Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Типы речевых ошибок и пути их устранения ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Речевые ошибки делятся на: -лексико-стилистические, -морфолого-стилистические, -синтаксисо-стилистические Лексико-стилистические ошибки: 1.Повторение одних и тех же слов. Причины: - малый объем внимания учащегося: он забыл, что только что употребил слово, и выбирает его снова - вторая причина повторов – бедность словаря: у пишущего нет достаточного выбора, он не владеет синонимикой, не умеет пользоваться местоимениями. 2.Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков. Причины: следствие низкого общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря. 3.Нарушение общепринятой (фразеологической)-сочетаемости слов. Причина ошибок — малый речевой опыт, бедность фразеологического запаса. 4. Употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски. Ошибки подобного типа связаны с недостаточным чутьем языка, с непониманием стилистических характеристик слова. 5. Употребление диалектных и просторечных слов и сочетаний. Морфолого-стилистические ошибки Неправильное образование слов и особенно форм слова относится к группе морфолого – стилистических ошибок. 1.В начальных классах встречается детское словотворчество. 2.Образование просторечных или диалектных форм слов общелитературного языка. «они хочут», «он хотит»; 3.Пропуск морфем, чаще всего суффиксов 4. Образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе (отвлеченные, собирательные) Причина этих ошибок — в стремлении младших школьников к конкретности. Синтаксико-стилистические ошибки. Ошибки в словосочетаниях и предложениях. 1.Нарушение управления, чаще всего — предложного. 2.Нарушения согласования, чаще всего — сказуемого с подлежащим. 3.Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла 4. Нарушения смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или которые заменяют 5.Неумение находить границы предложений.
Методика работы над словосочетанием. Словосочетание — это лексико-грамматическое единство, не обозначающее законченной мысли (этим оно отличается от предложения), а создающее расчлененное обозначение единого понятия. В работе над словосочетанием обращается внимание на: 1) на грамматическую структуру (синтаксические связи, вопросы, части речи, которые входят в сочетание и др.); 2) семантику словосочетания, выражающего то или иное значение. Осознанию семантики словосочетания содействует использованиеэффективных приемов: 1) соотнесение словосочетания с реальными предметами, явлениями посредством наблюдений, демонстрации предмета, картинки; 2) опора на опыт восприятия в прошлом 3) сопоставление словосочетаний Виды упражнений со словосочетаниями: 1) постановка вопросов к подчиненному слову от подчиняющего слова; 2) выяснение связей между словами; 3) объяснение значений словосочетаний (вне предложения, в предложении и др.); 4) составление словосочетаний с новыми словами для осознания значения слова; 5) обнаружение и усвоение устойчивых сочетаний различной степени слитности; 6) составление словосочетаний на уроках изучения грамматики в связи с изучением частей речи; 7) составление словосочетаний в связи с усвоением слов с непроверяемыми написаниями; 8) исправление речевых ошибок в словосочетаниях; 9) включение данного словосочетания в контекст (предложение, текст). Методика работы над предложением Предложение — это основная единица речи, в связи с чем работа над ним является главной учебной задачей школы и особенно уроков русского языка. Научить школьников правильно строить предложения, точно выражать свои мысли — это значит продвинуть детей в использовании речи как средства общения, помочь им подготовиться к овладению более высокой ступенью речевого развития — связной речью. Классификация речевых упражнений с предложениями строится по разным основаниям. Так, по преобладающей мыслительной деятельностиупражнения подразделяются на аналитические, выполняемые в процессе слушания и чтения, и синтетические, выполняемые в процессе создания высказывания. По степени активности и познавательной самостоятельности учащихся традиционно выделяют три группы упражнений: упражнения по образцу, конструктивные, творческие. Наиболее распространенными видами работы с предложением являются: восприятие (слушание, чтение) высказывания-образца, его анализ и продуцирование высказывания по образцу, Построение предложений по аналогии. Конструктивные упражнения предполагают построение и перестройку предложений с обязательным выявлением и оформлением внутренних и внешних связей, они весьма полезны в плане развития синтаксического строя речи учащихся. Упражнение на восстановление предложения из разрозненных слов предполагает восстановление смысла, содержания предложения, расположение слов в определенном порядке, обеспечение связи между словами посредством союзов, предлогов, окончаний. Упражнения на распространение простого предложения с помощью вопросов учителя учат совершенствовать высказывание в направлении его уточнения, Упражнения в редактировании (исправлении) предложения предполагают замену одной конструкции другой для достижения уместности, точности, выразительности, исправления ошибок.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 341. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |