнение с зарубежным опытом. Можно углубить анализ экономических макрофакторов (налоги, кредиты, страхование, госпрограммы), социальные (нормативы потребления при расчете емкости рынка) и т.д.
Анализ отрасли необходим с точки зрения объемов производства (и в перспективе) в сравнении с емкостью рынка, уровень технологии производства с точки зрения качества продукции, ее себестоимости и уровня конкурентоспособности.
Анализ рынка – с позиции емкости, насыщенности, перспектив роста, интенсивности конкуренции, стадии жизненного цикл, вопросы размещения по регионам (самообеспеченность региональных рынков), подробный анализ импорта
Макроуровень
| Определение рынка
| Базовый, устойчивый, субрынок (формирующийся), уровень технологии
| Структура и особенности распределения
| Географические, исторические и климатические особенности, инфрастурктура, логистика
| Емкость, насыщенность, динамика и перспективы развития рынка
| · Емкость рынка (по потреблению, по производству, потенциальная, фактическая).
· Перспективы роста (емкости и качества) с учетом прогноза платежеспособности населения
· Структура потребления продуктов питания в зависимости от уровня доходов населения
| Доля импорта / уровень самообеспечения
| Доля импорта (внешнего и внутреннего) в динамике с сопоставлением нормативов продовольственной безопасности. Прогноз развития доли импорта.
| Развитие экспорта
| Объемы, структура, качество, цены, страны
| Государственная поддержка развития рынка
| Формы и виды гос. поддержки отечественного рынка (ввозные пошлины, фито-санитарные мероприятия, эмбарго и т.д.)
| Конкурентосопособность
| Инвестиционная привлекательность отрасли, основные игроки, конкурентные стратегии
|
2. Анализ базового рынка как микросреды конкретного с.-х. предприятия.
Данная тема основывается на анализе отрасли (частично) и микросреды (полностью). Особенностью данной темы является выявление реальных позиций предприятия в отрасли (среди конкурентов) и на рынке (сегментация), а также взаимоотношения с поставщиками и покупателями. В этой теме можно использовать различные матрицы.
Анализ конкретного рынка (микроуровень)
| Жизненный цикл рынка *
| Сопоставление моделей жизненного цикла рынка, продукта (или товара), отрасли
| Прибыльность рынка
Структура издержек
| · Соотношение издержек и цен
· Средняя маржа продавца (производителя)
· Сроки окупаемости проектов производителя
| Конкурентный анализ
| - по 5 силам конкуренции М. Портера
- по целям и долям рынка
- по товарным стратегиям
|
Анализ рынка с позиции микросреды
Раздел анализа
| Показатели анализа
| Методы, показатели
| Анализ барьеров для выхода на рынок
| Анализ товаров-субститутов, степень заменяемости товара базового рынка
| · Виды товаров-заменителей на базовом рынке.
· Уровень цены на товар-заменитель.
· Условия и степень замены базового товара заменителем.
· Издержки переключения. Выгоды покупателя.
| Рыночные условия для новичков
| · Первоначальный объем инвестиций.
· Доступ к ресурсам (их особенности), связи с поставщиками.
· Доступ к каналам распределения.
· Используемые технологии, дающие низкие издержки и высокое качество товара.
· Политика государства, местных властей.
· Узнаваемость товара.
· Запатентованные отличия
| Анализ покупателей
| Характеристика покупателей
| · Количество и виды покупателей, динамика их численности,
· Региональные особенности покупателей
· Концентрация покупателей по сравнению с концентрацией продавцов
· Способность покупателей к интеграции вниз по технологической цепочке
· Склонность покупателей переключаться на другие товары (заменители, подвижность сегментов)
| Сегментация рынка по покупателям *
| · Определение сегментов (ниш) покупателей (товаров), которые приносят стабильную прибыль, а также перспективных сегментов, способствующих развитию и росту предприятия
| Мотивы, неудовлетворенность покупателей
| · Структура потребностей, мотивы покупки, их динамика, процесс покупки
· Соотношение цены / качества
| Рыночная власть покупателя, его чувствительность к цене
| · Информированность покупателя о товаре,
· способность повлиять на снижение цены,
· соотношение объемов покупки и цены
| Анализ поставщиков
| Основные типы действующих и возможных поставщиков и их влияние в отрасли
| · Типы поставщиков по дифференциации ресурсов
· Уровень концентрации поставщиков по сравнению с концентрацией производителей
· Узнаваемость торговой марки поставщика
| Рыночная власть поставщиков, их способность повлиять на цену производителя
| · Влияние цены ресурса на стоимость товара (диспаритет цен)
· Зависимость цены от качества и объема закупок
· Условия и надежность контрактов и договоров
| Уровень развития технологии поставщика в соотношении с производителем
| · Наличие ресурсов-субститутов
· Возможности интеграции вперед
· Издержки переключения производителя на другой тип ресурса
| Анализ конкурентов
| Определение стратегических групп конкурентов в интересующих сегментах рынка
| · Количество продавцов, предлагающий аналогичный товар, концентрация конкурентов
· Типы продавцов, протекция
· География зон влияния конкурентов
| Анализ новых и потенциальных конкурентов *
| · Объем реализации продукции конкурентами, уровень издержек, особенности технологии.
· Уровень организации их производства, загрузка производственных мощностей, доступ к ресурсам.
· Анализ стратегий конкурентов
· Узнаваемость торговой марки
· Существенные различия в продукции
· Издержки переключения
· Информированность о конкурентах
· Выявление сильных и слабых сторон конкурентов
|
Тема 4. Стратегический анализ и перспективы развития региона
Основная задача данной темы (в отличие от темы №1 региональный STEEP) оценить правильность и выполнимость поставленных перед регионом целей. Анализ проводится в двух встречных направлениях: во-первых, изучается принятая стратегия развития региона (вместе с концепцией, прогнозом, отраслевыми документами и схемами территориального развития), во-вторых выявляются основные проблемы развития региона с помощью метода STEEP.
Особенностью данной темы является работа только с факторами регионального уровня значимости. В выводах отразить приоритетность указанных в стратегии мероприятий и предложить свои сценарии развития региона (в дополнение к стратегии).
|