Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НП И ГСМ




Источником получения нефтепродуктов и горюче-смазочных ма­териалов в большинстве случаев является нефть, которая представ­ляет собой жидкость от желтого до черного цвета (в зависимости от


254


Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информацт


Раздел 5. Криминалистическое исследование нефтепродуктов


255


 


месторождения) с характерным запахом, легче воды. Состав нефти весьма сложен. В основном она состоит из углеводородов различного вида, а именно:

• предельных или насыщенных углеводородов (их молекулы по­
строены так, что все четыре единицы валентности углерода пре­
дельно насыщены водородом). Они имеют общую формулу
СпН2п+2- К ним относятся метан СН4, этан С2Нб, пропан С3Н8,
бутан С4Н10, пентан С5Н]2, гексан, гептан, октан, нонан, декаи
и т. д. Указанные соединения получили также название парафи­
нов;

• непредельных (ненасыщенных) углеводородов. Непредельные
углеводороды подразделяются в зависимости от количества свя­
зей между атомами углерода на два больших ряда: этилена, име­
ющих двойные связи между атомами углерода, и ацетилена,
имеющих тройные связи.

Углеводороды ряда этилена, или олефины, имеют общую формулу (С„Н2п). К ним относят этилен, пропилен, бутилен, диметилэтилен, амилен, гексилен и т. д.

К углеводородам ряда ацетилена, или алкинам, кроме самого аце­тилена, имеющего формулу НС = СН(С2Н2), относят производные ацетилена, у которого один или два атома водорода замещены на раз­личные радикалы:

• мети л ацетилен НС = С-СН3, этилацетилен НС = С-С2Н5, ме-
тилэтилацетилен СНЗ — С = С-С2Н5;

• циклические соединения, молекулы которых имеют замкнутые
цепи (циклы) атЪмов и подразделяются на два класса: карбо-
циклические соединения, содержащие в цикле только атомы уг­
лерода, и гетероциклические соединения, содержащие в цикле
кроме атомов углерода атомы других элементов, таких, как азот,.
сера, кислород и т. д. Карбоциклические соединения также по­
дразделяются на две группы: алициклические (соединения,
сходные по свойствам с алифатическими или предельными уг­
леводородами) и ароматические (соединения, которые отлича­
ются содержанием особой циклической группы из шести атомов
углерода, названной бензольным ядром — С6Н6 и определяющей
специфические свойства соединений ароматического ряда).
К циклическим соединениям относят бензол, толуол, ксилол,
нафталин, антрацен и другие.


Основным (первичным) процессом переработки нефти является перегонка. Перегонку нефти проводят на специальных установках, состоящих из трубчатой печи, ректификационной колонны и тепло-обменной аппаратуры. В процессе перегонки смесь нагретых паров направляют в ректификационную колонну, из которой отбирают от­дельные фракции, различающиеся по температурам кипения. Основ­ных фракций нефти три: бензиновая, керосиновая, мазут.

Температура кипения бензиновой фракции 40—200 °С. Из бензи­новой фракции в результате последующей перегонки выделяют раз­личные сорта бензинов:

• легкий бензин — петролейный эфир с температурой кипения
40-75 °С;

• средний бензин — собственно бензин с температурой кипения
70-120 "С;

• тяжелый бензин — лигроин с температурой кипения 120—140 "С.

Температура кипения керосиновой фракции—150—350 °С.

Температура кипения мазута —более 350 "С. Из мазута при до­полнительной перегонке с водяным паром или в вакууме выделяют соляровые масла и различные смазочные материалы. Остаток мазута после перегонки представляет собой гудрон. ,

Наиболее ценная бензиновая фракция при перегонке нефти со­ставляет всего лишь 5-20% общей массы нефти. Для увеличения вы­хода бензина применяют более сложный технологический процесс, называемый крекингом нефти. В процессе крекинга происходит рас­щепление молекул углеводородов с большим числом углеродных атомов на более мелкие молекулы предельных и непредельных угле­водородов, составляющих в основном фракцию бензинов. Помимо деструкции в процессе крекинга происходит изомеризация молекул, их уплотнение и т. д. Существует несколько разновидностей крекин­га нефти: термический (г. = 450-500 °С, давление 20-70кгс/см2, т. е. 2-7 МПа), крекинг при низких давлениях (1 = 550-600 "С, давление 3-5кгс/сма, т. е. 0,3-0,5 МПа), каталитический крекинг (С=450 °С, атмосферное давление, катализатором служат активированные алю­мосиликаты).

Классификацию НП и ГСМ можно проводить по нескольким основаниям:

1. По назначению:

ГСМ технического применения. Они, в свою очередь, делятся на
топлива и смазочные материалы;


256


Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации


Раздел 5. Криминалистическое исследование нефтепродуктов                257


 


• нефтепродукты прочего назначения (парафины, битумы, мазут,
асфальт, озокерит и т. д.).

1. По цвету:

светлые (бензины, керосин, очищенные смазочные материалы);

• темные (гудрон, битум, большинство смазочных материалов).
3. По летучести:

• легколетучие (бензин, лигроин и пр.), имеющие температуру
кипения менее 200 °С;

• малолетучие (керосин, печное топливо, мазут и пр.) с темпера­
турой кипения немного более 200 °С;

• практически нелетучие (масла, смазки и пр.) с температурой ки­
пения выше 300 °С.

Ассортимент НП и ГСМ чрезвычайно широк и содержит несколь­ко сотен наименований. Классификация товарных НП и ГСМ приве­дена на рис. 11.

Все нефтепродукты и горюче-смазочные материалы можно разде­лить на четыре больших класса:

• топлива; .

• масла;

• смазки;

• прочие нефтепродукты.

Объектами криминалистических исследований в основном явля­ются три больших класса товарных нефтепродуктов и ГСМ: топлива, масла и смазки.

Топлива, в свою очередь, подразделяются на:

• бензины;

• дизельное топливо;

• керосины;

• топливо для реактивных двигателей.

Бензины предназначены для работы поршневых двигателей с при­нудительным воспламенением от искры. При изготовлении совре­менных товарных бензинов используют смешивание (компаундиро­вание) продуктов прямой перегонки нефти различного фракционно- I. го состава, каталитического крекинга (расщепления в присутствии катализаторов), гидрокрекинга (перегонка с водяным паром), пиро­лиза (глубокое расщепление жидких и твердых углеводородов слож-


Рис. 11.Классификация товарных НП и ГСМ

ного состава до простейших углеводородов). В состав бензинов так­же входят технический бутан, пентан, гексан и т. д.

В некоторые виды бензинов, которые не удовлетворяют требова­ниям стандартов по детонационной стойкости, добавляют высокоок­тановые компоненты (до 30%), в качестве которых используют аро­матические углеводороды.

В состав некоторых марок бензинов добавляют присадки, которы­ми являются вещества различного химического состава, добавляе­мые в малых количествах для повышения их эксплуатационных ха­рактеристик. Содержание присадок в жидких топливах не превыша­ет сотых или десятых долей по, массе. Присадки к топливам улучшают процессы сгорания, способствуют сохранению первона-

9-213


259

258                    Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации

чальных свойств топлива при хранении, транспортировке, использо­вании, снижают вредное воздействие топлива па механизмы и аппа­ратуру, облегчают использование топлива при низких температурах. Наибольшее применение получили следующие присадки к бензинам:

• аитиоксиданты (антиокислители) (параоксндифениламип, аль­
фа-нафтол), ингибиторы химические, дезактиваторы металла (пре­
пятствуют протеканию нежелательных химических реакций);

• стабилизаторы (способствуют сохранению устойчивости смеси);

• противонагарные (препятствуют отложению нагара на цилинд­
рах и поршнях двигателя.

Используемый ранее в качестве антидетонатора тетраэтилсвинец в настоящее время не применяется из-за своей повышенной токсич­ности.

Основной характеристикой бензинов является детопациопная стойкость, показателем которой является октановое число, равное содержанию (% об.) изооктана в смеси с п-гептаноы. Данная смесь по детонационной стойкости должна быть эквивалентна топливу, ис­пытываемому в стандартных условиях. Так, топливо с октановым числом 92 по своей детонационной стойкости эквивалентно смеси, состоящей из 92% (об.) изооктана и 8% (об.) п-гептана. В настоящее время выпускают следующие марки автомобильных бензинов: А-72, А-76, АИ-92, АИ-95, АИ-98. Буква «А» обозначает, что бензин авто­мобильный, «И» — значение октанового числа определено исследо­вательским методом. Цифры соответствуют минимальному октано­вому числу. Этилированные бензины, например А-76, окрашивают красителями желтого цвета: «желтый К» — концентрация 6 ± ОДмг/кг или «желтый Ж» — концентрация 4 ± 0,1 мг/кг).

Кроме автомобильных бензинов, отечественной промышленно­стью выпускаются авиационные бензины (в обозначении бензинов присутствует буква «Б»), например, Б-100/130; Б-95/130; Б-91/115 (ГОСТ 1012-72). Числитель дроби показывает минимальное октано­вое число, определенное по моторному методу. Знаменатель дроби указывает сортность.

Помимо указанных, промышленностью в настоящее время выпус­каются также бензин-растворитель для резиновой промышленности (ГОСТ 443-76), бензин-растворитель для лакокрасочной промыш­ленности (ГОСТ 3134-78) и пр.

Дизельные топлива (ДТ) предназначены для работы дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники и представ-


Раздел 5. Криминалистическое исследование нефтепродуктов

ляют собой прямогонные фракции нефти, выкипающие при темпера­туре 150-360 °С. Их изготавливают компаундированием (смешива­нием) дистиллятных фракций, получаемых в процессе перегонки не­фти и подвергнутых затем гидроочистке и депарафинизации (уда­лению парафиновых фракций). В зависимости от условий приме­нения установлены три вида дизельных топлив по ГОСТ 305-82:

Л, 3, А:

1) Л — летнее, для эксплуатации при температуре от О °С и выше.

2) 3 —зимнее, для эксплуатации в температурном режиме до

-35 'С.

3) А — арктическое, по условиям применения до -50 °С и ниже.
По содержанию серы ДТ подразделяется на два вида: для первого

массовая доля серы не превышает 0,2%; для второго и третьего — 0,5%. Для марки А массовая доля серы составляет не более 0,4%. В условное обозначение дизельных топлив марки Л входят массовая доля серы и температура вспышки. Температура вспышки — это ми­нимальная температура, при которой происходит кратковременное воспламенение паров нефтепродуктов от пламени в условиях испы­тания в закрытом или открытом тигле. Например, дизельное топли­во летнее с массовой долей серы 0,2% и температурой вспышки 40 °С обозначают как Л-0,2- плюс 40 ГОСТ 305-82. У зимнего топлива в обозначении присутствует температура застывания: 3-0,2-минус 35 ГОСТ 305-82. У арктического дизельного топлива указывается то­лько массовая доля серы, например А-0,4 ГОСТ 305-82.

К основным показателям качества ДТ относят воспламеняемость, вязкость, температуру застывания, фракционный состав, содержание серы, механических примесей и воды.

Воспламеняемость ДТ оценивается цетановым числом (ЦЧ). В ка­честве эталонов для его определения принимают гексадекан (ЦЧ=100) и сульфаметилнафталин (ЦЧ=0). Цетановое число топли­ва равно содержанию цетана в смеси с сульфаметил нафталин ом, ко­торая в стандартных условиях испытания адекватна по воспламеняе­мости испытываемому топливу. Цетановое число зависит от химиче­ской природы топлива. Оптимальным цетановым числом является 40-50. Превышение этого значения приводит к увеличению расхода топлива за счет уменьшения полноты сгорания, а занижение — к же­сткой со стуком работе двигателя.

Температура застывания ДТ должна быть на 10-15 "С ниже темпе­ратуры воздуха, так как при меньшей разнице ДТ густеет. Основные марки дизельного топлива следующие:


, I

260

Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации

ДАЭЧ — арктическое, экологически чистое с низким содержанием серы (не более 0,05% - I вид; не более 0,1% - II вид) и ароматиче­ских углеводородов;

ДЛЭЧ — летнее, экологически чистое с низким содержанием серы (0,05-1%);

ДЛЭЧ-В — летнее, экологически чистое с низким содержани­ем серы и ограниченным содержанием ароматических углеводо­родов;

УФС — дизельное топливо с утяжеленным фракционным соста­вом, как следствие, с более высокой (на 20—30 "С) температурой окончания кипения;

ДЛЭ, ДЗЭ — экспортные дизельные топлива, летнее и зимнее со­ответственно;

РФС — дизельное топливо с расширенным фракционным соста­вом, с добавлением бензиновых фракций, позволяющих повысить ресурс двигателя на 30%, низкой вязкостью и температурой вспышки.

Керосины используют в бытовых нагревательных и осветитель­ных приборах. Отличительной особенностью керосинов является ограничение содержания тяжелых углеводородных фракций, ухуд­шающих процесс горения. С уменьшением содержания ароматиче­ских углеводородов возрастает интенсивность свечения и теплотвор­ная способность. Поэтому керосины различают в зависимости от вы­соты некоптящего пламени — показателя, зависящего от содержания ароматических углеводородов. Существенным требованием, предъ­являемым к керосинам, является минимальное содержание в них смол и нафтеновых кислот, засоряющих поры фитилей.

К этой же группе топлив относится лигроин (ОСТ 38 01423-87), представляющий собой фракцию прямой перегонки нефти и приме­няемый в приборостроении в качестве наполнителя для жидкостных приборов. Лигроин — легковоспламеняющаяся прозрачная бесцвет­ная или слабо-желтая жидкость с температурой кипения в пределах 120-240 "С. Температура самовоспламенения лигроина 380 "С, вспышки — 10 "С.

На основе бензиновой фракции прямой перегонки изготовляют также уайт-спирит — растворитель для лакокрасочной промышлен­ности. Температура кипения уайт-спирита 165-200 °С, содержание ароматических углеводородов — 16%.

Топливо для реактивных двигателей. Основными марками топ* лив для авиационных двигателей с дозвуковой скоростью полета яв­ляются ТС-1, РТ, Т-1, Т-1С. Температура кипения указанных топлив


 

261

Раздел 5. Криминалистическое исследование нефтепродуктов

лежит в пределах от 130 до 280 "С, температура самовоспламене­ния — 220 "С. Топливо марок РТ и ТС-1 получают прямой перегон­кой с применением дополнительной очистки и смешиванием прямо-гонного и гидроочищенного компонентов. Для сверхзвуковой авиа­ции выпускается топливо марок Т-6 и Т-8В, которое получают путем гидрокрекинга вакуумного дистиллята, а также из прямогонного сы­рья с применением процессов очистки и уменьшением количества ароматических соединений.

Смазочные масла. Современные смазочные масла представляют собой сложные смеси различных компонентов, каждый из которых выполняет свои функции. Их изготовляют на основе базовых масел: дистиллятных (получаемых на основе вакуумной перегонки мазу­тов); остаточных или их смесей (получаемых из деасфальтизирован-ных масляных гудронов), в которые вводят присадки различного на­значения или их композиции, улучшающие эксплуатационные свой­ства. По происхождению смазочные масла подразделяют на нефтяные (минеральные), синтетические и смешанные (содержат в различных соотношениях синтетические и нефтяные компоненты). Минеральные смазочные материалы изготовляют из мазута, пред­ставляющего собой остаток после атмосферной перегонки нефти, и гудрона — остатка после вакуумной перегонки мазута. В качестве синтетических масел используют синтетические углеводороды, эфи-ры, галогениды углерода, полиалкиленгликоли. Синтетические угле­водороды получают полимеризацией олефинов (этилена, пропилена и т. д.). Синтетические масла имеют более низкую по сравнению с минеральными маслами испаряемость, повышенную термическую и химическую стабильность. Они устойчивы к действию высоких тем­ператур (до 300-400 °С) и радиации. Синтетические масла имеют также по сравнению с минеральными более выраженные противонз-носные свойства.

Нефтяные масла по назначению можно разделить на четыре боль­ших группы:

• моторные масла;

• трансмиссионные масла;

• энергетические масла;

• индустриальные масла.

Моторные масла предназначены для смазывания деталей двигате­лей внутреннего сгорания. Они подразделяются на масла для дизе-


262                   Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации


Раздел 5. Криминалистическое исследование нефтепродуктов


263


 


лей, карбюраторных и авиационных двигателей. Основные требова­ния к моторным маслам следующие:

• высокая моющая, диспергирующе-стабилизирующая способ­
ность по отношению к нерастворимым загрязнениям в сочета­
нии с эффективным нейтрализующим действием;

• высокая термическая и термоокислительная способность, позво­
ляющая работать при высоких температурах;

• минимальный износ трущихся поверхностей за счет высокой
прочности масляной пленки, достаточной вязкости при высокой
температуре;

• отсутствие коррозионного воздействия на материал деталей
двигателя и способность предохранения от внешней коррозии;

• слабая зависимость вязкости от температуры. Для легкого пуска
двигателя при низкой температуре и надежной работы в тяже­
лых режимах;

• совместимость с материалами уплотнений;

• невысокая пенообразующая способность для обеспечения нор­
мальной работы масляных насосов.

Условия, при которых работают масла, выдвигают к ним достаточ­но жесткие требования. Так, вязкостно-температурные свойства мо­торных масел обусловлены их температурным режимом работы в двигателе внутреннего сгорания. Температура газов в камере поршневого двигателя составляет 2500 °С, при том, что температура окружающего воздуха может быть -45 °С.

Для обеспечения вышеперечисленных свойств в масла вводят присадки, которые классифицируются в зависимости от обеспечива­емых ими свойств следующим образом:

• детергентно-диспергирующие, ограничивающие отложения про­
дуктов окисления на деталях двигателя;

• антифрикционные, противоизносные и противозадирные, улуч­
шающие смазочные свойства;

• депрессорные, понижающие температуру застывания;

• вязкостные, повышающие вязкость и улучшающие вязкост­
но-температурные свойства;

• антипенные, предотвращающие вспенивание масла;

• антиокислительные, предохраняющие масло от окисления кис­
лородом воздуха;


 

• противокоррозионные, снижающие разрушение металла под
воздействием агрессивной среды;

• моющие, препятствующие образованию твердых отложений (на­
гаров, лаков, осадков) на деталях механизмов.

В качестве присадок используют углеродные и элементорганиче-ские соединения различных типов, в том числе низкомолекулярные поверхностно-активные вещества и полимеры.

В настоящее время основная часть присадок к маслам многофунк­циональны. При этом разрабатывается не присадка с конкретными свойствами, а их композиция (пакет присадок) с целью получения максимального эффекта по всей совокупности свойств масел.

Классификация моторных масел основана на их вязкости и эксп­луатационных свойствах. По этим показателям все моторные масла (кроме авиационных) подразделяются на незагущенные и всесезон-ные загущенные (с добавлением специальных загустителей).

Система обозначения моторных масел регламентируется ГОСТ 174791-85 и включает в себя следующие обозначения:

• М — масло моторное.

Цифра — обозначает класс кинематической вязкости. Всего клас­сов 11. Для незагущенных масел установлено 7 классов, в которых вязкость, измеренная при 100 °С, с увеличением класса изменяется от 3,8 до 23 сСт (мм2/с). Для загущенных масел (4 класса) рядом с клас­сом ставится индекс 3, а вязкость при этом нормируется для двух зна­чений температур: 100 °С и -18 °С. Кроме того, для таких масел суще­ствует 10 дробных классов, для которых вязкость при Т = -18 "С соот­ветствует классу, указанному в числителе, а при Т =100 °С— в знаменателе.

Буква — соответствует области применения масла:

• А — нефорсированиые двигатели; '

• Б — малофорсированные двигатели;

• В — среднефорсированные двигатели;

 

• Г — высокофорсированные двигатели;

• Д — высокофорсированные дизельные двигатели, работающие
в тяжелых условиях эксплуатации;

• Е — дизели малогабаритные, двигатели с лубрикаторной систе­
мой смазки, работающие на тяжелом топливе с содержанием се­
ры до 3,5%.


264


Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации


Раздел 5. Криминалистическое исследование нефтепродуктов


265


 


Индекс рядом с буквой обозначает;

• 1 — карбюраторные двигатели;

• 2 — дизели.
Например:

 

• М^ — моторное масло класса вязкости 8, предназначено для
среднефорсированных карбюраторных двигателей;

• М6з/10-Г| ~ моторное масло всесезош-юе класса вязкости 63/10,
предназначено для высокофорсированных карбюраторных дви­
гателей.

За рубежом для обозначения класса вязкости разработана систе­ма 5АЕ (ЗоаеСу оГ Аи1ото1луе Еп§теег5), а для обозначения уровня эксплуатационных свойств — система АР1 (Атепсап Регто1ешп 1П5С1-

Обозначения системы 5АЕ включают в себя шесть зимних клас­сов: 0\У, 5\У, 10\У, 15ДУ, 20АУ, 25^ и пять летних классов: 20, 30, 40, 50, 60 кинематической вязкости. Если присутствует одновременно зимний и летний классы вязкости, разделенные тире, то масло всесе-зонное и при минусовых температурах соответствует зимнему классу вязкости, а при плюсовых — летнему.

Существует соответствие между обеими системами обозначения классов вязкости. Например, класс 10\У-30 соответствует 43/10, 5\У-20 соответствует 33/8 и т. д.

В соответствии со стандартами АР1 индекс 5 обозначает масло для бензиновых двигателей, С — для дизельных двигателей. Класс масла обозначается латинскими буквами от А до Н. Чем дальше бук­ва отстоит от начала алфавита, тем более жесткие условия эксплуа­тации масла. По группам эксплуатации также существует соответ­ствие между отечественными классами и системой АР1.

Например, 8В — соответствует группе А; ЗС — соответствует груп­пе Б1; 5Е — соответствует группе П.

Трансмиссионные масла — предназначены для смазывания зубча­тых передач, редукторов и других деталей трансмиссии машин и ме­ханизмов.

Условия работы масла в трансмиссиях транспортных средств име­ют свои особенности: во-первых, условия трения в зубчатых переда­чах более напряженные, чем в двигателях внутреннего сгорания и других механизмах; во-вторых, более продолжительная бессменная эксплуатация масла, залитого в агрегат трансмиссии, по сравнению


с моторным; в-третьих, широкий интервал температур (от -50 до + 150 °С и выше), при котором масло должно сохранять свои функции. Трансмиссионные масла должны удовлетворять следующим тре­бованиям:

• снижать износ трущихся пар;

• снижать потери энергии на преодоление трения;

• отводить тепло от трущихся поверхностей;

• защищать металлические поверхности от коррозии;

• понижать шум, вибрацию шестерен, смягчать в них ударные на­
грузки;

• удалять из зоны трения продукты износа и другие примеси. .
По вязкости трансмиссионные масла разделены па четыре класса:

9, 12, 18, 34. Цифра, указывающая класс, обозначает среднее значе­ние вязкости, измеренное при 100 °С.

В зависимости от эксплуатационных свойств и возможной обла­сти применения трансмиссионные масла разделены на пять групп:

• 1 — масло без присадок, предназначено для конических и чер­
вячных передач;

• 2 — масло с противоизносными присадками, предназначено для
прямозубных, спирально-конических передач;

• 3 — масло с противоизносными присадками умеренной эффек­
тивности;

• 4 — масло с противоизносными и высокоэффективными присад­
ками для различных трансмиссий, включая гипоидные;

• 5 — масло с противозадирными и противоизносными высокоэф­
фективными присадками, а также многофункциональными ком­
позициями присадок. Предназначено для гипоидных передач
при тяжелых условиях работы (контактных напряжениях свы­
ше 3000 МПа, включая ударные нагрузки, рабочая температура
масла до 150 °С).

Пример обозначений: ТМ5-93 — масло трансмиссионное пятой эксплуатационной группы, загущенное, вязкость при 100 "С от 6,00 до 11,00 сСт (мм2/с) (9-й класс вязкости).

Энергетические масла предназначены в основном для использо­вания в энергетике, электротехнической промышленности и подраз­деляются на турбинные, электроизоляционные и компрессорные.

Турбинные масла предназначены для смазывания и охлаждения подшипников в системах регулирования различных турбоагрегатов


266                   Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации

генераторов электрического тока, в гидравлических системах различ­ных механизмов.

Электроизоляционные масла — обеспечивают изоляцию и тепло-отвод в электрооборудовании. По назначению они подразделяются на трансформаторные (предназначены для заполнения трансформа--торов), конденсаторные (для пропитки конденсаторов), кабельные (изолирующая среда в маслонаполненных кабелях) и масла для вы­ключателей (наполняющая среда в маслонаполняемых выключате­лях для гашения электрической дуги).

Компрессорные масла предназначены для смазки деталей (ци­линдров, клапанов) компрессорных машин.

Индустриальные масла подразделяются на две большие группы: масла общего и специального назначения.

1. Масла общего назначения служат для смазывания наиболее рас­
пространенных узлов и механизмов оборудования в различных облас­
тях промышленности. По назначению они подразделяются на четыре
группы, а по условиям эксплуатации и по вводимым в связи с этим
присадкам на пять подгрупп. Группы эксплуатации следующие:

• Л для смазки легконагруженных узлов (шпинделей, подшип­
ников и пр);

• Г — для смазки гидравлических систем;

• Н — для смазки направляющих скольжения;

• Т — для смазки тяжелонагруженных узлов (зубчатых, кониче­
ских передач и пр.).

Подгруппы эксплуатации в соответствии с вводимыми присадка­ми следующие: А (без присадок), В (антиоксидантные и антикорро­зионные присадки), С (противонзносные присадки), Д (противоза-дирные присадки), Е (противоскачковые присадки).

Пример обозначения: И-Г-С-32 — масло индустриальное, группа эксплуатации Г, подгруппа С, класс вязкости 32 (вязкость при 40 °С составляет 32 сСт (мм2/с).

2. Специальные масла минеральные и синтетические масла с при­
садками; предназначены для использования в узких областях техни­
ки при специфических условиях.

Смазки — занимают промежуточное положение между жидкими и твердыми смазочными материалами. По консистенции различают по­лужидкие, пластичные и твердые смазки. В состав смазок входит жид­кая масляная основа (дисперсионная среда) — 75-90%, твердый загус­титель (дисперсная фаза) — 5-25%, присадки и наполнители — до 5%.


раздел 5. Криминалистическое исследование нефтепродуктов                267

Дисперсионная среда определяет эксплуатационные свойства, в ча­стности вязкость смазок. Дисперсная фаза в основном определяет температурные пределы, антифрикционные и защитные свойства смазок, водостойкость, механическую и антиокислительную стабиль­ность смазок. Дисперсной фазой могут служить мыла, неорганиче­ские вещества (силикагель, графит, асбест), органические вещества (сажа, пигменты, полимеры), твердые углеводороды (церезин, пара­фин, озокерит, воск).

Присадки — это растворимые в дисперсионной среде поверхност­но-активные вещества. Они имеют, как правило, многофункциональ­ное воздействие на эксплуатационные характеристики смазок, такие, как вязкость, коррозионную стойкость, противоизносность и пр.

Наполнители — это нерастворимые в смазках высокодисперсные материалы, улучшающие их эксплуатационные свойства: смазочную способность, химическую и термическую устойчивость. В качестве на­полнителей обычно используют слюду, тальк, нитрид бора, графит и пр.

Прочие нефтепродукты. Под ними понимают нефтепродукты, не во­шедшие в первые три класса (топлива, масла, смазки). Важнейшими из них, имеющими практическую значимость, являются парафины, цере­зины, вазелины, коксы нефтяные, битумы, кислоты нефтяные.

Парафины — воскоподобные вещества, представляющие собой смесь предельных углеводородов сложного состава с температурой плавления 40-65 "С.

Вазелин — однородная мазь, смесь тяжелого нефтяного масла и твердых углеводородов (парафина, церезина и пр.). Используется в медицинских целях, для пропитки бумажных конденсаторов, в ка­честве смазочного материала в технике.

Церезины применяют в качестве загустителей для изготовления смазок, электроизоляционных материалов и пр.

Коксы в основном используют для производства углеродных кон­струкционных материалов, для изготовления электродов, в алюми­ниевой промышленности.

Битумы — это водорастворимые смеси углеводородов и асфальте-но-смолистых веществ. Содержат соединения серы, кислорода и азо­та, а также их кислородных, сернистых и азотистых производных. Ассортимент битумов включает в себя битумы дорожные, строитель­ные, специальные и высокоплавкие.


268


Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации


Раздел 5. Криминалистическое исследование нефтепродуктов


269


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 454.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...