Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НП И ГСМ
Источником получения нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов в большинстве случаев является нефть, которая представляет собой жидкость от желтого до черного цвета (в зависимости от 254 Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информацт Раздел 5. Криминалистическое исследование нефтепродуктов 255
месторождения) с характерным запахом, легче воды. Состав нефти весьма сложен. В основном она состоит из углеводородов различного вида, а именно: • предельных или насыщенных углеводородов (их молекулы по • непредельных (ненасыщенных) углеводородов. Непредельные Углеводороды ряда этилена, или олефины, имеют общую формулу (С„Н2п). К ним относят этилен, пропилен, бутилен, диметилэтилен, амилен, гексилен и т. д. К углеводородам ряда ацетилена, или алкинам, кроме самого ацетилена, имеющего формулу НС = СН(С2Н2), относят производные ацетилена, у которого один или два атома водорода замещены на различные радикалы: • мети л ацетилен НС = С-СН3, этилацетилен НС = С-С2Н5, ме- • циклические соединения, молекулы которых имеют замкнутые Основным (первичным) процессом переработки нефти является перегонка. Перегонку нефти проводят на специальных установках, состоящих из трубчатой печи, ректификационной колонны и тепло-обменной аппаратуры. В процессе перегонки смесь нагретых паров направляют в ректификационную колонну, из которой отбирают отдельные фракции, различающиеся по температурам кипения. Основных фракций нефти три: бензиновая, керосиновая, мазут. Температура кипения бензиновой фракции 40—200 °С. Из бензиновой фракции в результате последующей перегонки выделяют различные сорта бензинов: • легкий бензин — петролейный эфир с температурой кипения • средний бензин — собственно бензин с температурой кипения • тяжелый бензин — лигроин с температурой кипения 120—140 "С. Температура кипения керосиновой фракции—150—350 °С. Температура кипения мазута —более 350 "С. Из мазута при дополнительной перегонке с водяным паром или в вакууме выделяют соляровые масла и различные смазочные материалы. Остаток мазута после перегонки представляет собой гудрон. , Наиболее ценная бензиновая фракция при перегонке нефти составляет всего лишь 5-20% общей массы нефти. Для увеличения выхода бензина применяют более сложный технологический процесс, называемый крекингом нефти. В процессе крекинга происходит расщепление молекул углеводородов с большим числом углеродных атомов на более мелкие молекулы предельных и непредельных углеводородов, составляющих в основном фракцию бензинов. Помимо деструкции в процессе крекинга происходит изомеризация молекул, их уплотнение и т. д. Существует несколько разновидностей крекинга нефти: термический (г. = 450-500 °С, давление 20-70кгс/см2, т. е. 2-7 МПа), крекинг при низких давлениях (1 = 550-600 "С, давление 3-5кгс/сма, т. е. 0,3-0,5 МПа), каталитический крекинг (С=450 °С, атмосферное давление, катализатором служат активированные алюмосиликаты). Классификацию НП и ГСМ можно проводить по нескольким основаниям: 1. По назначению: • ГСМ технического применения. Они, в свою очередь, делятся на 256 Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации Раздел 5. Криминалистическое исследование нефтепродуктов 257
• нефтепродукты прочего назначения (парафины, битумы, мазут, 1. По цвету: • светлые (бензины, керосин, очищенные смазочные материалы); • темные (гудрон, битум, большинство смазочных материалов). • легколетучие (бензин, лигроин и пр.), имеющие температуру • малолетучие (керосин, печное топливо, мазут и пр.) с темпера • практически нелетучие (масла, смазки и пр.) с температурой ки Ассортимент НП и ГСМ чрезвычайно широк и содержит несколько сотен наименований. Классификация товарных НП и ГСМ приведена на рис. 11. Все нефтепродукты и горюче-смазочные материалы можно разделить на четыре больших класса: • топлива; . • масла; • смазки; • прочие нефтепродукты. Объектами криминалистических исследований в основном являются три больших класса товарных нефтепродуктов и ГСМ: топлива, масла и смазки. Топлива, в свою очередь, подразделяются на: • бензины; • дизельное топливо; • керосины; • топливо для реактивных двигателей. Бензины предназначены для работы поршневых двигателей с принудительным воспламенением от искры. При изготовлении современных товарных бензинов используют смешивание (компаундирование) продуктов прямой перегонки нефти различного фракционно- I. го состава, каталитического крекинга (расщепления в присутствии катализаторов), гидрокрекинга (перегонка с водяным паром), пиролиза (глубокое расщепление жидких и твердых углеводородов слож- Рис. 11.Классификация товарных НП и ГСМ ного состава до простейших углеводородов). В состав бензинов также входят технический бутан, пентан, гексан и т. д. В некоторые виды бензинов, которые не удовлетворяют требованиям стандартов по детонационной стойкости, добавляют высокооктановые компоненты (до 30%), в качестве которых используют ароматические углеводороды. В состав некоторых марок бензинов добавляют присадки, которыми являются вещества различного химического состава, добавляемые в малых количествах для повышения их эксплуатационных характеристик. Содержание присадок в жидких топливах не превышает сотых или десятых долей по, массе. Присадки к топливам улучшают процессы сгорания, способствуют сохранению первона- 9-213
258 Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации чальных свойств топлива при хранении, транспортировке, использовании, снижают вредное воздействие топлива па механизмы и аппаратуру, облегчают использование топлива при низких температурах. Наибольшее применение получили следующие присадки к бензинам: • аитиоксиданты (антиокислители) (параоксндифениламип, аль • стабилизаторы (способствуют сохранению устойчивости смеси); • противонагарные (препятствуют отложению нагара на цилинд Используемый ранее в качестве антидетонатора тетраэтилсвинец в настоящее время не применяется из-за своей повышенной токсичности. Основной характеристикой бензинов является детопациопная стойкость, показателем которой является октановое число, равное содержанию (% об.) изооктана в смеси с п-гептаноы. Данная смесь по детонационной стойкости должна быть эквивалентна топливу, испытываемому в стандартных условиях. Так, топливо с октановым числом 92 по своей детонационной стойкости эквивалентно смеси, состоящей из 92% (об.) изооктана и 8% (об.) п-гептана. В настоящее время выпускают следующие марки автомобильных бензинов: А-72, А-76, АИ-92, АИ-95, АИ-98. Буква «А» обозначает, что бензин автомобильный, «И» — значение октанового числа определено исследовательским методом. Цифры соответствуют минимальному октановому числу. Этилированные бензины, например А-76, окрашивают красителями желтого цвета: «желтый К» — концентрация 6 ± ОДмг/кг или «желтый Ж» — концентрация 4 ± 0,1 мг/кг). Кроме автомобильных бензинов, отечественной промышленностью выпускаются авиационные бензины (в обозначении бензинов присутствует буква «Б»), например, Б-100/130; Б-95/130; Б-91/115 (ГОСТ 1012-72). Числитель дроби показывает минимальное октановое число, определенное по моторному методу. Знаменатель дроби указывает сортность. Помимо указанных, промышленностью в настоящее время выпускаются также бензин-растворитель для резиновой промышленности (ГОСТ 443-76), бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности (ГОСТ 3134-78) и пр. Дизельные топлива (ДТ) предназначены для работы дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники и представ- Раздел 5. Криминалистическое исследование нефтепродуктов ляют собой прямогонные фракции нефти, выкипающие при температуре 150-360 °С. Их изготавливают компаундированием (смешиванием) дистиллятных фракций, получаемых в процессе перегонки нефти и подвергнутых затем гидроочистке и депарафинизации (удалению парафиновых фракций). В зависимости от условий применения установлены три вида дизельных топлив по ГОСТ 305-82: Л, 3, А: 1) Л — летнее, для эксплуатации при температуре от О °С и выше. 2) 3 —зимнее, для эксплуатации в температурном режиме до -35 'С. 3) А — арктическое, по условиям применения до -50 °С и ниже. массовая доля серы не превышает 0,2%; для второго и третьего — 0,5%. Для марки А массовая доля серы составляет не более 0,4%. В условное обозначение дизельных топлив марки Л входят массовая доля серы и температура вспышки. Температура вспышки — это минимальная температура, при которой происходит кратковременное воспламенение паров нефтепродуктов от пламени в условиях испытания в закрытом или открытом тигле. Например, дизельное топливо летнее с массовой долей серы 0,2% и температурой вспышки 40 °С обозначают как Л-0,2- плюс 40 ГОСТ 305-82. У зимнего топлива в обозначении присутствует температура застывания: 3-0,2-минус 35 ГОСТ 305-82. У арктического дизельного топлива указывается только массовая доля серы, например А-0,4 ГОСТ 305-82. К основным показателям качества ДТ относят воспламеняемость, вязкость, температуру застывания, фракционный состав, содержание серы, механических примесей и воды. Воспламеняемость ДТ оценивается цетановым числом (ЦЧ). В качестве эталонов для его определения принимают гексадекан (ЦЧ=100) и сульфаметилнафталин (ЦЧ=0). Цетановое число топлива равно содержанию цетана в смеси с сульфаметил нафталин ом, которая в стандартных условиях испытания адекватна по воспламеняемости испытываемому топливу. Цетановое число зависит от химической природы топлива. Оптимальным цетановым числом является 40-50. Превышение этого значения приводит к увеличению расхода топлива за счет уменьшения полноты сгорания, а занижение — к жесткой со стуком работе двигателя. Температура застывания ДТ должна быть на 10-15 "С ниже температуры воздуха, так как при меньшей разнице ДТ густеет. Основные марки дизельного топлива следующие:
260 Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации ДАЭЧ — арктическое, экологически чистое с низким содержанием серы (не более 0,05% - I вид; не более 0,1% - II вид) и ароматических углеводородов; ДЛЭЧ — летнее, экологически чистое с низким содержанием серы (0,05-1%); ДЛЭЧ-В — летнее, экологически чистое с низким содержанием серы и ограниченным содержанием ароматических углеводородов; УФС — дизельное топливо с утяжеленным фракционным составом, как следствие, с более высокой (на 20—30 "С) температурой окончания кипения; ДЛЭ, ДЗЭ — экспортные дизельные топлива, летнее и зимнее соответственно; РФС — дизельное топливо с расширенным фракционным составом, с добавлением бензиновых фракций, позволяющих повысить ресурс двигателя на 30%, низкой вязкостью и температурой вспышки. Керосины используют в бытовых нагревательных и осветительных приборах. Отличительной особенностью керосинов является ограничение содержания тяжелых углеводородных фракций, ухудшающих процесс горения. С уменьшением содержания ароматических углеводородов возрастает интенсивность свечения и теплотворная способность. Поэтому керосины различают в зависимости от высоты некоптящего пламени — показателя, зависящего от содержания ароматических углеводородов. Существенным требованием, предъявляемым к керосинам, является минимальное содержание в них смол и нафтеновых кислот, засоряющих поры фитилей. К этой же группе топлив относится лигроин (ОСТ 38 01423-87), представляющий собой фракцию прямой перегонки нефти и применяемый в приборостроении в качестве наполнителя для жидкостных приборов. Лигроин — легковоспламеняющаяся прозрачная бесцветная или слабо-желтая жидкость с температурой кипения в пределах 120-240 "С. Температура самовоспламенения лигроина 380 "С, вспышки — 10 "С. На основе бензиновой фракции прямой перегонки изготовляют также уайт-спирит — растворитель для лакокрасочной промышленности. Температура кипения уайт-спирита 165-200 °С, содержание ароматических углеводородов — 16%. Топливо для реактивных двигателей. Основными марками топ* лив для авиационных двигателей с дозвуковой скоростью полета являются ТС-1, РТ, Т-1, Т-1С. Температура кипения указанных топлив
Раздел 5. Криминалистическое исследование нефтепродуктов лежит в пределах от 130 до 280 "С, температура самовоспламенения — 220 "С. Топливо марок РТ и ТС-1 получают прямой перегонкой с применением дополнительной очистки и смешиванием прямо-гонного и гидроочищенного компонентов. Для сверхзвуковой авиации выпускается топливо марок Т-6 и Т-8В, которое получают путем гидрокрекинга вакуумного дистиллята, а также из прямогонного сырья с применением процессов очистки и уменьшением количества ароматических соединений. Смазочные масла. Современные смазочные масла представляют собой сложные смеси различных компонентов, каждый из которых выполняет свои функции. Их изготовляют на основе базовых масел: дистиллятных (получаемых на основе вакуумной перегонки мазутов); остаточных или их смесей (получаемых из деасфальтизирован-ных масляных гудронов), в которые вводят присадки различного назначения или их композиции, улучшающие эксплуатационные свойства. По происхождению смазочные масла подразделяют на нефтяные (минеральные), синтетические и смешанные (содержат в различных соотношениях синтетические и нефтяные компоненты). Минеральные смазочные материалы изготовляют из мазута, представляющего собой остаток после атмосферной перегонки нефти, и гудрона — остатка после вакуумной перегонки мазута. В качестве синтетических масел используют синтетические углеводороды, эфи-ры, галогениды углерода, полиалкиленгликоли. Синтетические углеводороды получают полимеризацией олефинов (этилена, пропилена и т. д.). Синтетические масла имеют более низкую по сравнению с минеральными маслами испаряемость, повышенную термическую и химическую стабильность. Они устойчивы к действию высоких температур (до 300-400 °С) и радиации. Синтетические масла имеют также по сравнению с минеральными более выраженные противонз-носные свойства. Нефтяные масла по назначению можно разделить на четыре больших группы: • моторные масла; • трансмиссионные масла; • энергетические масла; • индустриальные масла. Моторные масла предназначены для смазывания деталей двигателей внутреннего сгорания. Они подразделяются на масла для дизе- 262 Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации Раздел 5. Криминалистическое исследование нефтепродуктов 263
лей, карбюраторных и авиационных двигателей. Основные требования к моторным маслам следующие: • высокая моющая, диспергирующе-стабилизирующая способ • высокая термическая и термоокислительная способность, позво • минимальный износ трущихся поверхностей за счет высокой • отсутствие коррозионного воздействия на материал деталей • слабая зависимость вязкости от температуры. Для легкого пуска • совместимость с материалами уплотнений; • невысокая пенообразующая способность для обеспечения нор Условия, при которых работают масла, выдвигают к ним достаточно жесткие требования. Так, вязкостно-температурные свойства моторных масел обусловлены их температурным режимом работы в двигателе внутреннего сгорания. Температура газов в камере поршневого двигателя составляет 2500 °С, при том, что температура окружающего воздуха может быть -45 °С. Для обеспечения вышеперечисленных свойств в масла вводят присадки, которые классифицируются в зависимости от обеспечиваемых ими свойств следующим образом: • детергентно-диспергирующие, ограничивающие отложения про • антифрикционные, противоизносные и противозадирные, улуч • депрессорные, понижающие температуру застывания; • вязкостные, повышающие вязкость и улучшающие вязкост • антипенные, предотвращающие вспенивание масла; • антиокислительные, предохраняющие масло от окисления кис
• противокоррозионные, снижающие разрушение металла под • моющие, препятствующие образованию твердых отложений (на В качестве присадок используют углеродные и элементорганиче-ские соединения различных типов, в том числе низкомолекулярные поверхностно-активные вещества и полимеры. В настоящее время основная часть присадок к маслам многофункциональны. При этом разрабатывается не присадка с конкретными свойствами, а их композиция (пакет присадок) с целью получения максимального эффекта по всей совокупности свойств масел. Классификация моторных масел основана на их вязкости и эксплуатационных свойствах. По этим показателям все моторные масла (кроме авиационных) подразделяются на незагущенные и всесезон-ные загущенные (с добавлением специальных загустителей). Система обозначения моторных масел регламентируется ГОСТ 174791-85 и включает в себя следующие обозначения: • М — масло моторное. Цифра — обозначает класс кинематической вязкости. Всего классов 11. Для незагущенных масел установлено 7 классов, в которых вязкость, измеренная при 100 °С, с увеличением класса изменяется от 3,8 до 23 сСт (мм2/с). Для загущенных масел (4 класса) рядом с классом ставится индекс 3, а вязкость при этом нормируется для двух значений температур: 100 °С и -18 °С. Кроме того, для таких масел существует 10 дробных классов, для которых вязкость при Т = -18 "С соответствует классу, указанному в числителе, а при Т =100 °С— в знаменателе. Буква — соответствует области применения масла: • А — нефорсированиые двигатели; ' • Б — малофорсированные двигатели; • В — среднефорсированные двигатели;
• Г — высокофорсированные двигатели; • Д — высокофорсированные дизельные двигатели, работающие • Е — дизели малогабаритные, двигатели с лубрикаторной систе 264 Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации Раздел 5. Криминалистическое исследование нефтепродуктов 265
Индекс рядом с буквой обозначает; • 1 — карбюраторные двигатели; • 2 — дизели.
• М^ — моторное масло класса вязкости 8, предназначено для • М6з/10-Г| ~ моторное масло всесезош-юе класса вязкости 63/10, За рубежом для обозначения класса вязкости разработана система 5АЕ (ЗоаеСу оГ Аи1ото1луе Еп§теег5), а для обозначения уровня эксплуатационных свойств — система АР1 (Атепсап Регто1ешп 1П5С1- Обозначения системы 5АЕ включают в себя шесть зимних классов: 0\У, 5\У, 10\У, 15ДУ, 20АУ, 25^ и пять летних классов: 20, 30, 40, 50, 60 кинематической вязкости. Если присутствует одновременно зимний и летний классы вязкости, разделенные тире, то масло всесе-зонное и при минусовых температурах соответствует зимнему классу вязкости, а при плюсовых — летнему. Существует соответствие между обеими системами обозначения классов вязкости. Например, класс 10\У-30 соответствует 43/10, 5\У-20 соответствует 33/8 и т. д. В соответствии со стандартами АР1 индекс 5 обозначает масло для бензиновых двигателей, С — для дизельных двигателей. Класс масла обозначается латинскими буквами от А до Н. Чем дальше буква отстоит от начала алфавита, тем более жесткие условия эксплуатации масла. По группам эксплуатации также существует соответствие между отечественными классами и системой АР1. Например, 8В — соответствует группе А; ЗС — соответствует группе Б1; 5Е — соответствует группе П. Трансмиссионные масла — предназначены для смазывания зубчатых передач, редукторов и других деталей трансмиссии машин и механизмов. Условия работы масла в трансмиссиях транспортных средств имеют свои особенности: во-первых, условия трения в зубчатых передачах более напряженные, чем в двигателях внутреннего сгорания и других механизмах; во-вторых, более продолжительная бессменная эксплуатация масла, залитого в агрегат трансмиссии, по сравнению с моторным; в-третьих, широкий интервал температур (от -50 до + 150 °С и выше), при котором масло должно сохранять свои функции. Трансмиссионные масла должны удовлетворять следующим требованиям: • снижать износ трущихся пар; • снижать потери энергии на преодоление трения; • отводить тепло от трущихся поверхностей; • защищать металлические поверхности от коррозии; • понижать шум, вибрацию шестерен, смягчать в них ударные на • удалять из зоны трения продукты износа и другие примеси. . 9, 12, 18, 34. Цифра, указывающая класс, обозначает среднее значение вязкости, измеренное при 100 °С. В зависимости от эксплуатационных свойств и возможной области применения трансмиссионные масла разделены на пять групп: • 1 — масло без присадок, предназначено для конических и чер • 2 — масло с противоизносными присадками, предназначено для • 3 — масло с противоизносными присадками умеренной эффек • 4 — масло с противоизносными и высокоэффективными присад • 5 — масло с противозадирными и противоизносными высокоэф Пример обозначений: ТМ5-93 — масло трансмиссионное пятой эксплуатационной группы, загущенное, вязкость при 100 "С от 6,00 до 11,00 сСт (мм2/с) (9-й класс вязкости). Энергетические масла предназначены в основном для использования в энергетике, электротехнической промышленности и подразделяются на турбинные, электроизоляционные и компрессорные. Турбинные масла предназначены для смазывания и охлаждения подшипников в системах регулирования различных турбоагрегатов 266 Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации генераторов электрического тока, в гидравлических системах различных механизмов. Электроизоляционные масла — обеспечивают изоляцию и тепло-отвод в электрооборудовании. По назначению они подразделяются на трансформаторные (предназначены для заполнения трансформа--торов), конденсаторные (для пропитки конденсаторов), кабельные (изолирующая среда в маслонаполненных кабелях) и масла для выключателей (наполняющая среда в маслонаполняемых выключателях для гашения электрической дуги). Компрессорные масла предназначены для смазки деталей (цилиндров, клапанов) компрессорных машин. Индустриальные масла подразделяются на две большие группы: масла общего и специального назначения. 1. Масла общего назначения служат для смазывания наиболее рас • Л — для смазки легконагруженных узлов (шпинделей, подшип • Г — для смазки гидравлических систем; • Н — для смазки направляющих скольжения; • Т — для смазки тяжелонагруженных узлов (зубчатых, кониче Подгруппы эксплуатации в соответствии с вводимыми присадками следующие: А (без присадок), В (антиоксидантные и антикоррозионные присадки), С (противонзносные присадки), Д (противоза-дирные присадки), Е (противоскачковые присадки). Пример обозначения: И-Г-С-32 — масло индустриальное, группа эксплуатации Г, подгруппа С, класс вязкости 32 (вязкость при 40 °С составляет 32 сСт (мм2/с). 2. Специальные масла минеральные и синтетические масла с при Смазки — занимают промежуточное положение между жидкими и твердыми смазочными материалами. По консистенции различают полужидкие, пластичные и твердые смазки. В состав смазок входит жидкая масляная основа (дисперсионная среда) — 75-90%, твердый загуститель (дисперсная фаза) — 5-25%, присадки и наполнители — до 5%. раздел 5. Криминалистическое исследование нефтепродуктов 267 Дисперсионная среда определяет эксплуатационные свойства, в частности вязкость смазок. Дисперсная фаза в основном определяет температурные пределы, антифрикционные и защитные свойства смазок, водостойкость, механическую и антиокислительную стабильность смазок. Дисперсной фазой могут служить мыла, неорганические вещества (силикагель, графит, асбест), органические вещества (сажа, пигменты, полимеры), твердые углеводороды (церезин, парафин, озокерит, воск). Присадки — это растворимые в дисперсионной среде поверхностно-активные вещества. Они имеют, как правило, многофункциональное воздействие на эксплуатационные характеристики смазок, такие, как вязкость, коррозионную стойкость, противоизносность и пр. Наполнители — это нерастворимые в смазках высокодисперсные материалы, улучшающие их эксплуатационные свойства: смазочную способность, химическую и термическую устойчивость. В качестве наполнителей обычно используют слюду, тальк, нитрид бора, графит и пр. Прочие нефтепродукты. Под ними понимают нефтепродукты, не вошедшие в первые три класса (топлива, масла, смазки). Важнейшими из них, имеющими практическую значимость, являются парафины, церезины, вазелины, коксы нефтяные, битумы, кислоты нефтяные. Парафины — воскоподобные вещества, представляющие собой смесь предельных углеводородов сложного состава с температурой плавления 40-65 "С. Вазелин — однородная мазь, смесь тяжелого нефтяного масла и твердых углеводородов (парафина, церезина и пр.). Используется в медицинских целях, для пропитки бумажных конденсаторов, в качестве смазочного материала в технике. Церезины применяют в качестве загустителей для изготовления смазок, электроизоляционных материалов и пр. Коксы в основном используют для производства углеродных конструкционных материалов, для изготовления электродов, в алюминиевой промышленности. Битумы — это водорастворимые смеси углеводородов и асфальте-но-смолистых веществ. Содержат соединения серы, кислорода и азота, а также их кислородных, сернистых и азотистых производных. Ассортимент битумов включает в себя битумы дорожные, строительные, специальные и высокоплавкие. 268 Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации Раздел 5. Криминалистическое исследование нефтепродуктов 269
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 454. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |