Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическая политика государства и




ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

 

В рыночной экономике государство является полноправным экономическим субъектом. Однако подходы классической и кейнсианской школ в определении роли и места государства в рыночном хозяйстве, а также способов осуществления макроэкономической политики - различны.

Общим методологическим подходом кейнсианцев является концепция активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной гибкостью рынка труда, "жесткостью" заработной платы и цен. Государство с помощью всех имеющихся в распоряжении правительственных органов инструментов экономической политики должно воздействовать на совокупный спрос в целях достижения максимальной занятости, предотвращения инфляции, обеспечения устойчивого роста национального дохода и равновесия платежного баланса.

В классической модели макроэкономическая политика всегда пассивна, так как экономика внутренне стабильна и автоматически приходит в состояние долгосрочного равновесия. Инструментами "саморегулирования" являются гибкие заработная плата, цены и ставка процента. Государственное вмешательство, напротив, усиливает экономическую нестабильность и, поэтому должно быть сведено к минимуму.

В  кейнсианской модели основным уравнением является уравнение совокупных расходов

Y = C + In + G + Xn,

которое определяет величину номинального ВНП.

В классической модели основным уравнением является уравнение обмена

M V = P y,

где величина (M V)представляет собой совокупные расходы покупателей, а (P y) общие доходы (выручку) продавцов, которые также определяют номинальный ВНП. Очевидно, что оба уравнения описывают кругооборот доходов и расходов в экономике и поэтому взаимосвязаны.

Экономическая политика - система экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах национальной экономики.

Основными задачами экономической политики являются:

· достижение сбалансированного экономического развития;

· стимулирование экономического роста;

· поддержание высокого уровня занятости и сдерживание безработицы;

· сдерживание инфляции;

· обеспечение устойчивости национальной валюты;

· регулирование внешнеэкономической деятельности.

В зависимости от применяемых в ходе решения задач экономической политики, инструментов и рычагов воздействия экономическую политику государства принято подразделять на фискальную (бюджетно-налоговую) и монетарную (кредитно-денежную).

 

9.1 ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Под фискальной(бюджетно-налоговой) политикой понимается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

У фискальной политики есть два горизонта целей: краткосрочная - выравнивание циклических колебаний и долгосрочная, целью которой является экономический рост, предусматривающий изменения в области государственных расходов.

Основными инструментами фискальной политики являются:

· государственные расходы (закупки государством товаров и услуг в целях исполнения государственных программ, включая оплату труда госслужащих);

· трансферты (адресные, целевые выплаты домохозяйствам (гражданам) без предоставления со стороны последних каких либо товаров и услуг);

· система налогообложения (установление структуры, видов налогов, ставок налогообложения и порядка взимания налогов).

Различают стимулирующую (фискальная экспансия) и сдерживающая (фискальная рестрикция) фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоления циклического спада и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинацию этих мер.

В дол­госрочной перспективе снижение налогов может привести к расширению предло­жения факторов производства и росту экономического потенциала. (Для этого необходимо соблюдение трех условий: комплексная налоговая реформа, ограничительная политика ЦБ, изменение структуры госрасходов).

 Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) - цель ограничение циклического подъема экономики посредством снижения госрасходов, увеличения налогов или комбинация этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада про­изводства. В долгосрочном периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада производства и развертывания механизма стагфляции.

В краткосрочной перспективе меры фискальной политики сопровождаются эф­фектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансирован­ного бюджета.

Если государственные расхода увеличиваются на DG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, а равновесный объем производства возрастет на величину DY=DG Mg, где Мg- мультипликатор госрасходов (рис. 9.1).

Величина мультипликатора госрасходов находится в результате решения системы уравнений:

Y = C + I + G - основное макроэкономическое тождество;

С = а + bY - потребительская функция. Подстановка потребительской функции в ос­новное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:

                                                         ,                                           (9.1)

где (а + I + G) - автономные расходы, независящие от величины дохода Y, - мультипликатор, который показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в результате роста любого из автономных расходов на единицу. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению (b = МРС): Мg=  - данная формула получила название простого мультипликатора Кейнса.

Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов (Т). Если налоговые отчисления снижаются на DТ, то располагаемый доход (Y - Т) возрастает на величину DТ (рис. 9.2). Потребительские расхода соответственно увеличиваются на величину DТ* b, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства Y1 до Y2 на величину DY= -DT , где  мультипликатор автономных налогов.

Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с государственными рас­ходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов. Если предположить, что все налоги зависят от динамики текущего дохода (Y), то налоговая функция принимает вид T = t Y, где   t -  предельная налоговая ставка. В этом случае функция потребления имеет вид

                                                  C = a + b(Y-t Y) = a + b (1- t) Y,                             (9.2)

а модель налогового мультипликатора записывается в виде

                                                    ,                                                (9.3)        

где mt - налоговый мультипликатор подоходных налогов.

Полная налоговая функция имеет вид

                                                            T = Ta + t Y,                                                  (9.4)

и функция потребления представлена как

                                                  С = a + b[Y -(Ta + t Y)]                                          (9.5)

Модель равновесного объема производства имеет вид

                                     ,                          (9.6)

где  - мультипликатор налогов.

Суммарное изменение дохода DY в результате одновременного изменения величин госрасходов и автономных налогов определяется как

                                                                               (9.7)

В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или больше единицы.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышение Мg над Мт на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госраcходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции.

В кейнсианской концепции рост государственных расходов и (или) снижение налогов соответствуют стимулирующей, а снижение государственных расходов и (или) повышение налогов - сдерживающей фискальной политике.

Для стабилизирующего воздействия фискальной политики на экономическую конъюнктуру правительство должно в периоды спада увеличивать "приток", а во время бума - "отток" на рынке благ. Такое развитие событий обеспечивается не только дискреционными решениями правительства, но и системой автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Недискреционная фискальная политика- изменения в правительственных закупках и чистых налогах, вызываемые переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программах.

Автоматические стабилизаторы - это факторы функционирования рыночной экономики, которые независимо от текущих решений правительства во время спада увеличивают "приток", а в периоды подъема увеличивают "отток".

В качестве типичного встроенного стабилизатора выступает прогрессивная шкала налогообложения. Благодаря ней в периоды подъема располагаемый доход населения и нераспределенная прибыль фирм растут медленнее, чем национальный доход, и это сдерживает рост эффективного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов.

Аналогичное воздействие на экономическую конъюнктуру оказывают системы пособий по безработице и помощи малоимущим. В периоды спада государственные расходы на эти цели возрастают, а во время подъема сокращаются без специальных решений правительства.

Автоматическим фактором является функция потребления, основанная на концепции перманентного дохода. Потребление домашних хозяйств оказывает стабилизирующее воздействие на экономическую конъюнктуру, так как в периоды спада потребление снижается не так быстро, как доходы, а в периоды подъема рост потребления отстает от роста доходов.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Поэтому встроенные стабилизаторы сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики.

 

9.2 БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

 

Осуществление фискальной политики непосредственно влияет на размеры бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный бюджет- баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период, обычно за год, содержащий перечень программ расходов (образование, оборона, управление и т.д.), а также источников получения доходов (подоходные налоги, акцизные и прочие), используемый правительством для контроля своей фискальной деятельности. Государственный бюджет бывает фактическим, структурным и циклическим.

Дефицит государственного бюджета (d) есть разность между расходами и доходами государства за определенный период. Если все государственные доходы сводятся к налогам, то d = G - T. По определению d > 0. Когда T > G, то есть d < 0, то имеет место бюджетный избыток.

Государственный долг есть алгебраическая сумма бюджетных дефицитов и избытков за все прошедшие годы.

Основными неблагоприятными для экономики последствиями роста государственного долга являются:

· необходимость сокращать потребление для увеличения вывоза товаров и услуг в уплату процента по внешнему долгу;

· перемещение денежных средств в государственный долг, приводящее к сокращению инвестиций и росту ставки процента;

· снижение стимулов к труду в результате повышения ставок налога для выплаты процентов по внутреннему долгу;

При анализе взаимозависимости между экономической политикой государства и состоянием его бюджета различают две составляющие бюджетного дефицита: структурный дефицит и циклический дефицит.

Под структурным дефицитом понимается разность между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

Циклический дефицит есть разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом.

Во время спада к структурному дефициту добавляется циклический, во время бума структурный дефицит уменьшается на абсолютную величину циклического. Фактический дефицит во время спада больше, а во время бума меньше структурного дефицита.

Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики государства, а циклический дефицит есть результат действия встроенных стабилизаторов.

По размеру наблюдаемого дефицита нельзя судить о том, насколько активно правительство проводит фискальную политику. Во время спада дефицит может свидетельствовать о недостаточном объеме государственных расходов: возможно, что их увеличение привело бы к росту реального национального дохода и сокращению дефицита.

Степень стабилизированного воздействия бюджетного дефицита зависит от способов его финансирования. Финансируется дефицит государственного долга за счет:

· экономии ресурсов на содержание государственного аппарата;

· выпуска внутренних и внешних государственных займов в виде ценных бумаг;

· займов у внебюджетных фондов (фондов страхования, фонда страхования по безработице, пенсионного фонда и других);

· кредитно-денежной эмиссии денег (монетаризация).

Если бюджетный дефицит сохраняется на протяжении продолжительного времени, то размер государственного долга неуклонно повышается.

Внутренний долг - это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны.

Внешний долг - задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.

Внутренний долг порождается долговым финансированием бюджетного дефицита. Государственные займы выпускаются на различные сроки, поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до одного года), среднесрочным (до пяти лет) и долгосрочным (свыше пяти лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, так как дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам очень высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, поскольку это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, эмиссии денег, рефинансирования.

Вместе с тем имеются некоторые негативные последствия внутреннего долга. Во-первых для стран с низким уровнем дохода, а следовательно и сбережений, покупка населением, субъектами хозяйствования государственных долговых обязательств является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала. Во-вторых, государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны. В-третьих, увеличиваются суммы процентных выплат по внутреннему долгу, которые бывают весьма обременительными, особенно во время стагнации и спада производства. Все это заставляет отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. В случае, если темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста ВНП, правительству необходимо предпринимать определенные меры по управлению долгом. Это может быть инфляция, введение специальных налогов и секвестирование бюджета.

Внешний долг может появиться по двум причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний и путем продажи государственных ценных бумаг нерезидентам. Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего.

 

9.3 МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА

 

В отличие от фискальной политики, мероприятия которой направлены непосредственно на рынок благ, при проведении монетарной политики объектом воздействия является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества денег, находящихся в обращении. Поэтому главная роль в проведении монетарной политики принадлежит Центральному банку (ЦБ). Конечная задача кредитно-денежной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости, росте реального объема производства, устойчивости платежного баланса. Выполнение этой конечной задачи невозможно без осуществления промежуточных задач: регулирования объема денежной массы, уровня процентной ставки, объема кредитов, обменного курса.

Инструментами денежно-кредитной политики являются:

1 Денежная эмиссия - рост наличных денег в обращении.

2 Учетная политика - установление ЦБ определенного процента, называемого учетной ставкой или ставкой рефинансирования, за предоставление ссуды коммерческому банку для пополнения резервов.

3 Политика открытого рынка - продажа и покупка ЦБ ценных бумаг на общедоступных институциональных площадках купли-продажи ценных бумаг, а не в порядке соглашений. Является на сегодняшний день основным инструментом денежно-кредитной политики.

4 Валютная политика - оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая - увеличивает.

5 Резервная политика - установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых инструментов). Обязательные резервы выполняют функцию страхового фонда для депозитов. Повышение нормы минимальных резервных покрытий ЦБ сокращает кредитные возможности коммерческих банков, тем самым ограничивая количество находящихся в обращении денег.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...