Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика работы над усвоениемлексическогозначения слова




Слово – основная значащая единица языка. Словами обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, выражаются чувства и намерения. Любое высказывание складывается из слов и их сочетаний, выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически.

Усвоению значения слов способствуют узнавание слов поих

толкованию, в частности, разгадывание кроссвордов, определение

синонимов, антонимов, омонимов и т.п.

Методике усвоения нового слова известно много разнообразных приемов работы над значением нового слова.

1. Словообразовательный анализ (От какого слова образовано слово «подберезовик»?Почему его так назвали?).

2. Сопоставление слова с другими словами с целью выяснения различий, разграничения значений паронимов (например, серебряный и серебристый).

3. Объяснение значения слова с опорой на контекст, в котором значение слов «высвечивается», школьники могут понять и особенности употребления данного слова, его сочетаемости, выразительности (Грибы не сыть, но как с ними быть).

4. Выяснение значения по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам.

5. Показ предмета (картинки, макета, чучела) или действия, обозначаемого словом.

6. Замена объясняемого слова синонимом (завет - наказ).

7. Подбор антонимической пары (тусклый - яркий).

8. Разъяснение на основе развернутого описания (В развернутых ответах на вопрос «Кто где живет?» дети раскрывают значение слов англичане, эскимосы).

9. Логическое определение слова на основе установления родо-видовых компонентов (Ель — это хвойное вечнозеленое дерево с мелкой густой хвоей и светло-коричневыми шишками удлиненной формы, висящими снизу ветки).

10. Этимологический анализ

Содержание и задачи словарной работы на уроках крымскотатарского языка

Школьные программы и учебники по крымскотатарскому языку ориентируют учащихся на использование словарей в учебном процессе.На современном этапе развития основной общеобразовательной школы одна из ведущих задач в

деятельности учителя крымскотатарского языка является развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся через работу со словарями.Основной целью являются значения и роли словарей на уроках крымскотатарского языка, а также указание основных направлений теории лексикографии при обучении лексическому материалу

крымскотатарского языка в средней школе, формирование у учащихся лексических навыков.Часто для учащихся основной трудностью является не смысл слова, а употребление его в речи. Работа над накоплением словаря сопутствует всему процессу обучения. Отсюда следует, что очень важно пробудить у учащихся интерес к постоянному расширению словарного запаса. Самым убедительным свидетельством владения словарем в глазах учителей и учащихся является способность принимать участие в общении как на родном крымскотатарском языке, так и понимание этнокультурологической лексики. Для успешного формирования лексических навыков все речевые действия должны быть направлены на решение коммуникативных задач и реализацию определенных целей и мотивов общения.Что касается значения, то в крымскотатарском языке, впрочем, как и в любом другом, многие слова могут иметь несколько значений. Словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Их место среди прочих книг очень значимо. Словари –сокровища национального языка, наши друзья и помощники.

 

 

Основные направления словарной работы

1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее не­известных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это до­стигается средством прибавления к словарю ребенка ежедневно 4-6 новых словарных единиц.

2. Уточнение словаря — это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает в себя: — напол­нение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами; - усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе фразеологических единицах;

- усвоение иносказательных значений слова, много­значности слов;

- усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны от­дельным синонимам в синонимической группе.

3.Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

4. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

Методика развития речи в процессе работы над синонимами

Основными источниками обогащение и совершенствование синонимических рядов, можно назвать тексты учебных книг, произведения худ.литературы, речь учителя.

Разработано достаточное кол-во приемов и методов изучения синонимов в начальной школе:

· толкование слова на основе выявления его этимологического значения,

· толкование значения слова через контекст,

· толкование значение слова через его определение,

· самостоятельное толкование слова,

· разграничение оттенков значения,

· задания, связанные с многозначностью значения слова.

Методика развития речи в процессе работы над антонимами

 

Цель обучения крымскотатрскому языку определяется как развитие устной и письменной речи учащихся.

В истории методики существуют разные толкования понятия речи:

1. Развитие речи происходит на основе обогащения сознания ребенка представления об окружающей действительности. Но специально обучать речи не следует. Можно лишь стимулировать это - предлагать детям темы устного и письменного высказывания.

2. Речевое развитие закономерно. Следовательно, необходимо специальное обучение речи, т.е. нужно формировать умение строить высказывание. Основное средство - сочинения, изложения.

3. Развитие речи связано с изучением грамматики. Дети усваивают языковые нормы, а упражнения помогают осваивать эти нормы на практике.

4. Необходима работа над произносительной стороной речи: работа над развитием речевого аппарата, дикции.

Конечной целью является умение детей выражать свои мысли, чувства в устной и письменной форме правильно, содержательно, логично, точно, ясно,

выразительно, эффективно (результативно)1.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 292.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...