Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типы речевых ошибок и пути их устранения




Речевые ошибки делятся на:

-лексико-стилистические,

-морфолого-стилистические,

-синтаксисо-стилистические

Лексико-стилистические ошибки:

1.Повторение одних и тех же слов.

Причины:

- малый объем внимания учащегося: он забыл, что только что употребил слово, и выбирает его снова

- вторая причина повторов – бедность словаря: у пишущего нет достаточного выбора, он не владеет синонимикой, не умеет пользоваться местоимениями.

2.Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков.

Причины: следствие низкого общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря.

3.Нарушение общепринятой (фразеологической)-сочетаемости слов.

Причина ошибок — малый речевой опыт, бедность фразеологического запаса.

4. Употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски.

Ошибки подобного типа связаны с недостаточным чутьем языка, с непониманием стилистических характеристик слова.

5. Употребление диалектных и просторечных слов и сочетаний.

Морфолого-стилистические ошибки

Неправильное образование слов и особенно форм слова относится к группе морфолого – стилистических ошибок.

1.В начальных классах встречается детское словотворчество.

2.Образование просторечных или диалектных форм слов общелитературного языка. «они хочут», «он хотит»;

3.Пропуск морфем, чаще всего суффиксов

4. Образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе (отвлеченные, собирательные)

Причина этих ошибок — в стремлении младших школьников к конкретности.

Синтаксико-стилистические ошибки. Ошибки в словосочетаниях и предложениях.

1.Нарушение управления, чаще всего — предложного.

2.Нарушения согласования, чаще всего — сказуемого с подлежащим.

3.Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла

4. Нарушения смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или которые заменяют

5.Неумение находить границы предложений.

 

 

Методика работы над словосочетанием.

Словосочетание — это лексико-грамматическое единство, не обозначающее законченной мысли (этим оно отличается от предложения), а создающее расчлененное обозначение единого понятия.

В работе над словосочетанием обращается внимание на:

1) на грамматическую структуру (синтаксические связи, вопросы, части речи, которые входят в сочетание и др.);

2) семантику словосочетания, выражающего то или иное значение. Осознанию семантики словосочетания содействует использованиеэффективных приемов:

1) соотнесение словосочетания с реальными предметами, явлениями посредством наблюдений, демонстрации предмета, картинки;

2) опора на опыт восприятия в прошлом

3) сопоставление словосочетаний

Виды упражнений со словосочетаниями:

1) постановка вопросов к подчиненному слову от подчиняющего слова;

2) выяснение связей между словами;

3) объяснение значений словосочетаний (вне предложения, в предложении и др.);

4) составление словосочетаний с новыми словами для осознания значения слова;

5) обнаружение и усвоение устойчивых сочетаний различной степени слитности;

6) составление словосочетаний на уроках изучения грамматики в связи с изучением частей речи;

7) составление словосочетаний в связи с усвоением слов с непроверяемыми написаниями;

8) исправление речевых ошибок в словосочетаниях;

9) включение данного словосочетания в контекст (предложение, текст).

Методика работы над предложением

Предложение — это основная единица речи, в связи с чем работа над ним является главной учебной задачей школы и особенно уроков русского языка. Научить школьников правильно строить предложения, точно выражать свои мысли — это значит продвинуть детей в использовании речи как средства общения, помочь им подготовиться к овладению более высокой ступенью речевого развития — связной речью.

Классификация речевых упражнений с предложениями строится по разным основаниям. Так, по преобладающей мыслительной деятельностиупражнения подразделяются на аналитические, выполняемые в процессе слушания и чтения, и синтетические, выполняемые в процессе создания высказывания. По степени активности и познавательной самостоятельности учащихся традиционно выделяют три группы упражнений: упражнения по образцу, конструктивные, творческие.

 Наиболее распространенными видами работы с предложением являются: восприятие (слушание, чтение) высказывания-образца, его анализ и продуцирование высказывания по образцу, Построение предложений по аналогии.

Конструктивные упражнения предполагают построение и перестройку предложений с обязательным выявлением и оформлением внутренних и внешних связей, они весьма полезны в плане развития синтаксического строя речи учащихся. Упражнение на восстановление предложения из разрозненных слов предполагает восстановление смысла, содержания предложения, расположение слов в определенном порядке, обеспечение связи между словами посредством союзов, предлогов, окончаний.

Упражнения на распространение простого предложения с помощью вопросов учителя учат совершенствовать высказывание в направлении его уточнения,

Упражнения в редактировании (исправлении) предложения предполагают замену одной конструкции другой для достижения уместности, точности, выразительности, исправления ошибок.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 341.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...